Молодежные формы досуга
Картина социального и социокультурного воспитания была бы неполной без рассмотрения проблемы культурного досуга молодежи за рубежом.
Обратимся здесь к опыту Франции, одной из типичных передовых стран западного мира. (СНОСКА: Этот опыт отражен, прежде всего, в ряде материалов, периодически включаемых в научно-информационный сборник «Культура в современном мире». См., например: Франция: молодежь и культурный досуг вне дома // Культура в современном мире. - Вып.2. -М, 1998. - С. 110 - 118)
Как показывают исследования культурных запросов, проведенные в этой стране, молодежь от 12 до 25 лет объединяют общие увлечения и взгляды, которые резко отличают ее от старшего поколения. Существует так называемая «молодежная культура», которая не ограничивается потреблением культурных товаров и услуг (молодежь принимает активное участие в занятиях спортом), но и проявляется в особом отношении к культурно-художественному предложению: молодые любят кино и рок, слушают одни и те же молодежные радиостанции, все больше увлекаются видеоиграми, проявляют заметный интерес к театру и национальному наследию, к классической музыке и танцу (балету). Для молодежи характерна общая потребность в досуге вне дома, в том числе культурном. Уровень активности молодежи намного выше уровня взрослых. Расхождения со взрослыми иногда настолько отчетливы, что некоторые виды культурных посещений представляются только сугубо молодежными: кино, дискотека или выступление рок-группы. Тяга молодых к внедомашнему отдыху и вообще к коллективному времяпрепровождению наглядно отражается в их ответах на вопрос о культурно-досуговых расходах: на это уходит большая часть средств, с явным предпочтением кинематографа. (СНОСКА: Франция: молодежь и культурный досуг «вне дома» // Культура в современном мире. - Вып.2. - М, 1998.-С.110-118)
Анализ участия молодежи в различных видах культурных посещений позволяет распределить их на три группы.
Первая включает посещения, практикуемые молодежью в массовом порядке: кино, ярмарочные представления, дискотеки, парки отдыха и развлечений, соревнования и, в меньшей степени, рок-концерты. При этом частота посещений мероприятий такого уровня достаточно высока: не менее одного раза в месяц ходят в кино 21% молодых кинозрителей, не менее трех раз в год идут на концерт рок-музыки 34% молодых посетителей таких концертов, 33% молодых людей, посещающих дискотеки, делают это по крайней мере десять раз в год.
Вторая группа, наоборот, объединяет малораспространенные виды посещений; концерты классической и джазовой музыки, танцевальные (балетные) и оперные спектакли.
Третья группа, которую можно назвать промежуточной, включает посещения менее чем одним представителем молодежи из трех: театр, музеи и памятники.
Разумеется, интерес к тем или иным видам культурных занятий зависит в определенной степени от различных критериев (возраста, пола, места проживания - город или село и т.п.). Так, например, посещаемость танцевальных спектаклей, как классических, так и современных, среди девушек в два раза выше, чем среди юношей. Среди посетителей джазовых концертов большинство составляют мужчины.
Среди самых популярных видов досуга - посещение кино и рок-концертов. 74% молодых людей ставят кино на первое место среди любимых занятий, 81% молодых французов хотели бы чаще посещать рок-концерты.
Существуют три основных категории причин, препятствующих практике посещения тех или иных культурных мероприятий: слишком высокая цена, недостаточное предложение (в количестве или качестве) и отсутствие информации.
Но, конечно, не только эти причины препятствуют приобщению молодежи к культуре. Мы выделили бы, прежде всего, неразвитость культурных запросов определенной части молодых французов. Так, например, 15% из них никуда не ходят, кроме кино, и не хотят никуда ходить. 51% представителей этой группы заявляют, что их не привлекают даже рок-концерты. Правда, они любят спорт, видеоигры, телевизор, посещают места культурного отдыха, например, парки отдыха и развлечений.
0% молодых людей проводят вне дома мало времени и любят только рок-концерты. Многие представители этой группы признаются в своей нелюбви к театру (45%), музеям (62%), историческим памятникам (54%). Но многие из них смотрят телевизор, любят видеоигры и посещают кабачки, кабаре. Для этой категории молодежи культура сводится к стандарту: кино - дискотека - рок.
Можно сказать, что приобщение молодых французов к высокой культуре и высокому искусству - одна из нерешенных проблем. В анализируемых материалах мы не увидим, например, ни одного указания на то, как читают и что читают молодые французы в свободное время. По всей вероятности, чтение серьезной литературы, в том числе и художественной, выходит за рамки досуговых предпочтений большей части молодежи во Франции. Да и не только Франции. (СНОСКА: Читающая Россия: Мифы и реальность. - М.: Либерея, 1997. (Глава V. Мир чтения за рубежом (Швейцария, Германия, Польша, Франция, Канада, Южная Африка). - С. 175-196) К сожалению, такая же тенденция начинает проявляться и в России, считавшейся еще совсем недавно одной из самых «читающих» стран мира. Разумеется, и во Франции есть немало молодых людей, влюбленных в литературу, но не они составляют большинство. В журнале «Клуб», № 2 за 1995 г., рассказывается о таком увлечении французов - литературных и философских салонах. (СНОСКА: Пантелей И. Посидим, поговорим // Клуб. 1995. №2. С.42- 43) Посетители салонов встречаются, чтобы, забыв о будничной суете, поговорить «о любви и счастье, неверности и преданности, порядке и беспорядке». Так, каждую пятницу на берегу Сены в одном из литературных салонов Парижа встречаются двадцать молодых «салонье» (посетителей салона). Им около тридцати лет. Усевшись в креслах, они могут до самого утра с жаром обсуждать, например, проблемы любви и одиночества в жизни и творчестве Марселя Пруста. Читатели-энтузиасты основательно готовятся к заранее назначенной теме разговора, запасаются стопкой книг, поля которых испещрены пометками... Этот салон открыли две подруги-студентки Доротея и Мари-Пьер. Посетители салона по образованию не литераторы, но все они одинаково влюблены в литературу, которая помогает им понять и выразить самих себя.
Подобную цель преследуют завсегдатаи и других салонов, например, посетители философского салона Марка Сотэ. Участники еженедельных дискуссионных встреч заседают во главе со своим мэтром в уютном полумраке, под непрерывное жужжание кофемолки и соблазнительный запах свежих рогаликов. В начале каждого «сеанса» сорок «салонье» выбирают очередной философский сюжет для обсуждения. Например. «Куда движется современная цивилизация?» или «Можно ли говорить о прогрессе человечества?».
Философские кафе, литературные салоны, кружки поэзии, беседы о политике, ужины любителей истории - отнюдь не привилегия французской столицы. Они нашли своих приверженцев и в других городах - Дижоне, Ницце, Страсбурге.
Клубно-салонная мода Франции провозгласила новое отношение к культуре: сегодня человек хочет быть актером, творцом, а не простым зрителем и потребителем культуры.
Разумеется, клубно-салонные формы досуга охватывают элитарную часть молодежи, тем более, что эти салоны организуются по инициативе самих молодых людей. Но без внимания государства не оставлено и большинство молодых французов. Начиная с 1960 г. в стране получили распространение Дома молодежи и культуры, где молодые люди ориентируются на занятия в клубах по интересам, различные виды культуры и искусства. К концу 70-х гг. во Франции насчитывалось более 2 тыс. клубов по интересам и более 1 тыс. Домов молодежи и культуры. Популярны среди молодых французов и так называемые Центры каникул и досуга, обеспечивающие полноценный отдых и воспитание учащихся в их свободное время. (СНОСКА: Подробнее об этом см. в статье Е.О.Ришара «Городок Виллет - новый культурно-досуговой центр молодежи» // Теория и практика социальной работы: Сб. Т.2. - Москва-Тула, 1993.- С. 139 -148)
Заслуживает внимания инициатива французских властей по созданию новых рабочих мест для молодежи в сфере культуры. В «законе Обри» (по имени главного разработчика), принятом в октябре 1997 г., подчеркивается, что развитие культурно-досуговой деятельности населения регионов требует привлечения в эти области квалифицированных специалистов - аниматоров (своеобразных посредников между учреждениями культуры и их потенциальной аудиторией - В.Д.). В законе указываются 5 приоритетных направлений по созданию новых рабочих мест: посредническая деятельность, художественно-творческая в ранге любительства, страхование в сфере культуры, пропаганда национально-культурных достижений и развитие новых технологий информационных систем.
В марте 1998 г. Министерство культуры и средств массовой информации Франции подписало соглашение с Федерацией экомузеев и государственных музеев о создании в течение последующих 3-х лет 150 рабочих мест для молодых специалистов, которые должны были работать по линии связей с общественностью и заниматься развитием новых технологий информационных систем (задача: повышение уровня обслуживания посетителей музеев). «Закон Обри» определил и программу создания новых рабочих мест для молодежи в области библиотечного дела и пропаганды книги и чтения. Речь идет об обслуживании передвижных библиотек (так называемых «уличных библиотек» - функционируют с 1992 г.) в местах скопления людей (в парках и других зонах отдыха на природе). Молодые библиотекари выступают здесь в качестве посредников между потенциальными читателями и книжной продукцией. Впоследствии термин «книжный посредник» закрепился в употреблении, превратившись в должность.
Необходимо отметить, что книжные посредники формируются из людей, не имеющих специального библиотечного образования, но любящих книгу и чтение. Одновременно предполагается получение этой категорией молодых людей специального образования.
Инициатива Министерства культуры Франции направлена на решение двух взаимосвязанных задач: социальной - смягчение проблемы безработицы среди молодых людей и культурологической -подготовка кадров, способных решать сложные социокультурные задачи.
Свидетельством непрерывного поиска в досуговой среде является появление в ряде западных стран (Швейцария, Германия, Франция) новой профессии - социокультурный аниматор. Одно из значений этой профессии заключается в придании досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогической направленности. Досуг рассматривается не только как средство развлечения и релаксации, но и как средство духовного и физического развития. Ярким примером социокультурного аниматорства является деятельность ряда независимых французских театров, в том числе, уличных, которые не ограничиваются традиционным показом спектаклей, а переходят к новым формам работы со зрителем. Вокруг содержания будущего спектакля (или после его показа) организуется серия культурно-просветительских мероприятий (беседы, обсуждения, выставки и т.п.), что несколько напоминает недавний опыт работы советских учреждений культуры. Нередки случаи, когда местные жители, артисты любительских коллективов, становятся соавторами пьес (сценариев) театральных представлений документального характера. Население города привлекается к репетициям, участию в массовых сценах. Желающие могут познакомиться с театральной техникой и т.п. Все это дает возможность нс только лучше подготовиться к восприятию содержания пьесы, но и почувствовать себя одним из создателей спектакля.
Открытое взаимодействие театра с публикой дает, как правило, положительный художественно-эстетический, а самое главное -социальный эффект. (СНОСКА: Подробнее об опыте проведения анимационной работы см. в кн.: Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Уч. пособие. - М: МГУКИ, 2000. - С.57 - 94.)
Отмечая позитивность зарубежного опыта в сфере досуга и воспитания, следует отметить, что молодежные проблемы в целом и организация досуга молодых людей в частности далеки от своего решения. И здесь хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу причин неудач в данной области.
По нашему мнению, эти причины кроются не столько в недостатке мастерства социокультурных работников и неразработанности соответствующих технологий, сколько в несовершенстве нравственно-психологических устоев жизни западного общества. Речь идет, прежде всего, о нравственной стороне проблемы - одной из подоснов социокультурной работы.
Условные обозначения:
III - нравственная основа: а) нравственные ценности, официально провозглашаемые обществом; б) - нравственные ценности, в том числе и антиценности, бытующие в обществе на неофициальном уровне.
Из рис.8 видно, что социально-культурная работа базируется на своеобразном трехслойном основании:
1) мощной социально-экономической платформе,
2) добротной правовой;
3) неоднородной и неоднозначной нравственной.
Можно предположить, что на социальную работу нравственные постулаты негативного плана, бытующие на неофициальном уровне, оказывают несущественное влияние. Здесь более важны экономическая и правовая основы, а также официальные нравственные требования.
Совсем другое влияние негативные нравственные факторы оказывают на досугово-рекреационную деятельность и социальное воспитание. Они, по существу, являются той «ложкой дегтя», которая может испортить любое доброе начинание в социокультурной сфере.
Коммерциализация сферы культуры, стремление получить максимальную прибыль приводит к однобокости зарубежного досуга - развлекательному уклону. Еще больший вред досуговой и воспитательной сферам приносит бытующий на Западе принцип «двойного стандарта» в оценке социополитических, экономических и культурных явлений. Действие этого принципа можно считать главной причиной проникновения негативных явлений и в сферу досуга, и в сферу социального воспитания. Распространители «культурных» услуг часто действуют исходя не из общественной пользы «товара», а в зависимости от личной выгоды, получаемой в процессе его реализации. Так, например, распространение наркотиков на молодежных дискотеках и рок-фестивалях приносит громадные барыши наркоторговцам. И в то же время наносит громадный вред потребителям этого зелья и обществу в целом. Культ насилия, пропагандируемый в произведениях искусства, особенно в кино и на телевидении, базируется на низменных инстинктах человека. Но в результате этот культ становится нормой жизни для определенной части представителей западного общества, прежде всего, молодежи.
Выход здесь один - нравственное совершенствование и самосовершенствование западного общества. А процесс этот очень длительный.
Перенимая многое из современного зарубежного опыта в сфере досуга и социального воспитания, мы должны помнить об этой особенности, «слабинке» западного образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев особенности социально-культурной работы с различными категориями населения зарубежных стран, необходимо отметить, прежде всего, высокий уровень ее организации и ярко выраженный социальный характер. Политика передовых стран Запада направлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных видах социально-творческой деятельности. По существу, социально-культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, предоставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жизнедеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры.
Но, давая в целом высокую оценку деятельности зарубежных социокультурных учреждений и организаций, необходимо отметить и ее нерешенные проблемы. Особенно это видно, если в качестве критериев ее эффективности взять социальные показатели (непрекращающийся рост преступности, распространение наркомании и других общественных пороков, дороговизна многих видов культурной деятельности - от посещения кинотеатров и дискотек до гастролей эстрадных знаменитостей и т.п.). Невысок и уровень культуры значительной части молодежи. Молодежная проблема остается одной из самых трудных для всех без исключения стран Запада. Для своего решения она требует социально-экономических и комплекса социально-культурных мер - от решения проблем образования, устройства на работу до развития индустрии досуга и вовлечения молодежи в спортивные секции, объединения по интересам, волонтерскую деятельность, приобщения молодежи к высоким ценностям культуры. Здесь есть над чем поработать как зарубежным, так и отечественным организаторам социально-культурной сферы. Взаимный обмен опытом, как в данном направлении, так и в других, был бы полезен обеим сторонам. По нашему мнению, решению молодежных проблем мешает и неудовлетворительная в ряде случаев работа средств массовой информации. Коммерциализация СМИ, пропаганда культа насилия, погоня за прибылью ведут к тому, что средства массовой информации как бы сами провоцируют те проблемы, с которыми позже приходится сталкиваться работникам социальной и культурно-досуговой сферы. К сожалению, российские СМИ, особенно телевидение, некритически используют западный опыт, утратив за последние годы многое из того позитивного, что было наработано ранее.
Рассмотренный в учебном пособии материал позволяет сделать следующие выводы.
Глобализационный процесс в социокультурной сфере оказывает заметное влияние на социально-культурную деятельность во многих странах мира, в том числе, и в России.
Наиболее позитивные процессы происходят в сфере социального вспомоществования за рубежом. По всей вероятности, можно считать, что социальная работа на Западе достигла оптимального уровня и дальше будет только совершенствоваться. На сегодняшний день Россия многое взяла у Запада в смысле организации и технологии социальной работы, а также подготовки соответствующих кадров. Недостатки в организации социальной работы в России кроются в особенностях переходного периода - слабой экономической базе.
Неоднозначной оценки заслуживает досугово-рекреационная деятельность на Западе. Несомненны успехи в таких направлениях, как работа по месту жительства, работа с наименее защищенными в социальном отношении категориями населения - людьми пожилого возраста, беженцами, представителями групп риска и, особенно, инвалидами. Здесь в наибольшей степени видно отставание отечественной социально-культурной сферы.
Но у досугово-рекреационной работы на Западе есть и существенный недостаток - явный перекос в сторону развлекательности, невнимание к развивающим видам досуга. Попытки придать досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогический, духовно-развивающий характер на практике серьезных результатов пока не дают (некоторым исключением является социально-культурная анимация). Да и добиться здесь позитивного результата намного сложнее, чем в чисто развлекательных видах досуга. Нечтение - пример одной из трудно решаемых проблем. Между тем, здоровье нации включает в себя не только физические, но и духовные параметры. И рано или поздно Западу придется обратить более серьезное внимание на духовно-развивающую сторону досуга.
России не следует слепо копировать культурно-досуговый опыт зарубежных стран. Беря все лучшее из зарубежного опыта, нужно в большей степени учитывать свои национально-культурные и исторические традиции, ранее накопленный позитивный опыт.
Социальное воспитание на Западе, безусловно, имеет много позитивного: многочисленные молодежные объединения по интересам, скаутское и волонтерское движения, стремление к объединению усилий социокультурных учреждений и организаций в решении общих воспитательных задач, наличие хорошей материальной базы и др. Но здесь, по нашему мнению, и больше всего неудач, связанных с противоречием между правильно провозглашаемыми нравственными постулатами и реальностями современной западной действительности.
Причиной многих негативных явлений в подростковой среде являются не столько просчеты в воспитании, сколько неблагоприятная среда, окружающая подростка.
Двойной стандарт в оценке жизненных явлений, пропаганда культа насилия в кино и на телевидении формируют соответствующее поведение молодежи в реальной жизни. Среда оказывается сильнее усилий воспитательных учреждений. И выход здесь только один -западному обществу нужно менять ценностные ориентиры. Интересы всех, общества в целом, а следовательно, и каждой личности в отдельности, важнее корпоративных интересов создателей произведений псевдоискусства, торговцев некачественной социально-культурной продукцией, наркодельцов и т.п.
Беря на вооружение передовой опыт социального воспитания Запада, нужно помнить о его относительной результативности, поскольку реальная действительность, окружающая среда подчас сильнее педагогических воздействий и постулатов. Некритическое копирование зарубежного опыта социально-культурной работы, в том числе и в воспитании, сулит нам еще больше неудач и разочарований, так как у нас слабее и материально-экономическая, и правовая базы социально-культурной работы.
Многое здесь зависит от совместной деятельности работников социокультурной сферы различных стран и регионов по поиску решения общих и аналогичных проблем социокультурного плана.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО РАЗДЕЛАМ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Введение
1. В чем сущность глобализации как тенденции современного мира?
2. Роль ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и других международных организаций в регулировании глобализационных процессов.
3. Глобализация в сфере культуры и социально-культурной сфере: сильные и слабые стороны.
4. Назначение научных исследований сравнительного характера в социальной работе, педагогике, досуговедении и т.п.
5. Охарактеризуйте основные структурные направления социально-культурной деятельности: социальная работа, досугово-рекреационная (культурно-досуговая) деятельность, социальное воспитание.
Глава I. Социальная работа как одно из направлений решения социально-культурных проблем Запада
1. Каковы сущность и назначение социальной работы за рубежом?
2. Охарактеризуйте основные направления социальной работы.
3. Охарактеризуйте зону совместной деятельности социальных работников, социальных педагогов и организаторов культурно-досуговой деятельности.
Глава II. Культурно-досуговая деятельность за рубежом - составная часть социокультурного процесса
1. Каковы ориентиры культурной политики передовых стран Запада?
2. Как Вы понимаете термин «децентрализация управления сферой культуры» в зарубежных странах?
3. Назовите основные секторы и уровни финансирования социально-культурной деятельности.
4. Охарактеризуйте концепцию досуга западной цивилизации и ее основные модели.
5. В чем выражается стремление к многофункциональности зарубежных однопрофильных учреждений культуры?
6. Охарактеризуйте особенности организации деятельности зарубежных культурно-досуговых учреждений и организаций (туристических, парков, музеев, библиотек, театров, центров досуга и др.).
7. Культурно-досуговая работа на местном уровне. В чем ее своеобразие?
8. Как организуется культурно-досуговая работа за рубежом с инвалидами и людьми «третьего возраста»?
Глава III. Социальное воспитание за рубежом и его взаимосвязь с другими социокультурными направлениями
1. Почему в большинстве стран Запада школа рассматривается как центр социального (общинного) воспитания?
2. Назовите учреждения и организации, которые совместно со школой организуют работу с подрастающим поколением во внеучебное время.
3. Охарактеризуйте роль добровольных объединений учащейся молодежи в социальном воспитании.
4. Скаутское движение: достижения и проблемы.
5. Волонтерское движение на Западе.
6. Молодежные формы досуга.
7. Каковы, по Вашему мнению, причины неудач в зарубежной социокультурной сфере?
Заключение
1. Охарактеризуйте тенденции развития социокультурной деятельности по ее основным направлениям (социальная работа, культурно-досуговая деятельность, социальное воспитание).
2. Что, по Вашему мнению, Россия может взять из зарубежного опыта социально-культурной деятельности, а к чему подойти критически?
3. Проанализировав список литературы по теме учебного пособия, охарактеризуйте основные источники информации о зарубежных социокультурных проблемах.
Задания по анализу материалов, помещенных в приложениях
Приложение 1 Профессиональный кодекс этики социального работника (США)
Ознакомившись с фрагментами Кодекса, попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Каково назначение кодекса этики социального работника?
2. Каковы этические обязательства социального работника по отношению к клиентам?
Приложение 2 Профессиональные взаимоотношения
Вопросы:
1. Какова цель упражнения «Границы»?
2. От чего, по Вашему мнению, зависит граница между личными и профессиональными взаимоотношениями социального работника и его клиентами?
3. Какова цель упражнения «Табу»?
4. Если бы Вы оказались на месте пациентки, имела бы для Вас значение расовая принадлежность врача?
5. Если бы Вы были врачом, как бы Вы отреагировали на негативное отношение к Вам со стороны пациентки на расовой основе?
Приложение 3 Основные заповеди культурной политики
Ознакомившись с извлечением из книги Саймона Манди «Культурная политика: краткое руководство», попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Каковы традиции в области поддержки культуры в европейских странах?
2. Каковы уровни управления культурой?
3. Перечислите главные задачи европейской культурной политики и се руководящие принципы.
4. Перечислите основные рекомендации, которые даются фактически на уровне Совета Европы по организации деятельности учреждений культуры, в следующих направлениях:
4.1. Культурное наследие
4.2. Туризм
4.3. Музеи, библиотеки и архивы
4.4. Изобразительное искусство и литература
4.5. Исполнительское искусство, театр и музыка
4.6. Индустрия культуры
4.7. Средства массовой информации
4.8. Образование и профессиональная подготовка
5. Из всех заповедей культурной политики, перечисленных в резюме, какие показались Вам наиболее необычными (нестандартными)?
Приложение 4 Почему центр досуга?
1. Дайте общую характеристику центра досуга в г.Свонси (Юго-западный Уэллс).
2. Какие направления превалируют в деятельности данного центра (просветительское, оздоровительное, спортивное, развлекательное и т.п.)?
3. Можно ли, по Вашему мнению, центр досуга в г.Свонси отнести к одной из разновидностей искусственных зон отдыха в их современном понимании? Если да, поясните это примерами.
Приложение 5 Искусственные зоны досуга: настоящее и будущее
1. Как Вы понимаете выражение «искусственная зона досуга»?
2. В чем, по мнению автора статьи, выражаются преимущества искусственных зон отдыха?
3. Исходя из материалов статьи назовите недостатки существующих искусственных зон отдыха в странах Запада (в плане их функций),
4. В связи с чем в статье приводятся выражения «культурный Чернобыль», «коллективная шизофрения»?
5. Заменяют ли, по Вашему мнению, искусственные зоны досуга традиционные формы туризма?
6. Поясните соотношение понятий относительно понятия «искусственные зоны отдыха»: «новые комплексы развлечений» - «тематические парки» - «компьютерные имитации» - «индустрия досуга».
7. В чем, по Вашему мнению, выражается идея экологически безвредного парка досуга (в плане сохранности окружающей среды и разностороннего развития личности)?
Приложение 6. Социально-досуговая терапия для пожилых и ее новые средства (из опыта работы в США)
Как Вы понимаете выражения «социально-досуговая терапия» и «терапия рекреацией»?
Почему для людей старшего возраста особенно важно обращение к кругу наиболее дорогих для их памяти предметов (вещей)?
Приведите примеры использования вещей как средства терапии рекреацией в домах для престарелых и центрах опеки (США).
Если бы Вы работали в одном из центров опеки, какой из собственных вариантов использования предметов (вещей) Вы предложили бы (применительно к конкретному случаю)?
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова Л.А. Социология досуга. - М: МГУКИ, 2003.
2. Библиотеки за рубежом. - М., 1998.
3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. -М, 1994.
4. Бутов А.Ю. Традиции российского образования: диалог культур и педагогическая реальность: Монография. - М., 2001. (Гл.5. §2. Основные закономерности процесса этнокультурного взаимодействия в сфере образования и воспитания. С.355 -379).
5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Уч. пособие. 2-е изд. -М: Academia, 2000.
6. Волобуев В.А. Основные концепции искусства в западноевропейской эстетике: Монография. - М.: МГУКИ, 2001. (ГлЛУ. §2, Моделирование художественных произведений. С.265 -290).
7. Джуринский АН, Сравнительная педагогика. - М., 1998.
8. Диянская Г.П. Библиотеки для слепых за рубежом: Аспекты обеспечения равного доступа к информации / Мин-во культуры Рос. Федерации; Рос. гос. б-ка для слепых. - М., 1996.
9. Доронкина Е.Г. Проблемы профессиональной подготовки кадров сферы досуга: зарубежный опыт // Социально-культурная деятельность: проблемы, поиски, перспективы: Сб. статей /МГУК. - М„ 1999.
10. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: Пер. с англ. - М.: АО Аспект-Пресс, 1995.
11. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом: Уч. пособие. - М.: МГУК, 1999.
12. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками: Уч. пособие. М.: МГУКИ, 2000.
13. Есаков В.А. Мегаполис в зеркале социальной философии. -М.: Голден Би, 2001. (Глава «Проблемы оздоровления городской среды». С.71 - 102).
14. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы: Уч.-метод. пособие. - М., 1999.
15. Иванова ГА., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом: Уч. пособие. - М: МГУКИ, 1999.
16. Канадская культура в глобальном мире // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч.-инф. сб. Вып.5.-М.,2002. - С.70-89.
17. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. - М., 1992.
18. Киселева Т.Г. Глобализация общества и культура мира. - М.: МГУКИ, 2002.
19. Китов Ю.В. Человек интересующийся. - М.: МГУКИ, 2001. (Глава II. Национальные интересы как феномен культуры и предмет изучения. С..83 - 135),
20. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945 - 1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Уч. пособие. -М.: МГУК, 1997. -С.7-17.
21. Кротова ЮН. Педагогика досуга в англоязычных странах: Уч. пособие. - СПб, 1994.
22. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. материалов / Сост. Е.И.Кузьмин, В.Р.Фирсов. - М.: Либерея, 2002.
23. Культурная политика в Норвегии // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч.-инф. сб. Вып.6. - М., 2002.-С.59-75.
24. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. - М: МГУК, 1998. (Разд. III. Гл.З. Организация досуга за рубежом. С.430- 454).
25. Мазурицкий A.M. Книжные,собрания России и Германии в контексте реституционных процессов: Монография. - М.: МГУКИ, 2000. (Глава «Реституционный тупик». - С. 137 - 185).
26. Максютин Н.Ф. Культур но-досуговая деятельность: Уч. пособие. Казань, 1995. - С. 113 - 124. (Глава: Культурно-досуговая деятельность за рубежом).
27. Михайлова Л.И. Социология культуры; Уч. пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
28. Моздокова Ю.С. Социально-культурная реабилитация инвалидов средствами досуговой терапии // Сб. проектов молодых ученых. - М.: МГУК, 1997.
29. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Уч. пособие. - М.: МГУК, 1995.
30. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник. -М., 1999.
31. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиция и современность: Уч. пособие. - СПб.: СПбГИК, 1991.
32. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. .Павленок. - М.: Инфра-М, 2000.
33. Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции в современном информационном пространстве: Уч.-метод, пособие. -М.: МГУКИ, 2000.
34. Смирнов Г.А. Субъекты культурной политики России: Лекция. - М: МГУКИ, 2001.
35. Социально-культурная деятельность: Уч. программа / Сост. Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. - М.: МГУКИ, 2001.
36. Социальная работа за рубежом: Уч. пособие. - Волгоград: Волгогр. гос. ун-т, 2001.
37. Стеббинс РА. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социс. №7. 2002.
38. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика: Уч. пособие. - М.: МГУК, 1998.
39. Теория и практика досуговой деятельности за рубежом: Метод, рекомендации по спецкурсу для студентов ф-та культуроведения / Сост. Е.Г.Доронкина. - М.: МГУК, 1997.
40. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т. - Москва - Тула, 1993.
41. Франция в борьбе за национальную и культурную независимость // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч.-инф. сб. Вып.5. - М., 2002. - С.64 - 69. 42.
42. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика. - М., 1998. - С.303- 321.
43. Шапошников А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции. - М, 1992.
44. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Уч. пособие. - М.: МГУКИ, 2000.
45. Burmage D. Joung tiderly in Dermark in the mid-1990 s. -Copengagen, 1997. Проблемы пожилых людей в Дании в середине 90-х гг. Социокультурная активность пожилых, их деятельность в сфере культуры.
46. Celebrating recreation and parks month //Parks and recreation. 2002. - №7. - P.38 - 42. Рекреационные, спортивные и культурно-познавательные программы для детей и подростков в парках США.
47. Dalla Bernardina S. La nature sauvage et ses consommateurs: Le Game Fair // Ethnologie francaise. 2001. - T.31, - №4. - P.681 -694. Отдых молодежи и проведение летних праздников в Великобритании, Франции и Италии.
48. Identifying conduct problems in young children: developmental pathways and risk factors // Intern. Social work. 2000. - Vol.43. -№4. - P.467 - 480. Социальная работа с детьми из группы риска (США).
49. Mainville S. TR and the Internet // Parks and recreation. 1997. -№6. - P.70 - 73. Возможности сети Интернет в области общения и обмена информацией для специалистов по рекреации и деятельности.
50. National parks omnibus management: Hearving before the Subcomm. on nat. parks, hist, preservation, a. recreation of the Comm. on energy a. natural resources US Senate, 106lh Congr, 2d sess. ... June 8, 2000. - Washington: Gov. print, off,, 2000. Вопросы управления национальными парками: слушания в Конгрессе США.
51. Popple К. Community work: (2) // Brit. J. of social work. 2000. -Vol. 30. -№5.-P.673-678.
Социальная работа на местном уровне (Великобритания).
52. Rauch A. Les loisirs sons la tente: Traditions ct innovations dune pratique sociale // Ethnologie francaise. 2001. - T.31. - №4. –
P.599 - 605. Традиции и новации в современной организации отдыха студентов и школьников во Франции.
53. Raveneau G. Le camping ou la meilleure des republiques. Enquete ethnographique dans I1 ile de Noirmoutier // Ethnologie franchise/ 2001.-T.31 -№4. -P.669-680.
Формы летнего отдыха и лагерный уклад жизни как разновидность молодежной субкультуры: этносоциальные исследования по данным анкетного опроса на острове Нуармутье (Франция, департамент Вандея).
54. Richon S., Lombard M. Le luxe dans tous ses etats / Pref. de Godet. - M.-Paris: Economica, 1999.
Качество жизни, отдых и развлечения в европейских странах.
55. Rose S., Selwyn J. Child neglect: An English perspective // Intern, social work. 2000. - Vol. 43. №2. - P. 179 - 192. Проблемы и перспективы социальной работы с детьми в Англии.
56. Schutt R.K., Garret G.R. Responding to the homeless: Policy and practice. New York - London, 1992.
Работа по социальной адаптации бездомных, в том числе средствами культурной анимации, клубной работы.
57. Stein J. Adaptive aquatics or Just aquastics // Parks and recreations/. 2002. - №2. - P. 46 - 54. Рекреационно-реабилитационные возможности бассейнов и других гидросооружений в обслуживании инвалидов и людей с ограниченными двигательными способностями: методика работы и адаптация оборудования (США).
58. Suren A., Stiefvater R. On the recreation. 1995. - № 8. - P. 14, 17 - 18, 20-21. Анализируются исследования американских специалистов 80-90-х гг., посвященные возможности борьбы с наркоманией, алкоголизмом и преступностью в молодежной среде, задачам рекреационных и досуговых служб по отвлечению молодежи от асоциальных форм поведения.
59. Westwood К. Prison law librarian ship: A lesson in service for all librarians // American libr. 1994. - Vol.25. - № 2. - P.152 - 153. Опыт работы по организации обслуживания в местах заключения (США).
Приложение 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
(СНОСКА: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. Т.2. - Москва - Тула, 1993. - С.360, 364 - 371. (Материал дастся выборочно))
Национальная Ассоциация социальных работников США
Основное предназначение кодекса этики - служить в качестве руководства в каждодневном поведении профессиональных социальных работников. Кодекс является основой для разрешения этических споров, когда поведение социальных работников отклоняется от стандартов, выраженных или упомянутых в этом кодексе. Он представляет стандарты этического поведения для социальных работников в профессиональном общении со служащими, с коллегами, нанимателями, представителями других профессий, общинами и с обществом в целом.
Кодекс характеризует стандарты этического поведения, управляющие индивидуальным поведением в той степени, в какой такое поведение ассоциируется со статусом индивида как социального работника.
Кодекс основан на фундаментальных ценностях социальной работы как профессии, которые включают ценность, достоинство и уникальность каждого человека, как и ее права и возможности. Он базируется на природе социальной работы, которая создаст благоприятные условия для реализации этих ценностей,
КОДЕКС ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
I. Поведение работника и облик социального работника
1. Стиль - социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего персонального поведения, подобающие социальному работнику:
а) личное поведение социального работника касается его самого в той степени, как и любой другой личности за исключением случаев, когда его поведение входит в компромисс с выполнением профессиональных обязанностей;
б) социальный работник не должен участвовать в предательстве или иметь дело с нечестностью, мошенничеством, уловками или с введением клиента в заблуждение;
в) социальный работник должен совершенно четко отличать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии социальной работы...
II. Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам
а) социальный работник должен обслуживать клиентов лояльно, решительно и с применением максимума профессиональных навыков и компетентности;
б) социальный работник не должен использовать отношения с клиентами в собственных интересах;
в) социальный работник не должен практиковать, способствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, основанной на расовых, половых различиях, сексуальных ориентациях, возрасте, вероисповедании, национальной принадлежности, семейном статусе, политической ориентации, умственных или физических недостатках или любых других предпочтениях, персональных характеристиках и т.п.;
г) социальный работник должен избегать связей или отношений, которые идут во вред его клиентам;
д) социальный работник не должен вступать в сексуальные отношения с клиентами ни при каких обстоятельствах;
е) социальный работник должен осведомлять клиентов о риске, правах, возможностях, обязанностях, связанных для них с социальной службой;
ж) следовать советам и консультациям коллег и наставников в случае, если они служат интересам клиентов;
з) социальный работник должен завершить работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения более не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам клиента;
и) социальный работник должен отказаться от оказания помощи только при необходимых обстоятельствах, давая себе четкий отчет во всех факторах ситуации и прилагая максимум усилий к сокращению возможных отрицательных последствий;
к) социальный работник, который предвидит окончание или прерывание службы с клиентом, должен немедленно уведомить об этом клиента и искать переноса, совета или продолжения службы в соответствии с нуждами и предпочтениями клиента. ...
8 Конфиденциальность и сохранение тайны - социальный работник должен уважать тайны клиентов и не распространять информацию, прошедшую в ходе профессиональной помощи.
9. Гонорары - устанавливая гонорары, социальный работник должен убедиться, что они справедливые, разумные, тактичные и соразмерные с видом оказанной помощи и с возможностью клиента платить. ...
V. Этические обязанности социального работника перед своей профессией
13. Защита чистоты, неприкосновенности профессии
в) социальный работник должен предотвращать неквалифицированную и неразрешенную практику социальной работы;
г) социальный работник не должен допускать искажений при рекламе своей компетентности, квалификации, услуг и результатов, которые могут быть достигнуты.
VI. Этическая ответственность социального работника перед обществом
5. Поддержка всеобщего благополучия. Социальный работник должен содействовать благополучию общества.
б) социальный работник должен действовать так, чтобы обеспечить любому человеку доступ к источникам финансирования, службам, возможностям, которые ему требуются;
в) социальный работник должен действовать таким образом, чтобы расширить выбор возможностей всем, с особым вниманием относясь к ущербным и угнетенным группам и лицам;
г) социальный работник должен создавать условия для поддержки уважения к различиям культур, составляющих американское общество;
е) социальный работник должен настаивать на изменениях в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости;
ж) социальный работник должен поддерживать участие общественности в формировании социальной политики и социальных институтов.
Приложение 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
(7СНОСКА: Выдержки из кн.: Доэл М, Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. под ред. Б.Ю.Шапиро. - М., 1995. -С.45 -48, 63-65,70-71)
Упражнение «Границы» включает ряд вопросов, направленных на разрешение практических дилемм. В основе этих дилемм лежит «дистанция» между социальными работниками и людьми, пользующимися их услугами.
Цель
Зачастую студентам бывает трудно понять, что означают профессиональные отношения на практике и чем они отличаются от обычных межличностных отношений. Цель данного занятия - высветить разницу между дружескими взаимоотношениями и тем, что можно назвать рабочими взаимоотношениями. Это поможет студенту приобрести опыт в определении того, где должна проходить граница между личными и профессиональными взаимоотношениями.
Метод
1. Это занятие дает лучшие результаты при числе участников 4-8 человек, но может осуществляться с участием только преподавателя и студента. Назначьте время встречи и наметьте цели занятия, но не в деталях, поскольку важно получить импровизированные ответы.
2. Дайте каждому участнику копию Документа 3.1 «Границы» и выберите последовательно первые шесть пунктов для того, чтобы инициировать обсуждение (примерно от 5 до 10 мин. на каждый пункт). Начните отвечать на первый пункт сами с возможных вариантов «Никогда», «Всегда», «Это зависит от..,», пригласите других участников присоединиться к обсуждению и предложите свой варианты ответов.
3. В ходе занятия соотносите результаты обсуждения с реальным опытом студентов, чтобы избежать идеализированных, оторванных от жизни ответов. Поощряйте разнообразие ответов и попытайтесь выявить общие принципы, вытекающие из обсуждения.
4. Суммируйте основные аспекты согласия и расхождений, сформулируйте и запишите те общие закономерности, которые вытекают из дискуссии, и выясните, насколько полезным было для них данное упражнение. (Всего около 1 часа.)
Возможные варианты
Это занятие можно с успехом проводить во многих и самых разных сферах социальной работы, причем обычно это делают на ранних стадиях практики (иногда даже на этапе встречи перед практикой).
Возможно, вы захотите несколько видоизменить детали задания «Границы» применительно к условиям вашей работы. Например, если вы социальный работник больницы, то, может быть, вам интересно будет выделить «границы» между медперсоналом и социальными работниками. Существуют также дилеммы во взаимоотношениях «пациент-врач», которые вы можете сравнить с отношениями «клиент - профессиональный работник».
Вы можете использовать задание «Границы» и для того, чтобы выделить какой-либо специфический аспект практики, такой, например, как антирепрессивная система. Как отличаются ответы на вопросы в зависимости от расы, национальности и пола отвечающего?
Документ 3.1:
Границы
§ Где мы устанавливаем границу между личными и профессиональными взаимоотношениями?
§ Можете ли вы ответить однозначно «всегда» или «никогда» на какой-либо из приведенных ниже вопросов?
§ Если ваш ответ начинается словами «это зависит от...», то от чего же в самом деле это зависит?
Взаимный обмен
1. Ваши клиенты называют вас по имени? Вы называете их по имени?
2. Если бы вы приняли услугу клиента, позволили бы вы:
§ связать вам джемпер!
§ найти неисправность в вашей автомашине?
§ устранить повреждение электропроводки в вашем доме?
Культура общения
3. Посещая клиента на дому, согласились бы вы на:
§ чашку чая?
§ алкогольные напитки?
§ предложение поесть?
4. В своем подразделении, больничной палате или рабочей комнате стали бы вы:
говорить о личных делах с другими присутствующими людьми?
готовить чашку чая для клиента?
Самораскрытие
5. Сравниваете ли вы собственный жизненный опыт с жизненным опытом клиента:
§ даете ли им понять, что вы чувствуете по поводу их обстоятельств?
§ даете ли им информацию о том, как сложился ваш день?
§ говорите ли о вашей работе с другими клиентами?
6. Делитесь ли вы личной информацией с вашими клиентами:
§ хорошими новостями, например, что ваш супруг получил
§ повышение по службе?
§ плохими новостями, например, что ваш отец страдает болезнью Альцгеймера?
7. Дали бы вы ваш домашний адрес или номер телефона?
Социальный контакт
8. Приняли бы вы от клиента:
§ приглашение на свадьбу?
§ приглашение на вечеринку?
9. Будете ли вы избегать частого посещения места работы вашего клиента?
10. Дадите ли деньги взаймы вашим клиентам?
Прикосновение
11. Пожимаете ли вы руку клиенту при первой встрече?
12. Прикасаетесь ли вы к клиенту, если он расстроен:
§ дотрагиваетесь до предплечья?
§ обнимаете за плечи?
§ прикасаетесь к колену?
13. Ласкаете или играете ли с детьми клиентов?
Идти другим путем
14. Игнорируете ли вы незаконные действия вашего клиента:
§ требование пособия, хотя он в настоящее время работает?
§ наличие в доме таких используемых наркоманами растений, как конопля?
§ жульническую переделку электрической проводки, произведенную самим клиентом?
§ неявку в полицию или в суд находящегося в розыске?
Чувства и поступки
Упражнение «Табу» представляет собой специфическую ситуацию, вызывающую чувства неудобства и неприятия. Сначала студент и преподаватель обсуждают пример, а затем рассматривают способы, с помощью которых можно справиться со своими чувствами, создающими ощущение дискомфорта.
Цель
Большинство людей осознают разрыв или диссонанс, которые иногда существуют между тем, что они чувствуют, и тем, что они говорят вслух. Цель 5-го занятия - исследовать этот разрыв и проанализировать реакции студентов на него, а также выяснить, как студенты справляются с проблемами запретов («табу»).
Кроме того, в ходе занятия преподаватель обращает внимание студента на его отношение к обучению. Как убеждения, чувства и поступки влияют на его желание учиться?
Метод
1. Преподаватель практики и студент работают индивидуально, читая Документ 5.1 «Табу» (около 10 мин), и обдумывают последовательно каждый вопрос, подлежащий обсуждению (укажите студенту дополнительные замечания на с.70).
2. Обсудите вместе со студентом каждый вопрос и сделайте краткие примечания.
3. Рассмотрите реальные ситуации, которые вызывают сложные чувства.
4. Выясните мнение студента о пользе данного занятия и обсудите чувства, возникшие в результате его выполнения.
Различные варианты
Упражнение «Табу» можно легко адаптировать путем перестановки, например, расовой принадлежности (чернокожий пациент - белый врач) или вводя в качестве различий такие факторы, как пол человека и его возраст. Занятие оказывается наиболее эффективным, если проводить его таким образом, - это позволяет студенту легко идентифицировать себя с пациентом. Пример «Табу» дан в нашем пособии с точки зрения женщины белой расы.
Данное занятие построено на очень сложном материале, поэтому мы рекомендовали бы проводить его особо тщательно и в паре «преподаватель - студент». Но затем две и более таких пар могут объединиться, чтобы сравнить результаты своих обсуждений.
Документ 5.1:
Табу
В больницу доставлена белая женщина, пострадавшая в результате несчастного случая, который произошел с ней, когда во время отпуска она совершала восхождение в горах. Женщина в сознании, но не в состоянии двигаться от мучительной боли и чувствует себя очень уязвимой и беспомощной. Боль и уязвимость - новые ощущения для нее, в определенной степени травмирующие, поскольку до сих пор обычно она была здоровой, сильной и независимой.
Входит врач, чтобы обследовать ее. Она видит, что он чернокожий. Ее реакция мгновенно становится негативной - чувства уязвимости и беспомощности усиливаются.
В следующий момент ее мучит стыд, она испытывает чувство вины, но потом ее охватывает ужас от этих чувств, и она пытается преодолеть их, не выдать себя даже намеком перед чернокожим врачом.
Вопросы для обсуждения:
Является ли подобная реакция пациентки проявлением расизма?
Была ли реакция пациентки «нормальной»?
Как вы можете объяснить первые чувства пациентки?
Прежде пациентка высказывала антирасистские взгляды. В свете этого как вы рассматриваете первую реакцию пациентки на врача?
Как вы рассматриваете попытки пациентки скрыть свои истинные чувства, замаскировать их?
Если бы вы были врачом, что было бы для вас важно?
Если бы вы были врачом, что бы вы сделали в подобной ситуации?
Приложение 3. РЕЗЮМЕ - ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
(СНОСКА: Извлечение из книги Саймона Манди «Культурная политика: краткое руководство» цитируется по сборнику «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». - М, 2002. - С.91 - 99.)
Приведенный ниже перечень является логическим продолжением тех аргументов, которые прозвучали в предыдущих главах этой книги, При его составлении автор сознательно отказался от присвоения приоритетов тем или иным его пунктам. Те, кто формируют и воплощают в жизнь культурную политику, будут действовать так, как сочтут нужным, и автору не хотелось бы навязывать им свое мнение. Данный перечень также нельзя расценивать как свод правил и рекомендаций Совета Европы в определенной области или как обобщение культурной политики различных государств. Однако по своему духу он очень близок к этим двум категориям документов. Автору хотелось бы здесь предоставить тем, кто изучает культурную политику, набор критериев, на основании которых они могут судить о направлении своей политики. Конечно, профессионалы в этой области захотели бы включить в этот список еще некоторые пункты и задали бы автору вопрос, почему они здесь отсутствуют.
ТРАДИЦИИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРЫ
§ Министры культуры должны занять достойное место в политической иерархии, чтобы их политический вес и влияние соответствовали социальной важности культурного самосознания, которое они должны поддерживать во имя многообразия и плюрализма.
§ Задача власти в области культуры - оказать поддержку, а затем отойти в сторону.
§ Не стоит переоценивать те блага, которые культура может принести экономике. Настоящим благом является развитие творческих способностей и вдохновения.
§ Затраты на культуру обернутся социальными благами только в том случае, если они сопровождаются соответствующими мерами в области экономики и образования.
§ Культурные аспекты придают дополнительную ценность целому ряду областей государственной деятельности. Поэтому культурная политика должна выступать координирующим началом и стремится к распространению на другие сферы деятельности.
§ В большинстве европейских стран основная поддержка культуры осуществляется на местном уровне.
§ Власти должны проводить три стратегии финансирования: напрямую, через местные органы власти, через частный сектор.
§ Пожертвования и спонсорская помощь являются дополнительными ресурсами для бюджетов учреждений культуры, но они могут повлиять на направление культурной деятельности учреждений и редко составляют более 10% от бюджета.
§ Спонсорство не должно рассматриваться как последняя надежда в тяжелой ситуации ни государством, ни учреждением культуры, ни самим спонсором. Недопустимо за счет спонсорской помощи пытаться поправить урон от недостаточного государственного финансирования.
§ Учреждениям культуры должна быть предоставлена свобода от бюрократического вмешательства, однако властям на всех уровнях следует оказывать на них положительное влияние и обеспечивать их стабильность.
§ Некоммерческие учреждения культуры не должны стоять перед государством с протянутой рукой. У них свои приоритеты, отличные от приоритетов коммерческого сектора, приносящие ощутимую общественную пользу. Для успешного развития культура нуждается и в тех, и в других.
§ Приватизация учреждений культуры должна проводиться только в той степени, в которой того требуют общественные и культурные интересы.
§ Учреждения культуры не являются единственными участниками культурной жизни. Культурная политика должна учитывать творческую деятельность отдельных личностей и всего населения.
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ
Решения должны приниматься на том уровне, на котором они будут претворяться в жизнь, то есть, городские власти несут ответственность за городскую культурную жизнь и т.д. Большинство учреждений культуры также имеет связь с властью национального, регионального и местного уровней. Необходимо, чтобы решения властей могли оспариваться на общегосударственном уровне (в Министерстве культуры). Функциями центрального правительства должны быть координация поддержки культуры, исходящей от различных уровней власти и, при необходимости, выполнение роли арбитра. Предпочтения на шкале общественной пользы должны распределяться так: во-первых, интересы граждан, во-вторых, интересы деятелей культуры, в-третьих, интересы органов власти. Культуру необходимо поддерживать на национальном и международном уровнях. Для этого следует включаться в международные культурные программы и поощрять учреждения культуры принимать в них участи.
Механизм распределения финансирования должен быть простым, по возможности, свободным от бюрократической волокиты и прямым.
Должны существовать механизмы распределения полномочий между всеми частями структуры управления культурой, охватывающие все уровни.
Необходимо наличие авторитетного консультационного органа на независимой законодательной базе.
Государство должно обнародовать свое обоснование в том случае, если рекомендации консультационного органа не выполняются, и предоставить возможности для оспаривания своего решения.
Количество официальных структур и органов должно быть сведено до минимума - нет нужды тратить средства на управление культурой, если их можно потратить непосредственно на культуру.
§ Необходимо развивать структуры гражданского общества (ассоциации профессионального членства и добровольных организаций), создавать сети культурных контактов. Обеспечивать финансирование их деятельности.
§ Нужно поддерживать международные сети и сотрудничать с ними, особенно, если они размещают свои представительства на вашей территории.
§ Чиновники всех уровней должны быть подготовленными для работы в области культуры и понимать ее специфику, в том числе, представлять себе повседневную деятельность людей творческих профессий.
§ Следует разумно, без нажима, применять различные нормы и правила, с учетом того, что культура часто выходит за сложившиеся рамки и нуждается в подвижных критериях при оценке своей деятельности.
§ Надо добиться повышения профессионального статуса чиновника, который работает в области управления культурой, обеспечить возможность его последовательного карьерного роста вплоть до самого верха служебной лестницы, профессиональной подготовки и обучения, увеличить перспективность его профессии.
§ Культура может быть использована в политических целях только для объединения и консолидации, а не для разъединения.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ
§ Признание того, что люди обладают различным происхождением и собственным самосознанием. Отказ от навязывания ложного самосознания, зависящего от политических границ на карте.
§ Сохранение и развитие языкового многообразия, а не только языка большинства, а также литературы на всех языках.
§ Помощь личности в самореализации ее культурного потенциала.
§ Направленность культурной политики на развитие творчества.
§ Создание для каждого человека возможности внести свой вклад в культурное богатство нации посредством активного личного участия на любительском или профессиональном уровне. Признание того, что границы между этими уровнями размыты.
§ Обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого.
§ Осуществление радиои телевещания с учетом вкусов как большинства, так и меньшинства, поскольку в своих пристрастиях мы все в какой-то момент оказываемся в меньшинстве. В программах телеканалов и радиостанций должно быть место для поэзии, драмы, балета, оперы, живописи и классической музыки, которые собирают большие, но не всегда массовые аудитории.
§ Сохранение старинных ремесел и народных промыслов.
§ Сохранение жизнеспособных элементов культуры и культурного наследия в развитии, а не в застое. Этот принцип особенно актуален для культур меньшинств и общинных локальных культур.
§ Стремление к тому, чтобы в обществе преобладало ощущение культурной защищенности.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
§ Культурное наследие необходимо сохранять как живую часть общества.
§ Политика сохранения культурного наследия должна включать в себя охрану ландшафтов. При планировании следует соотносить масштабы архитектурных и иных инноваций и задачи бережного сохранения ландшафта путем его развития.
§ Памятники прошлого следует защищать. Их нужно регистрировать, описывать и сохранять.
§ Архитектурные памятники следует по возможности - если это не противоречит задаче их сохранения - использовать как места для жизни и работы.
§ Владельцам архитектурных памятников должны предоставляться дотации, компенсации и освобождение от налогов, чтобы они поддерживали в неприкосновенности сами памятники, окружающую их среду и составляющие их части коллекции.
§ Владельцы произведений искусства берут на себя обязатель
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2233;