Современная социокультурная ситуация как основа социально-культурной деятельности.
Современное общество вошло в качественно новую стадию цивилизационного развития человечества – постиндустриальную. Этот переход связан с переменой духовных ценностей, формированием нового мировоззрения в обществе.
При рассмотрении современной социокультурной ситуации, прежде всего, необходимо обратиться к характеристике понятия «массовая культура». Массовая культура представляет собой совокупность явлений культуры XX века, характерных для экономики, управления, досуга, общения и особенно – для сферы художественной культуры. Эти явления включают в себя особенности производства культурных ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление. Акцент делается и на «усредненный» уровень развития самих массовых потребителей данной продукции. Результаты такой культуры должны быть доступны и понятны всем возрастам, слоям населения, независимо от их социального положения, вероисповедания, уровня образования, национальной принадлежности.
Вместе с тем неверно считать массовую культуру антикультурой. В настоящее время прослеживается тенденция отказа от взгляда на данную форму социального движения культуры как на область «дурного», в лучшем случае «другого» вкуса. В современном понимании массовая культура – это объективный индикатор состояния общества, его заблуждений, типичных форм поведения, культурных стереотипов и реальной системы ценностей. Произведения массовой художественной культуры призывают индивида интегрироваться в общественную систему, добиваясь своего места в ней, а не бунтовать против нее. Массовая художественная культура успешно воплощает в себе самый желанный человеческий миф о счастливом мире. При этом она не зовет своего зрителя, слушателя, читателя строить такой мир, ее задача в другом – предложить реципиенту (т.е. все тому же зрителю, слушателю, читателю) убежище от реальности. И это, действительно, новый эскапизм, многократно усиленный средствами массовой информации и техническими видами искусства.
Смысл массовой культуры в современном обществе – коммерциализация всех общественных отношений. Проявилось это в стремлении видеть товар и в сфере духовной деятельности в том числе. Отсюда распространение кассовых, развлекательных мероприятий, театральных постановок, рассчитанных на большую аудиторию. Она оказывает непосредственное влияние на сформированный ею общественный слой, который является потребителем этой культуры. Массовая культура делает человека пассивным, компенсирует собственные чувства, переживания, навязывает стереотипы мышления; стимулирует переоценку ценностных установок.
Но в то же время на современном этапе можно говорить о наблюдающейся смене культурной парадигмы – переходе общества на новую ступень развития, а именно – установлению так называемого информационного общества. «Информационное общество определяется как новая стадия современного общества с появлением так называемой информационной экономики, представляющей собой взаимодействие различных сфер производства информационной продукции. Информация в данном типе общества является основным ресурсом, механизмом развития культуры и источником формирования духовных ценностей». Основной тенденцией развития культуры данного типа можно считать так называемую «демассификацию сознания», ведущую к все большей индивидуализации культурного творчества.
Современную социокультурную ситуацию все чаще обозначают термином «клип-культура» (от англ. – мелко нарезанный) – культурные продукты, не имеющие четких связей между собой. Это совершенно новый тип и человеческой деятельности, и восприятия, который функционирует в рамках информационной культуры и характеризуется все большим разрывом между пользователями средствами информации. Образы, создаваемые в рамках клип-культуры, не требуют рефлексии, осмысления, так как все время происходит (каждые доли минуты) обновление информации, и все первоначально увиденное практически утрачивает свое значение, устаревает». Инновационным здесь становится не столько отказ от готовых, установившихся моральных и идеологических истин прошлого, от традиционализма теле- и радиовещания, собранного и систематизированного пространственного материала, сколько сам тип подачи информации, который ориентируется на разорванность ее фрагментов.
Подобная форма подачи информации не дает собранных и систематизированных идей, готовых установок. Клип-культура лишь оперирует фактами или мнениями о явлениях, но не предлагает определенного вывода. Человеку, привыкшему к готовой «модели реальности», зачастую сложно принимать верные решения самостоятельно. Это ведет к все большей индивидуализации, демассификации как личности, так и культуры в целом. Хотя многие люди, особенно старшее поколение, ломаются под таким давлением, испытывая гнев и апатию.
На самом деле, современное общество испытывает и ряд психологических проблем. «Разрушение массового общества, таким образом, хотя и обещает большую степень индивидуального самовыражения, распространяет, по крайней мере сейчас, боль изолированности». Люди с трудом справляются с обрушивающимся ежедневно на них огромным потоком информации. Психоаналитик должен стать достаточно популярной профессией в данном типе общества. Появляется огромное количество неокультов (дианетика, клубы нетрадиционных религий и т. д.), а также наблюдается рост локальных сообществ по интересам, где формируются свои духовно-нравственные ценности, которые зачастую вынуждают человека отказаться от всего предшествующего опыта, изменить стиль жизни, характер поведения, ценностные ориентиры, что не всегда соответствует реальности, в которой существует данный человек. В большинстве своем эти сообщества создают комфортную среду, позитивное настроение, чувство значимости, личной уверенности. Но при этом следует отметить, что все эти организации существуют на границе свободы и дисциплины. Вся жизнь в них строится по форме ритуального действа, где есть учитель и ученики, свои моральные ценности и формы поведения, система поощрения и наказания. Это иллюстрирует особенность массового общества: стремление человека передать возможность распоряжаться собственной свободой кому-либо. Это процесс превращения массовой аудитории в племенное собрание. Распоряжаться своей свободой, быть хозяином своего сознания и не попадать под тотальное влияние способны не многие.
Психологическими проблемами современного общества являются также такие состояния, связанные с трансформацией духовно-нравственных ценностей, как виртуализм и авитализм. Виртуализм – направленность личности на «уход» от реальных жизненных впечатлений в виртуальный мир, создаваемый информационными средствами. Авитализм характеризуется тем, что личность теряет жизнесберегающие и духовно-ценностные установки, т.е. происходит слом психологических барьеров, препятствующих немотивированному нанесению вреда другим живым существам. Возникают эти психологические состояния под воздействием различных «развлекательных» убийств (компьютерные игры, триллеры, фильмы ужасов).
Другими словами, проблема нынешнего этапа развития информационного общества состоит прежде всего в неспособности части индивидов адаптироваться к возникшим условиям и тенденциям социального пространства. Связано это в первую очередь с увеличением информационного потока, обрушивающего на человека ежедневно, а также с ранее сложившимися мировоззренческими стереотипами по отношению к труду, характеру деятельности; духовно-ценностными ориентирами; с разрушением командно-административной системы управления обществом, которая распоряжалась свободой индивидов. На сегодняшний день большинство, как и прежде, продолжает следовать за кем-то, руководствуясь предлагаемыми правилами и стереотипами поведения.
Новый этап в развитии человечества – информационный век – на авансцену выводит людей нового типа: с творческим потенциалом, желанием и умением выдвигать свежие идеи и реализовывать новые проекты. А источником благосостояния становится интеллектуальный капитал, который приходит на смену традиционным ценностям индустриального XX века.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2161;