Самоотношение личности
Самоотношение личности является одной из малоразработанных проблем психологической науки. В зарубежной психологии самоотношение рассматривается с использованием различных психологических терминов: самоуважение, самочувствие, любовь к себе, самопринятие, установка на себя, обобщенная самооценка и т.п. Несмотря на указанную терминологическую аморфность, существуют сравнительно небольшие различия в теоретических толкованиях феномена самоотношения зарубежными исследователями, наибольший вклад в разработку проблемы самоотношения среди которых внесли Р. Бернс [8], К. Роджерс [88], У. Джеймс [27] и др. Так, К. Роджерс [88] рассматривает самооценку (отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств) и самопринятие (принятие себя в целом вне зависимости от своих свойств и достоинств) как две подсистемы самоотношения, имеющего, таким образом, сложное строение. Р. Бернс [8] самоотношение включает в понятие самооценки и рассматривает самооценку как аффективную оценку представления индивида о себе, которая может обладать различной интенсивностью.
С.Р. Пантилеев [61] рассмотрел существующие в западной литературе основные представления о строении обобщенного самоотношения и связанные с ним проблемы, им последовательно изложены пять основных подходов к пониманию глобальной самооценки (общего самоуважения) и ее структуры: «Я» – как конгломерат частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции; самоотношение как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости; самоотношение как иерархическая структура, включавшая частные самооценки, интегрирование по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное «Я», которое находится наверху иерархии; глобальная шкала самооценки, которая относительно автономна и одномерна, так как выявляет некоторое обобщенное самоотношение, одинаково приложимое к различным сферам «Я»; самоотношение как чувство в адрес «Я», включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие, аутосимпатия, отраженное отношение и т.п.). Автор констатирует, что «приведенный анализ и сопоставление различных взглядов показали, что ни один из этих подходов не дает удовлетворительного и обоснованного решения проблемы строения самоотношения» [61, с. 18]. Таким образом, в соответствии с представлениями зарубежных исследователей, существует некоторое обобщенное самоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положительности отношения индивида к собственному представлению о себе, это обобщенное самоотношение интегрируется из частных самооценок [61].
Фундаментальные исследования самоотношения осуществили отечественные ученые В.В. Столин [107], [109], С.Р. Пантилеев [62], И.И. Чеснокова [115], Е.Т. Соколова [101], И.С. Кон [38], [39], Н.И. Сарджвеладзе [97] и др., выделив самоотношение в качестве самостоятельного объекта психологического анализа. В отечественной психологии также существует большое количество иногда недостаточно четко разделенных терминов, обозначающих самоотношение: самоуважение, самоприятие, самоотношение, эмоционально – ценностное отношение к себе, эмоциональный компонент самооценки. Так, И.С. Кон [38], [39] вслед за М. Розенбергом, говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение «Я», выражающее меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок [39, с. 71]. Позднее автор рассматривает данный феномен как эмоциональную составляющую образа «Я» и характеризует его как «оценку качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение, и тому подобные чувства».
И.И. Чеснокова [115] использует термин «эмоционально – ценностное отношение личности к себе», определяя его как «вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя, т. е. разнообразные ее самоотношения» [115, с. 109]. По ее мнению, «отношение личности к себе, возникая как результат деятельности самосознания, является в то же время одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических особенностей личности качеств, которые реализуются определенным стилем поведения. … Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира…» [115, с. 109].
Самоотношение может также осмысляться с использованием различных психологических категорий. Можно сказать, что эмоционально-ценностное отношение личности к себе есть чувство, если последнее определять, по А.Н. Леонтьеву, как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций» [45, с. 132]. Можно использовать категорию отношения, как это делал В. Н. Мясищев [53], используя эту категорию как родовую по отношению к видам отношений – эмоциональному (привязанность, любовь, симпатия), моральному, этическому. Можно использовать категорию социальной установки, как это делают М. Розенберг и И.С.Кон [39]. Использование того или иного категориального аппарата само по себе, однако, как отмечает В.В. Столин [108], не приводит к решению содержательных проблем.
Наиболее разработанной в отечественной психологии является концепция самоотношения, предложенная В.В. Столиным [107], [108]. Автор понимает самоотношение как лежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта. Эмоционально – ценностное отношение личности к себе, являющееся результатом и интегратором механизмов личностного самосознания, обладает сложной психологической структурой. Основой самоотношения является процесс, в котором собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации. Более общим аспектом строения самоотношения, его макроструктурой являются эмоциональные компоненты или измерения: самоуважение, аутосимпатия, близость-самоинтерес, образующие эмоциональное пространство, в котором разворачивается соответствующие действия-установки. Наиболее общим образованием структуры является недифференцированное общее чувство «за» или «против» своего «Я», являющееся суммацией позитивных и негативных компонентов по трем эмоциональным осям. Как чувство, самоотношение обладает размерностью, включающей оси симпатии, уважения и близости. Отношение к себе проявляется в виде внутреннего диалога между «Я» и «не-Я», похожим и отличным от самого субъекта, «таким образом, для характеристики самоотношения субъекта необходимы … три типа отношений, составляющих минимально диалоговую единицу: отношение к себе, отношение к другому и ожидаемое отношение от него» [108,с. 229]. Учет этих составляющих внутреннего диалога позволяет выделить уровни самоприятия субъекта (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Уровни самоприятия субъекта (по Столину В.В.)
Уровень самоприятия субъекта | Отношение к себе | Отношение к другому | Ожидаемое отношение от другого |
Наиболее зрелая форма самовосприятия | Симпатия и уважение | Симпатия и уважение | Ожидание уважения и симпатии |
Менее развитый вариант самовосприятия | Высокое самоуважение | Нет уважения и симпатии | Ожидание враждебности |
Противоречивый этап в развитии личности | Отсутствие уважения | Антипатия | Ожидание презрения |
Глубоко конфликтная личность | Бессознательное неприятие себя | Преувеличенный пиетет адрес «не – Я» | Ожидание презрения и враждебности |
Отношение к себе может быть «позитивным («Я» – условие, способствующее самореализации), негативным («Я» – условие, препятствующее самореализации), и конфликтным («Я» – условие, в одно и то же время и способствующее, и препятствующее самореализации)» [108, с. 154].
По определению С.Р. Пантилеева, «самоотношение может пониматься как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе» [61, с. 14]. С.Р. Пантилеев [61] считает, что «самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности» [61, с. 20]. Автор понимает самоотношение как выражение смысла «Я» для субъекта. За феноменологическими различиями между двумя способами выражения смысла «Я» стоит более глубокое и содержательное различение двух подсистем самоотношения – самооценочной и эмоционально-ценностной, которые находятся в отношении взаимного превращения и различным образом связаны со смыслом «Я» субъекта. При этом строение каждой из двух систем самоотношения также оказывается иерархическим. В результате исследований С.Р. Пантилеева была выявлена структура самоотношения, включающая три составляющие: самоуважение, аутосимпатию и самоуничижение (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2
Схема строения самоотношения С.Р. Пантилеева
Факторы-модальности | Самоуважение | Аутосимпатия | Самоуничижение |
Шкалы (аспекты) | Саморуководство Самоуверенность Отраженное самоотношение Социальная желательность «Я» | Самопривязанность Самоценность Самопринятие | Внутренняя конфликтность Самообвинение |
Е.Т. Соколова [101], экспериментально изучая составляющие самоотношения, пришла к выводу о том, что самоуважение, являясь производным, по крайней мере, из трех источников – самоэффективности, мнений окружающих и самооценки достижений, значимых мотивов и целей субъекта, в значительно большей мере, чем аутосимпатия, открыто для самонаблюдения и имеет четко эксплицированные в обществе критерии оценки. «Кроме того, интегральное самоуважение складывается из парциальных самооценок своей деятельности в различных сферах жизни, в то время как аутосимпатия неаддитивна» [101, с. 119]. Тотальная антипатия к себе, по мнению автора, случай чрезвычайно редкий и, по-видимому, свидетельствующий о серьезном личностном неблагополучии. При всякой угрозе аутосимпатии вступают в действие механизмы самозащиты. «Наконец, последнее возможное объяснение устойчивости аутосимпатии кроется в ее производности от так называемой безусловной материнской любви» [101, с. 120]. Рассматривая взаимодействие самоуважения и аутосимпатии, Е.Т. Соколова отмечает, что пониженное самоуважение из-за очевидных неудач в профессионально и лично-интимной жизни компенсируется повышением аутосимпатии. Основным источником нестабильности самоотношения, по мнению автора, являются мотивационные конфликты и низкая дифференцированность когнитивной и аффективной «образующих» самосознания.
И.И. Чеснокова [115] использует термин «эмоционально-ценностное отношение личности к себе», определяя его как вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя, т. е. разнообразные ее самоотношения. По ее мнению, отношение личности к себе, возникая как результат деятельности самосознания, является в то же время одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических особенностей личности качеств, которые реализуются определенным стилем поведения. Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира.
Другое направление в изучении самоотношения развивает Н.И. Сарджвеладзе [97]. Автор пишет, что «Я существует постольку, поскольку оно является одновременно и субъектом и объектом отношения, самость – это способ отношения к себе; самоотношение конституирует самость» [97, с. 176], таким образом, автор рассматривает самоотношение как центр личности. Н.И. Сарджвеладзе выделяет в самоотношении когнитивный (реализуется посредством психических функций, относящихся к разряду познавательных, включает самооценку), эмоциональный (эмоциональное отношение к себе, не приравнивается к самоотношению, а является его частью) и конативный (выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес или готовности к таким действиям) компоненты. Также автор выделяет два способа отношения к себе - объектный (Я как объект) и субъектный (Я как субъект) [97].
Большинство как отечественных, так и зарубежных авторов, выделяют в самоотношении аффективный и когнитивный компоненты, однако в понимании взаимоотношения выделенных составляющих нет единства. Отчетливо прослеживаются три основных подхода: 1. выделенные характеристики переплетаются и взаимно обусловливают друг друга; 2. оценочные и аффективные характеристики самоотношения противопоставляются; 3. аффективный процесс и процесс самооценивания приравниваются.
Е.Т. Соколова, основываясь на результатах своих исследований, заключает, что при «взаимодействии когнитивных и аффективных детерминант верх берут последние, что обнаруживает себя в феноменах когнитивного подтверждения аффективного самоотношения» [101, с. 208].
Аффективный и когнитивный компоненты самоотношения функционируют на разных уровнях: сознательном и бессознательном. Другими словами, эмоции в адрес собственного «Я» могут иметь разную степень осознанности, так же, как и когнитивная оценка своего отношения к себе. Аффективный компонент является онтогенетически более ранним образованием, чем когнитивный. И.И. Чеснокова [115] отмечает, что большая часть пережитого из области отношения личности к себе в свернутом виде переходит в сферу неосознаваемого и актуализируется при определенных условиях, включаясь в эмоциональную жизнь личности в настоящем, создавая своеобразную апперцепцию ее эмоциональной жизни в будущем. Аффективный компонент самоотношения представляют такие аспекты как аутосимпатия, самоприятие, самоуничижение, выражающиеся в эмоциях индивида по отношению к собственной личности. Когнитивный компонент содержит такие аспекты как самоуверенность, саморуководство, самоуважение, самопонимание, самоинтерес [61], [101], [108].
Анализ литературных данных показал, что самоотношение личности – это сложный психологический феномен. В настоящее время имеется много разночтений в определении самоотношения, его внутренней психологической природы, самоотношение рассматривается с различных точек зрения: как эмоциональная составляющая образа «Я», как непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта; как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе и т.д.
Мы придерживаемся представления о самоотношении как сложно – структурированной двухуровневой динамической эмоционально-оценочной подсистеме самосознания личности. В структуре самоотношения целесообразно выделять такие значимые компоненты как аффективный и когнитивный, функционирующие на сознательном и бессознательном уровнях психики. В структуре аффективного компонента самоотношения, основываясь на представлениях о структуре самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева, мы выделяем аутосимпатию, самоприятие, самоуничижение.
Т.А. Климонтова [34], [35] в своем исследовании самоотношения интеллектуально одаренных подростков использует понятие характер самоотношения личности. При выделении характера самоотношения автор исходит из того, что аутосимпатия, самоприятие, самообвинение являются аспектами отношения личности к себе и в совокупности составляют его аффективный компонент. При этом указывается, что содержание аффективного компонента самоотношения может иметь разную степень осознанности. На рис. 1.2 мы представили схематическое изображение аффективного компонента самоотношения.
Под характером самоотношения автор понимает соотношение содержания различных составляющих его аффективного компонента на сознательном и бессознательном уровнях.
Рис. 1.2. Аффективный компонент самоотношения личности
Под позитивным характером самоотношения мы понимаем согласованность содержания аффективного компонента отношения к себе на сознательном и бессознательном уровнях.
Вслед за Т.А. Климонтовой, мы также используем понятие характер самоотношения личности. На рис. 1.3 представлены профили конфликтного и позитивного характера самоотношения личности. Как видно из рисунка 1.3, позитивный характер самоотношения предполагает самоприятие, любовь, симпатию личности к себе, отсутствие реакций самоуничижения, как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Под конфликтным характером самоотношения в данном исследовании понимается противоречие содержания его аффективного компонента на сознательном и бессознательном уровнях.
Индикатором конфликтного характера самоотношения выступают негативные эмоции в адрес «Я» субъекта на бессознательном уровне и позитивные эмоции о себе, представленные на сознательном уровне (или наоборот).
Рис. 1.3. Профили позитивного и конфликтного характера самоотношения личности
Примечание: сплошной линией – – обозначен конфликтный характер самоотношения личности, пунктирной линией – – позитивный характер самоотношения личности
При этом в вопросе относительно соотношения аффективных и когнитивных составляющих самоотношения мы придерживались взглядов Е.Т. Соколовой [101], то есть аффективные составляющие самоотношения нами рассматривались как неаддитивные и доминирующие по отношению к когнитивным составляющим.
Таким образом, проведенный анализ исследований самоотношения позволяет утверждать, что самоотношение является стержневым психологическим образованием самосознания, отражающим эмоциональную позицию личности по отношению к себе, связанным с другими психологическими образованиями [85], [111].
В качестве способов «интериоризации» самоотношения ребенка Столин В.В. [108] выделяет: 1) прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения; 2) опосредованную детерминацию самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний. Автор пишет: «Принимающее … поведение родителей с ребенком результирует в самоприятие ребенка, отвергающее поведение приводит к неприятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности» [108, с. 38].
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 14591;