Объектно-ориентированный подход. По сути это восходящий подход к разработке программ (см
По сути это восходящий подход к разработке программ (см. выше).
Ранее уже говорилось, что в рамках процедурного подхода алгоритм имеет дело не с объектами предметной области а с их моделями - данными. При этом данные хранят информацию о конкретных физических параметров объектов, а информация о поведенииобъектов в окружающем мире, взаимодействие их друг с другом переносится в подпрограммы. В результате целостное представлениеоб объектах предметной области теряется.
В чистом ООП программа уже рассматривается не как реализация алгоритма, ООП основывается на подходе к разработке программ как набора взаимодействующих объектов, передающих друг другу сообщения. При ОО разработке на основании анализа задачиопределяется какие объекты предметной области характерны для решаемой задачи и в каких отношениях(использование, обобщение, целое-часть)они находятся. После этого определяются (разрабатываются) программные классы (как обобщенные типы), которые представляют в программе модели объектов предметной области. Объекты в программы - это экземпляры классов (класс как обобщение типа данных). В классах (и объектах классов) связываются в единое целое физические свойства и поведения объектов предметной области , т.е. объекты интегрируют (объединяют) в себе структуры данных и операции (подпрограммы), необходимые для выработки решения. Данное явление называется инкапсуляция.
Постановка задачи
О1 |
О3 |
О2 |
объекты взаимодействие
предметной объектов
области
Схема программы
Процедурный подход О-О подход
Данные1 |
Данные3 |
Действия2 |
Действия1 |
Данные1 |
Действия2 |
Данные2 |
Действия3 |
Данные3 |
Действия3 |
Действия1 |
Данные2 |
программные объекты
(объединяют данные
данные и действия и действия)
не связаны
(оторваны друг от друга)
Другим свойством ООП является наследование - производные классы (потомки) могут наследовать свойства и поведение классов-родителей.
Третьим свойством ООП является полиморфизм (многообразие) - при обозначении общего для всей иерархии действия одним именем (функций) каждый класс в этой иерархии реализует это действие своим собственным пригодным для него способом. Например, в иерархии животных из базового типа "животные" могут быть порождены типы: "сухопутные" (имеют ноги), "водные" (имеют плавники) и "птицы "(имеют крылья). Все типы в этой иерархии могут выполнять базовую операцию "передвижение", но каждый из производных типов выполняет это действие своим способом: 1) сухопутные бегают; 2) рыбы плавают; 3) птицы летают;
6.4 Функциональный подход.
В этом подходе базовом является понятие функции, а основным способом объединения простых конструкций сложной программы, т.е. основным методом программирования является суперпозиция функций.
Так, если надо вычислить
Длина :=
то записывают (вместо присваивания) функцию вида:
Длина (X,Y) = sqrt(X*X+Y*Y)
Эту функцию при функциональном подходе (ФП) можно представить в виде суперпозиции более простых функций (сложить, квадрат и корень):
корень(х,у)=sqrt(x,y)
сложить(x,y)=x+y
квадрат (X)=умножить(X,X)
В итоге получается:
Длина = корень (сложить (умножить(X,X), умножить(Y,Y)));
Видно, что суперпозиция функций в ФП играет ту же рольчто и последовательность операторов в языках программирования ориентированных на процедурный подход.
В функциональных программах используются как примитивные функции(ЭВМ или транслятор знают, как их вычислять), так и составные (заранее неизвестное ЭВМ функции, определенная программистом в виде суперпозиции примитивных и заранее определенных функций).
Определение составной функции состоит из левой и правой частей. В левой части указывается присваиваемое функции имя и список ее аргументов (формальных параметров). В правой части определения с помощью суперпозиции описывается, как вычислить значение определяемой функции, если известны ее аргументы.
Выполнение функциональной программы сводится к последовательности замен примитивных и составных функций, каждая постепенно упрощает исходную суперпозицию функций до одного значения результата. На каждом шаге заменяется одна из функций, аргументы которой известны (известные аргументы функции называются фактическими параметрами):
-примитивная функция заменяется на ее значение, которое определяется в результате вызова функции;
- вместо составнойфункции с известными аргументами в точку ее вызова подставляется суперпозиция функций из правой части определения заменяемой составной функции.
Рассмотрим процесс выполнения функции Длина(), определенной выше.Пустьвызов этой функции (программы ) имеет вид: Длина (4,3).
Поскольку длина - составная функция, то в точку ее вызова будет подставлено (или другими словами программа будет преобразована к виду):
Корень(сложить(квадрат(4),квадрат(3))).
Следующий шаг - замена составной функции Квадрат(4):
Корень(сложить(умножить(4,4), умножить(3,3))).
Теперь можно заменить примитивные функции Умножить(4,4) и Умножить(3,3) на их значения (которые они вычисляют):
Корень(сложить(16,9)).
Теперь функцию Сложить заменяем значением:
Корень(25).
Основные черты функционального подхода:
- основная структура данных - связанный список (программа также представляется в виде списков);
- вместо операторов - функции;
- вместо явных циклов (итераций) - рекурсия.
Считается, что функциональный подход позволяет легко и естественно переходить к понятиям, связанным со сложными объектами предметной области. Это делается с помощью определения соответствующих составных функций над сложными структурами. Такие определения в удобной форме описывают зависимости между объектами. Функция - универсальный инструмент для представления этих зависимостей в различных областях. При этом операция суперпозиции позволяет легко использовать ранее созданные функции при построении новых.
Из языков функционального программирования наиболее широко известны lisp(list processing) и РЕФАЛ (Турчин ).
Данные
7.1 Понятие данных.
Исходная задача ставится относительно некоторых объектов из предметной области - исходных объектов. В алгоритме мы имеем дело не с самими объектами, а с их моделями (аналогами).
Целью разработки алгоритма является создание предписания для исполнителя по выполнению действий над моделями исходных объектов, приводящих к решению поставленной задачи.
Согласно свойствам определённости и понятности алгоритма эти модели и выполняемые с ними действия д.б. известны исполнителю и пониматься им однозначно. В результате в алгоритмах можно использовать только такие модели объектов, которые :
- заранее известны исполнителю или м.б. однозначно описаны в терминах известных ему понятий.
- допускают описание действий над ними в терминах известных и однозначно понятных исполнителям операций
NB: именно такие модели реальных объектов называются данными.
В зависимости от момента образования и периода их существования различают следующие типы данных:
Исходные: Это сведения о предметной области, которые требуются исполнителю в ходе выполнения алгоритма, но неизвестные заранее (их надо вводить в начале выполнения программы). К ним относятся знания об исходных объектах.
Промежуточные: Соответствуют представлениям об объектах, вводимых в рассмотрение по ходу алгоритма. Такие данные обычно заранее неизвестны исполнителю и их получение не является конечной целью. Они нужны для более удобного получения решения (поэтому без них обычно невозможно или неудобно получить решение). Однако количество таких данных должно быть минимальным.
Конечные (результаты): Соответствуют моделям новых объектов предметной области, получаемым(синтезируемым) в результате выполнения алгоритма (их надо выводить по завершении программы). От этих полученных данных (результата решения задачи) путём интерпретации переходят к соответствующим им объектам предметной области, получение которых и является целью работы программы.
Данные в предписании также делятся на константы и переменные. Константы нельзя изменять во время исполнения предписания, а переменные желательно изменять для получения результата.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 518;