Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
Как уже отмечалось, в большинстве европейских стран основная поддержка культуры, а, следовательно, и основная культурная деятельность осуществляется на местном уровне. (СНОСКА: Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М., 2002. – С. - 92) Но, прежде чем остановиться на этом вопросе, рассмотрим кратко специфические особенности зарубежных культурно-досуговых учреждений. Ибо эта специфика в значительной степени влияет на характер организации досугово-рекреационной деятельности на всех уровнях, в том числе и на местном. Имеет значение также и анализ того нового, что появилось на Западе в культурно-досуговой сфере.
Из специфических особенностей отметим основную: отсутствие жесткой функциональной дифференциации культурно-досуговых учреждений и все большее объединение досуговых функций в деятельности каждого учреждения (стремление к многофункциональности: музей, библиотека - это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр). (СНОСКА: Одним из первых среди российских исследователей, кто обратил внимание на эту особенность, является Н.Ф.Максютин. См. его учебное пособие «Культурно-досуговая деятельность» (Тема 10. Культурно-досуговая деятельность за рубежом. - С. 113-124).) Во многих учреждениях культуры и искусств (прежде всего - музеях) большое внимание уделяется решению рекреационных задач (создаются специальные зоны отдыха, в том числе и на открытом воздухе, пункты питания, детские игровые комнаты и т.п.).
По сути дела, рекреационная функция пронизывает деятельность большинства зарубежных культурно-досуговых учреждений. При этом она не отменяет основной (специфической) функции того или иного учреждения. Так, например, при наличии мощного рекреационного фона зарубежные музеи (Англия) все больше внимание уделяют развитию интеллектуально-познавательных способностей учащейся молодежи. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. - М., 2002. Вып.З. - С.3-10) Библиотеки, активно использующие клубные (досугово-рекреационные) формы, основной задачей считают расширение доступа пользователей к информации (книги, аудио-, видео-, компьютерные средства). В последние годы в ряде стран (Франция) появился новый вид библиотек - медиатеки, специализирующиеся на информации о произведениях искусства. Обычным явлением на улицах и площадях французских городов стала работа библиобусов (библиотека на колесах). (СНОСКА: См.: Библиотеки за рубежом. - М, 1998. - С. 163-177.)
Поиск новых форм организации культурно-досуговой деятельности ведется по всем направлениям: и в чисто рекреационном (самые разнообразные виды парков, искусственные зоны отдыха), культурно-просветительном (музеи и библиотеки), творческо-компенсаторском (разнообразные студии и любительские объединения).
Несколько слов о парках. В ряде стран рекреационно-парковая работа выносится на уровень национальной (государственной) политики. Так, например, о состоянии этой работы регулярно докладывается Президенту и Конгрессу США.
Существуют самые разнообразные типы парков. Национальные парки (США, Канада), основное назначение которых - в предоставлении гражданам возможности отдыхать в условиях живой, «нетронутой» природы. Городские или пригородные парки досуга. Эти парки условно можно разделить на две группы: I - традиционные комплексные (семейного типа), аналогичные нашим паркам культуры и отдыха, предоставляющие посетителям разнообразные виды досуга на открытом воздухе; II - тематические, придерживающиеся какого-либо одного направления (ландшафтные, исторические, архитектурные, этнографические, зоологические, чисто развлекательные типа Диснейленда и т.п.). Так, например, летом 2001 г. в Мадриде открылся уникальный для Испании Биологический парк (по нашей классификации - тематический парк), где органично соединился досуг, окружающая среда и мир животных. На площади в 140 тыс. кв. м. расположены различные биологические установки, экосистемы и повсюду свободно разгуливают животные. Специфична топография парка. Она включает холмы, родники, пруды, фонтаны и т.п. Парк дает приют 3500 животным 720 видов и 72 тыс. деревьев и кустарников .
Большое распространение в последние годы на Западе получили так называемые искусственные зоны отдыха. Эти зоны могут создаваться как под открытым небом, и в таком случае они становятся своеобразными тематическими парками, например, парк аттракционов, так и под крышей - имитация, например, какого-либо экзотического уголка земного шара. Возможны и смешанные варианты: часть искусственной зоны - под открытым небом, другая - под крышей и т.п.
Одно из сильных в этом плане личных впечатлений - период прохождения вместе со студентами учебно-производственной практики в Голландии.
Мы подъезжаем к Роттердаму, одному из крупнейших городов Голландии. На окраине города останавливаемся у светофора и в течение нескольких минут из окон автобуса видим следующее. С левой стороны трассы - стеклянное, круглой формы, здание бассейна, изнутри начиненное прозрачными трубами метрового диаметра. Вместе с потоком воды на большой скорости, сверху вниз, вытянув вперед руки, мчатся по трубам фигуры пловцов... Захватывающее зрелище. Да и вид занятия не для каждого, а только для физически здоровых и смелых людей… . (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. Вып.2. - М., 2002. -С.30. Примечательна и другая информация относительно этого парка: на его строительство затрачено 7000 млн. пасет; в результате ввода его в эксплуатацию появилось 200 рабочих мест. О проблемах зарубежных искусственных зон отдыха см, в приложении 5)
Появляются новые формы культурной жизни и в других областях.
В лучшем музее Британии организуется, например, выставка художников-любителей (можно себе представить чувства людей, удостоенных такой чести),
В ряде зарубежных стран (Германия, Австрия, Италия, США) многие банки становятся собирателями, хранителями и популяризаторами произведений современной живописи. В таком случае банк выступает и как картинная галерея, и, что не менее важно, как спонсор и меценат новых видов искусства.
Продолжается развитие мультиплексов. В 2000 г. во Франции было открыто 19 новых мультиплексов. А всего в стране насчитывается 84 мультиплекса, которые посетило 57 млн. человек, Мультиплексы открываются не только в крупных, но и в средних и малых городах. Так, в Страсбурге открыт мультиплекс с 22 кинозалами, рассчитанными на 5400 посадочных мест. По отношению к посещаемости кинотеатров, посещаемость мультиплексов составляет 35%.
Начиная с 1994 г. во Франции наблюдается рост посещаемости кинотеатров в летнее время. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. - М, 2002. - Вып.З С.28-30) В США получили развитие открытые кинозалы для автомобилистов.
Интересен сам подход к организации деятельности зарубежных учреждений культуры. Вот, например, какие рекомендации даются европейскими специалистами по организации работы музеев и библиотек:
§ музей должен не только демонстрировать экспонат, но и давать необходимые пояснения;
§ посетителям (музеев) нужно разрешить не только смотреть на экспонат, но и трогать его руками, видеть, как проводится реставрация или делаются копии экспонатов, и даже принимать в этом участие. Так посетитель больше запомнит;
§ музеи должны предоставлять посетителям возможность отдохнуть, развлечься и вкусно поесть;
§ книги б библиотеках представляют собой ресурсы долговременного хранения, а не материалы, от которых следует избавляться, если они не пользуются популярностью. В случае, если нужно освободить место для новых поступлений, книги, не пользующиеся спросом, должны быть перемещены с сохранением возможности доступа и поиска в каталоге;
§ местные библиотеки должны выполнять важную социальную и образовательную функцию. Они должны быть открыты в удобное для большинства населения время и др. (СНОСКА: Из сборника «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». - М., 2002.-С.95-96)
Заслуживает внимания зарубежный опыт туристической деятельности, работы с детьми, организации досуга с наименее защищенными в социальном отношении группами населения (малоимущими, инвалидами, представителями групп риска) и т.п.
А теперь несколько подробнее об опыте зарубежной досугово-рекреационной деятельности по месту жительства. Хотя отличает нас здесь не столько характер этой работы, сколько ее уровень.
Как уже отмечалось, прочная финансовая основа и значительная самостоятельность местных органов власти позволяют в наибольшей степени учитывать культурные запросы основных категорий населения. Именно работа по месту жительства составляет основную часть досугово-рекреационной деятельности на Западе. И здесь много общего между разными странами, включая и Россию. Это касается как функционирования различного рода культурно-досуговых центров на местах, так и проведения различного рода культурных акций (фестивалей, выставок, концертов и т.п.).
Практически каждый житель того или иного населенного пункта в Европе, США и Канаде имеет возможность пользоваться услугами местных учреждений культуры, принимать участие в проводимых мероприятиях. При этом большинство услуг оказывается, как правило, бесплатно. Основная часть учреждений культуры на местах и проводимых ими мероприятий финансируется за счет средств, выделяемых местными бюджетами.
До недавнего времени в силу идеологических стереотипов в нашей стране бытовало мнение о том, что все услуги в культурно-досуговой сфере Запада оказываются только на платной основе. Так, но время лекции Хенка Меркельбаха, одного из тогдашних членов совета по организации работы культурного центра в г.Друнене (Голландия), студентами и преподавателями нашего университета было задано много вопросов, касающихся организационной и финансовой деятельности центра. Среди них были и такие: каковы доходы центра, какова зарплата членов совета по организации его работы, что свидетельствовало о слабом представлении присутствовавших на лекции о характере культурной политики на Западе в целом и организации рекреационно-досуговой работы на уровне муниципалитетов. Для большинства присутствующих откровением явился тот факт, что культурные услуги для посетителей центра оказываются бесплатно, а члены совета работают на общественных началах. Нам казалось, что бесплатные услуги в сфере культуры - это достижение только стран социализма, а на Западе господствует буржуазный принцип: «Деньги делают деньги». Многие решения ЮНЕСКО в области культурной политики, по существу, нам были неизвестны или рассматривались как пропагандистские акции. Так, на заседании в Монако (декабрь 1967г.) была сформулирована цель, которой должны следовать все государства в организации своей культурной политики: «Задача ... состоит в том, чтобы все люди имели доступ к культурной жизни и активно в ней участвовали». (СНОСКА: Культурная политика и художественная жизнь. - М, 1996. - С.30) Большинство развитых стран Запада следуют этой цели. И во многом преуспели здесь.
Бесплатное предоставление услуг в сфере культуры на местном уровне - одно из достижений социальной политики стран Запада. Фактически каждый гражданин имеет сегодня равные возможности в использовании основных средств культуры. Особенно это видно при проведении различного рода праздников на региональном или муниципальном уровне, когда практически все жители города или района, будь то взрослые или дети, здоровые или люди с ограниченными возможностями, могут появиться на улице и принять участие в торжествах.
Конечно, за дополнительные услуги в сфере досуга нужно платить. И здесь многое зависит от материальных возможностей индивида. Но и того, что предоставляется на местном уровне, достаточно для нормальной жизнедеятельности.
Как уже говорилось, в организации культурно-досуговой работы по месту жительства как на Западе, так и в России много общего. Это касается и форм организации досуга, и характеристики учреждений культурно-досуговой сферы. Например, немало общего в деятельности муниципальных культурно-досуговых центров на Западе и бывших городских дворцов культуры в России (сегодня дворцы и дома культуры, как правило, именуются центрами).
Вот некоторые сведения об уже упомянутом культурном центре в г.Друнене (Голландия).
Центр существует более 10 лет. Он был создан по инициативе жителей этого маленького городка на юге Голландии. Инициативная группа создала бюро, состоящее из 6 - 7 человек, которые являются основными организаторами работы центра. На спонсорские начальные средства были отреставрированы заброшенные ветхие здания. Затем - открыты 7 ресторанов, которые через 2 года покрыли расходы и стали приносить постоянный доход. Часть денег из этого дохода расходуется на культурную деятельность. В центре работает несколько художественных коллективов; изобразительного искусства, театральный, хореографический, хоровой, художественного моделирования одежды и др.
Существует несколько детских коллективов: музыки, лепки, танцев и др. Некоторые коллективы платные.
Культурный центр располагает большим зрительным залом на 600 мест, оснащенным техническими средствами. На сцене этого зала проходят концерты приглашаемых артистов, показы любительских спектаклей, выступают художественные коллективы. Гордостью центра является хореографический зал с отличным специальным полом и круговыми зеркалами За каждым коллективом закреплено постоянное помещение. В этих помещениях - выставки, отображающие творческую жизнь объединений. Специальная работа проводится в центре с пожилыми людьми (имеются помещения, где пожилые люди могут общаться за чашкой кофе или чая).
Культурный центр проводит праздники и на улицах города. В них принимают участие почти все жители Друнена.
Молодежь - частые гости в ресторанах и барах. Регулярно устраиваются дискотеки.
Только две должности оплачиваются центром, директора и его заместителя. Руководители коллективов оплачиваются, как правило, членами любительских объединений.
Таковы краткие сведения о работе культурного центра небольшого города в Голландии. В приложении 4 даются сведения о крупном культурном центре г.Свонси (Англия).
Предлагаем студентам сопоставить деятельность этих центров досуга, попытаться выявить, что у них общего и что их отличает. Аналогичное сопоставление можно сделать и на примере отечественных культурно-досуговых учреждений.
§4. Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста»
Если работа по месту жительства за рубежом близка аналогичной работе в России, то культурное обслуживание инвалидов во многом является новым видом деятельности для российской действительности.
Здесь мы, действительно, отстали от Запада и, может быть, в большей степени, чем даже в создании индустрии досуга. Для нас как бы не существовало этой проблемы. У нас как бы не было тех же инвалидов. А если для инвалидов и проводилась культурно-досуговая работа, то о ней знали только сами организаторы этой работы. В данном вопросе «развитой социализм» однозначно уступил «развитому капитализму». И дело даже не в уровне этой работы, ее материальном обеспечении. Коренное отличие в постановке культурно-досуговой работы, например, с инвалидами у нас и на Западе заключается в понимании социального статуса данной категории граждан. У нас - их как бы нет, они где-то там, в закрытых (специальных) лечебных заведениях. На Западе, и в соответствии с законодательством, и в значительной мере на практике, инвалиды - та категория, которая имеет доступ к основным культурным ценностям, что и здоровые люди.
Открытость работы со всеми категориями населения - еще одна из особенностей западного досуговедения. Открытость, если она не вредит, конечно, нравственной стороне дела, не затрагивает нравственных чувств индивида и окружающих.
Во время прохождения практики в голландском парке «Эфтелинг» автору этих строк неоднократно приходилось наблюдать такую картину. В один из дней недели к парку подъезжают комфортабельные автобусы, из которых выкатываются коляски с инвалидами-олигофренами. В течение почти всего дня «дауны», как в просторечии называют представителей этой болезни, в сопровождении медперсонала находятся на свежем воздухе. Их коляски видны повсюду: на дорожках парка, на открытых лужайках, в тени деревьев. Наблюдают «дауны» и за тем, как работают многочисленные аттракционы, в том числе и особенно любимые молодежью, от которых захватывает дух: ((Голландская лодка)), «Американские горки» и др. При этом присутствие «даунов» никоим образом не стесняет «обычную» публику. Жизнь парка идет своим чередом. Каждый проводит время в соответствии со своими желаниями...
Пожалуй, только российские библиотеки организуют работу с инвалидами на должном уровне и хорошо информированы о зарубежном опыте.
Социальная защищенность инвалидов уже длительное время является предметом пристального внимания со стороны ООН и других международных организаций. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о правах инвалидов (9 декабря 1975 г.), в которой провозглашены: неотъемлемое право инвалидов на уважение их человеческого достоинства; одинаковые с остальным населением гражданские и политические права, право на образование и различные формы обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной реабилитации; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования; право участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. (СНОСКА: См.: Диянская Г.П. Библиотеки для слепых за рубежом. - М., 1996. – С. 6.)
В 1981 г. был проведен Международный год инвалидов, а в 1983- 1992 гг. - десятилетие инвалидов, вызвавшие сильный резонанс в сфере мировой социальной политики. В 1982 г. ООН приняла долгосрочную всемирную программу действий в отношении к инвалидам. Ее цель - стимулировать эффективные меры по предупреждению инвалидности, по реабилитации, реализации задач полного участия инвалидов во всех сферах общественной жизни.
В 1993 г. ООН приняты «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Одним из основных документов, на которые опираются правила, является «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Являясь членами общества, инвалиды имеют право на поддержку, в которой они нуждаются, в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Имеют они и право доступа к информации. Так, информационное равноправие инвалидов по зрению означает доступ каждого из них к информации и материалам, в которых они нуждаются на тех же (или, по возможности, приближенных) условиях, что и для нормально видящих. (СНОСКА: См.: Диянская Г.П. Библиотеки для слепых за рубежом.-М., 1996.-С.10-11).
Очень верно, на наш взгляд, замечание Г.П. Диянской о том, что «мы видим инвалидность, символизированную белой тростью, слуховым аппаратом, креслом-коляской, но сколь часто мы не видим человека. Что нужно, так это сосредоточиться на способности, а не на неспособности, не на инвалидности инвалида». (СНОСКА: Там же. - С.8)
Поскольку работа библиотек с инвалидами специально изучается на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры, мы оставляем этот вопрос за рамками данного пособия. А интересующихся этим вопросом особо отправляем к монографии Г.П. Диянской «Библиотеки для слепых за рубежом» (М., 1996).
В данном же параграфе рассмотрим малоизвестный российскому читателю опыт работы с инвалидами зарубежных музеев, свидетельствующий об общих методологических подходах в организации культурно-досуговой работы с инвалидами в передовых странах. При изложении этого вопроса мы опираемся на материалы, помещенные в научно-информационном сборнике «Культура в современном мире» (Вып.1.- М., 1996. - С.58-68).
В настоящее время на Западе, в частности в Великобритании и США, накоплен значительный опыт работы музеев с людьми с ограниченными возможностями (инвалидами). Так, общественность Великобритании, имеющая отношение к этому вопросу, обсуждает проблему облегчения доступа инвалидов к богатствам художественной культуры, в том числе находящимся в музеях. Общее число инвалидов в Великобритании насчитывает 6 млн. чел. (или каждый десятый). 2 % пользуются колясками. 1 млн. англичан могут быть зарегистрированы как слепые или слабовидящие, т.е. имеющие затруднения для контакта с произведениями изобразительного искусства.
Музеи, не приспособленные для приема такой большой и достаточно разнородной публики, лишают и себя возможности привлечения дополнительной аудитории, и самих инвалидов доступа к художественным ценностям.
Из того, что могут и представляют западные музеи людям особыми нуждами, специалисты выделяют:
Общие услуги для людей с различными физическими и умственными отклонениями:
§ доступные брошюры и другого рода информация;
§ персонал, специально обученный для помощи людям различными недугами;
§ четко и ясно написанные объявления и указатели.
Услуги для глухих и слабовидящих: .
§ экскурсии на языке знаков и жестов;
§ распечатанные тексты магнитофонных экскурсий;
§ персонал, обученный языку жестов и алфавиту глухонемых;
§ световая сигнализация;
§ знаковая символика (на билетах, музыкальных проспектах), обозначающая готовность музея принять аудиторию глухих;
§ доступ в музей обученных собак;
§ вода для этих собак.
Услуги для людей с повреждениями зрения:
§ экскурсии для слепых (с использованием осязаемых предметов, открыток, рисунков предметов, планов маршрутов-тропинок);
§ допуска собаки-поводыря в музей;
§ вода для собаки-поводыря;
§ гид-кассета;
§ перчатки (если это необходимо для проведения экскурсии «на ощупь»);
§ мастерские;
§ информация на шрифте Брайля;
§ информация крупным шрифтом;
§ разборчивые надписи;
§ хорошее освещение.
Услуги для людей с ограничениями в движении:
§ трапы с регулировкой наклона около всех лестниц;
§ пассажирские лифты (не грузовые);
§ доступные для людей с колясками туалетные комнаты;
§ дверные ручки, столики с информацией и общественные телефоны, находящиеся на высоте, которая подходит для людей в колясках;
§ достаточно широкие дверные проемы;
§ коляски, предлагаемые для использования в музее;
§ стулья и сиденья различной высоты и степени твердости для пользования во время экскурсий и для отдыха;
§ карты маршрутов, обозначающих места для отдыха, места нахождения трапов и число ступенек на лестнице;
§ места для проведения общих занятий с показом на них принесенных экспонатов.
Услуги для людей с умственными отклонениями:
§ специально подготовленные кассетные экскурсии;
§ крупный шрифт четких указателей и надписей.
Из того, что перечислено выше, многое недоступно российским музейным работникам. В то же время на Западе ставятся задачи по совершенствованию этой работы. Так, многие музеи Великобритании налаживают связи с местными инвалидными обществами. В США типичным стало создание консультативных советов, состоящих из членов организаций инвалидов - потенциальных посетителей музеев.
Одна из немаловажных задач - специальная подготовка персонала для работы с «особыми» посетителями, предлагающая полное понимание проблем людей с ограниченными возможностями, внимательное и заботливое отношение к ним не как к инвалидам, а как к личностям.
Заслуживает внимания деятельность Музея современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке по составлению и воплощению в жизнь программ посетителей-инвалидов. Еще в 1944 г. МОМА в сотрудничестве с Центром искусств ветеранов войны предложил одну из первых в США лечебных программ арт-терапии. К 1972 г. была подготовлена и введена новая программа «экскурсия на ощупь». Специально обученный персонал помогал посетителям с поврежденным зрением оценить собрания скульптур из постоянной музейной коллекции.
Особое направление - художественная терапия для слепых и слабовидящих людей, их художественно-творческая реабилитация. В Англии в этом направлении специализируются художники, имеющие подготовку в области психологии и арт-терапии на базе Британской ассоциации художественных терапевтов (ВААТ). Члены общества слепых художников собираются вместе, рисуют, посещают художественные выставки и различные мероприятия.
Приведенные примеры дают представление как о характере работы с инвалидами за рубежом, так и об уровне ее организации. Добавим еще, что достижения научно-технического прогресса в последние годы резко увеличивают возможности приобщения инвалидов к достижениям культуры. Речь идет об использовании различного рода компьютеров, аудиои видеопроекторов и другой техники, позволяющей людям с самыми тяжелыми формами заболеваний организовать досуг, не выходя за пределы своего жилища.
Среди групп людей, находящихся в специфических условиях использования свободного времени, выделяется также категория престарелых. Как правило, их доходы при выходе на пенсию резко снижаются, физические и духовные силы падают, а свободного времени становится больше.
По свидетельству английской социологической статистики, лишь 5% людей в возрасте 65 лет и старше посещают кино, 15% - ходят в клуб. Не более 15% престарелых имеют автомашину, и лишь 40% - проводят отдых вне дома. (СНОСКА: Досуговая деятельность людей «третьего возраста» // Культура в современном мире. - Вып.1.- М., 1993. -С.46-50.)
Особое место в досуговых предпочтениях людей «третьего возраста» занимает просмотр телепередач, а в последние годы - просмотр различного рода видеопрограмм, а также компьютерные игры.
Учитывая образ жизни значительной части пенсионеров, как на Западе, так и в России, большое внимание уделяется работе по месту жительства, оборудованию досугового пространства рядом с жильем.
В то же время в последние годы наблюдается рост активности самих пенсионеров, которые отказываются воспринимать старость как пассивное ожидание смерти в своей спальне. Опросы показывают, что 95% французских пенсионеров считают, что умеют распоряжаться свободным временем вопреки нехватке материальных средств.
При поддержке местных органов власти на Западе повсеместно создается значительное число клубов для пожилых людей, цель которых - расширение возможностей общения по интересам. Здесь каждый может заняться спортом, рукоделием, ремеслом, художественным творчеством, пообщаться в кругу сверстников и единомышленников.
Одним из проявлений активного отношения к жизни пожилых людей является рост числа университетов для людей пенсионного возраста. Во Франции их насчитывается около 60. Высшее образование, получаемое людьми «третьего возраста», свидетельствует о важности этого нового социокультурного феномена - потребности пожилых людей в повышении своего интеллектуального уровня. Раньше это связывалось, прежде всего, с молодостью, а также с более практическими вещами - борьбой со скукой и борьбой за социальный престиж. Самосовершенствование посредством образования, утратив момент профессиональной или школьной необходимости, превращается у пожилых людей в удовольствие.
Особое распространение среди пожилых получают занятия спортом, позволяющие поддерживать форму, сохранять здоровье, сопротивляться старению, больше общаться со сверстниками.. Среди занятий спортом большой популярностью пользуются пешие прогулки и занятия общей физической подготовкой в клубах для людей «третьего возраста». Согласно французской статистике, в возрасте 60 лет различными видами спорта занимаются 37% пенсионеров, в возрасте старше 70 лет - 26%.
Несмотря на материальные проблемы через посредничество профсоюзов по месту прежней работы, а также с помощью клубов по интересам, организующих как краткосрочные, так и долгосрочные поездки-путешествия, люди пожилого возраста получают возможность для путешествий. Если, например, 56 - 57% французских трудящихся ежегодно используют отдых для путешествий, то среди вышедших на пенсию 25 - 50% путешествуют больше, чем раньше.
Важной рекреационной проблемой является организация досуга в парках, где люди пожилого возраста составляют одну из самых многочисленных групп посетителей. Для решения этой проблемы необходимо наличие не только соответствующих программ, но и квалифицированных руководителей.
Многие специалисты считают, что пожилых людей можно привлекать к работе в парках на неполный день (4 часа). Как правило, они выполняют обязанности садовников и парковых служащих. Это не только дает пенсионерам дополнительный источник дохода, но и, как они сами считают, работа улучшает их самочувствие, повышает моральный тонус, дает возможность общаться со сверстниками.
Несмотря на определенные сдвиги в организации досуга пожилых людей в этой сфере, считают зарубежные специалисты, продолжает существовать проблема возрастной дискриминации. Специалисты приходят к выводу о необходимости создания комплексных специализированных программ развития досуга для пожилых людей с учетом уже накопленного в этой области международного опыта. Интересные сведения о социально-досуговой терапии для пожилых приводятся в приложении 6.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод об общих проблемах в организации досуга пожилых людей как в нашей стране, так и за рубежом. Хотя, как уже не раз подчеркивалось, возможности далеко не одинаковые. Достаточно только сопоставить данные об участии в турпоездках отечественных и иностранных лиц пожилого возраста, Сопоставление явно не в нашу пользу.
Глава III. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ
Молодежь является предметом особой заботы в любом государстве, будь то демократическое или тоталитарное. Без решения проблем молодежи у общества не может быть ни настоящего, ни будущего. Среди молодежных проблем на первом месте - проблемы образования и обеспечения работой, физическая закалка и организация досуга. Каждая страна по-своему решает проблемы молодежи. И в то же время в решении этих проблем есть много общего. Как правило, молодежные проблемы рассматриваются, прежде всего, на государственном уровне. Так, например, в Германии федеральные органы не занимаются культурной политикой, передав ее в ведение земель. Но определением молодежной политики в той же Германии занимаются, прежде всего, на федеральном уровне.
Ушли в прошлое времена, когда в соответствии с рекомендацией американца Уильяма Джеймса («Нравственный эквивалент войны», 1910 г.) для достижения социальной зрелости молодых людей следовало направлять «работать в угольные и железные рудники, на товарные поезда, рыболовные суда; для мытья посуды, чистки одежды, мытья окон; для строительства дорог и туннелей, в литейные цеха и кочегарки и для сооружения небоскребов, чтобы молодое поколение прошло хорошую закалку и вернулось в общество с более здравыми ценностями и мыслями».
Но рациональное зерно в его рекомендациях осталось. Приобщение молодежи к труду, к общественным видам работы благотворно сказывается на ее нравственном здоровье.
Отстранение молодежи от участия в общественно-полезном труде приводит часто к негативным результатам.
Большая роль в решении молодежных проблем на Западе отводится сфере досуга. От того, как организован досуг молодых людей, зависят и нравственное здоровье общества, и решение ряда социальных проблем, таких, как борьба с преступностью, наркоманией и т.п.
Социальное воспитание (социальная педагогика) за рубежом имеет давние и устойчивые традиции. Речь может идти как о теоретических концепциях и школах, так и об определенных практических результатах. (СНОСКА: Термин «социальная педагогика» предложен для употребления немецким педагогом Адольфом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в. В 1911 г. в Санкт-Петербурге вышла книга немецкого ученого Пауля Наторпа «Социальная педагогика». Среди основоположников современной социальной педагогики; Э. Дюркгейм и Э.Шартье (Ален) - Франция, М. Монтессори - Италия и др.) Безусловно, к достижениям зарубежной педагогики следует отнести концепции педагогики сотрудничества и сотворчества, теорию непрерывного образования и воспитания. Заслуживает одобрения поисково-экспериментальная деятельность зарубежной школы. Здесь и обращение к опыту экспериментальных школ 20 - 30-х гг. XX столетия, и поиск совершенно новых направлений в школьном образовании и воспитании (нетрадиционные и открытые школы). В последние годы «педагогика среды», как еще часто называют социальное воспитание, все теснее соприкасается с другими направлениями социокультурной деятельности. Связано это, с одной стороны, с тем, что в ряде случаев зарубежная школа при организации учебно-воспитательного процесса стремится выйти за пределы школьного учреждения и превратить в учебные классы и лаборатории все окружающее пространство. Так, в последней четверти XX столетия в ряде стран осуществлялись учебно-воспитательные программы (проекты) под названием «Город как школа». С другой стороны, связь всех направлений социокультурной деятельности объясняется единым объектом воздействия и единой сферой обитания детей и подростков. Замечено, что объединение усилий социальных работников, социальных педагогов и организаторов культурно-досутовой деятельности дает наивысший социокультурный эффект.
Условные обозначения:
I - социальная работа; II - культурно-досуговая деятельность; III - социальное воспитание.
Из рис.7 видны зоны социальной работы и культурно-досуговой деятельности, охваченные педагогическим влиянием.
Определился в зарубежной теории и практике и своеобразный центр, вокруг которого организуется и координируется социально-воспитательная работа. Это школа, влияние которой распространяется на всю среду обитания детей и подростков. Более того, ставится задача, чтобы это влияние распространялось и на взрослое население.
«Помещения и оборудование школ и колледжей - библиотеки, художественные мастерские, сценические площадки, - читаем мы в книге президента Европейского форума по искусству и художественному наследию Саймона Манди, - должны, где это только возможно, стать доступными для всех местных жителей». В свою очередь, «каждое учреждение культуры, которое получает деньги из государственного бюджета, должно вести серьезные образовательные программы для людей всех возрастов». (СНОСКА: Цитируем по сб.: Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М., 2002. -С.99)
Просматриваются также основные направления и формы социального воспитания. Прежде всего, необходимо назвать различного рода добровольные объединения волонтерского характера, целью которых является как воспитание и самовоспитание личности, так и оказание помощи нуждающимся по многим направлениям их жизнедеятельности, в том числе и в организации досуга. Здесь как нигде сливаются в единое целое цели и задачи всех основных направлений СКД А участники социокультурного процесса выступают в различных ролях - от объекта воздействия, ради которого проводится то или иное мероприятие, до активного организатора этого воздействия. При этом просматривается явная тенденция сделать всех участников социокультурного процесса равноправными партнерами. Достигается это, прежде всего, уважительным отношением к индивиду, максимальным учетом его запросов и интересов.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2635;