Отношение турецкого правительства к Церкви в XIX в.

Замечание. Турция старалась войти в число просвещенных государств. Поворот к европейскому просвещению и цивилизации, налажевание политических отношений. Попытки реанимировать агонизирующее государство. Реформы на европейский лад. Неудачи на войнах. Уменьшение населения.

Султан Селим III (1789 - 1807 гг.) предпринял попытку реформы в армии. Уничтожил корпус янычар и ввел регулярную армию. За это великий муфтий объявил его недостойным престола, а янычары его низложили и убили.

Махмуд II (1808 – 1839 гг.) ограничил власть великого муфтия и улемов. В 1826 г. уничтожил корпус янычар, на место которых образовал регулярное войско; отменил закон о праве султана на наследство после смерти чиновника, закон по которому убивались все претенденты на престол. В 1835 г. назначил жалованье чиновникам. Со стороны европейских государств стала проявляться «забота» по отношению к Турции.

Христиане ожидали изменение отношения к себе, но тщетно. Султаны предпринимали только популистские меры. В 1837 г. Махмуд посетил Балканские страны Болгарию и Фракию, где призывал местные власти обращаться с христианами как с мусульманами.

В 1821 г. при восстании морейских греков турки перебили многих невиновных константинопольских греков. В 1827 г. турецко-египетский флот потерпел наваринское поражение, поэтому султан решил перебить христиан, для чего он издал прокламацию, которая разожгла ненависть.

Абдул-Меджид (1839 - 1861 гг.). В его правление отделившийся египетский паша Мегемед-Али разгромил турецкие войска и угрожал султанской фамилии. Только европейская дипломатия спасла дом Османа от уничтожения. Это повлекло коренные реформы, главным идейным руководителем которых был министр иностранных дел Решид-Паша. Он составил Гюльганский гати-шериф[11]. Его торжественно провозгласили при депутатах, от наций подвластных Турции, в присутствии патриарха, архиереев и фанариотов, после чего султаны принесли клятву в ненарушении.

Краткое содержание документа: во-первых, констатируется факт упадка религии, правительства, нации и государства, во-вторых, предлагаются меры его устранения: новые гарантии подданным: 1) полная безопасность; 2) правильное налогообложение и 3) призыв в армию. Уничтожались: откуп государственных доходов, тайная казнь чиновников и конфискация имений осужденных.

В 1843 г. под давлением европейских государств был отменен закон, карающий смертью ренегатов мусульманства. В 1854 г. под давлением Англии было предоставлено право христианам, давать свидетельские показания в суде. В 1855 г. харадж заменен военной службой.

Через год после окончания Крымской войны по настоянию Англии и Франции султан издает гати-гумаюн («собственноручный декрет»), в котором христианам присваиваются такие же права как и мусульманам. Подтверждает гарантии Гюльганского гати-шерифа. Патриархам и иерархам было назначено жалование. Разрешалось строить новые храмы, не принуждать к переходу в ислам. Христиане допускались в диван, а также в правительственные учебные заведения и ко всем службам. Неприятные наименования христиан строго запрещались.

Все выше перечисленные законы, должны были изменить положение христиан в лучшую сторону. Но они остались на бумаге, так как они противоречили воззрениям ислама.

Гати-шериф спровоцировал фанатизм и выступление против христиан. В Адрианополе, Смирне и других городах турки неистово мучили христиан. В 1843 г. в Албании мусульмане врывались в села, грабили и жгли христиан. Благодаря заступничеству России турки прекратили. Не выполнялись как закон о замене хараджа военной службой (харадж заменен военным налогом), так и закон о показаниях христиан в суде. В одном из дел по этому вопросу характерны следующие слова, иллюстрирующие политику мусульман по отношению к христианам: «Собака! Порта может предоставлять христианам все, что ей угодно, но мы не знаем никакого другого закона, кроме корана».

В 1860 г. в Дамаске и на Ливане чиновники не только допустили резню, но и сами хотели участвовать в ней. Комиссия по расследованию этого дела оправдала всех друзов, расправлявшихся с христианами, из-за недостатка улик В Дамаске было собрано совещание, на котором было принято решение, что гатти-гумаюн противоречит духу и букве корана.

«Вообще, турецкое правительство в описываемые ... времена ничего не сделало для улучшения быта своих христианских подданных, хотя и издало много законов в пользу их. При всем том нужно сказать, что положенное восточных христиан в наше время сравнительно становиться заметно лучше; но этим они обязаны не султанским фирманам и не турецким министрам - прогрессистам, а заступничеству европейских государств и европейскому просвещению, которое, хотя и медленно, распространяется между народами, подвластными Турции, не исключая и самих турок».[12]

Замечательные патриархи от Геннадия до Самуила I ( 1453-1764гг.)

1. Геннадий Схоларий (в миру Георгий) (1453-1459 гг.)

Был известен еще до своего избрания в качестве «вселенского учителя» или «схолария»[13] при Иоанне Палеологе. Потом он был членом верховного совета и государственным судьей. В 1437 г. принимал участие в соборе в Ферраре, где действовал в соответствии с пожеланиями императора. Под актами собора его подписи нет, так как он до окончания собора уехал в Венецию. Вернувшись, он вместе с Марком Ефесским отстаивает Православие. После монашеского пострига занимется литературной и полемической деятельностью. В трудное для восточных христиан время его единогласно выбирают в патриархи. Благодаря личной симпатии султана Магомета II он устраивает жизнь своей Церкви. Ищет средства для восстановления храмов и патриархии. Но при стали отнимать храмы, например, храм св. Апостолов при котором была патриархия, из-за чего патриархия была перенесена в храм Всеблаженной. Вел борьбу с симонией. В 1459 г., после созыва собора он складывает с себя сан и оставляет престол, не смотря на уговоры со стороны султана. Умер в 1464 г. в одном из греческих монастырей. В греческой церкви причислен к лику святых.

2. Максим философ (1476-1483 гг.)

Отличался ученостью, красноречием и благочестием. Время его правления было политически спокойным. Занимался повышением благочестия среди народа. При каждом удобном случае проповедовал. В отношениях с султаном он был вторым Геннадием Схоларием. Перевел на турецкий язык символ веры и написал его изъяснение. В греческой церкви причислен к лику святых.

3. Иеремия I (1520-1544г.)

Мудрый и заботливый пастырь, пользовавшийся уважением и любовью паствы. В 1523 г. отравился в Иерусалим по дороге, сопровождавшие его клирики подняли бунт, вернулись в столицу и там с помощью денег сняли его с патриаршества и поставили Иоанникия. Иеремия созывает в Иерусалиме собор с другими патриархами. На нем отлучают Иоанникия и его партию. После этого Иеремия возвращается в столицу, где народ выхлопатывает у султана его восстановление. Когда визирь стал требовать с него пескезий 500 червонцев, то Иеремия стал отказываться от патриаршества. По уговору и внесению народом суммы он занял кафедру. Заботился о благолепии Церкви, благоустраивал патриархию.

4. Иоасаф II (1552-1564 гг.)

Просвещенный и добродетельный. При его выборах все духовенство и народ были единодушны. Он понизил пескезий до 1000 червонцев, отстроил патриархию, снабдил утварью. Повышал нравственный уровень клириков. Фанариоты добились его низложение. В 1564 г. он созвал собор, но этот собор сам низложил его по проискам фанариота Михаила Кантакузена.

5. Иеремия II Тронос (светлый)

Просвещенный, деятельный, справедливый и нравственно безупречный. Выбран впервые в 1572 г. соборно. Для борьбы с симонией созывает собор, где было решено за симонию лишать сана. Ревностно относился к чистоте православия. Боролся с влияниями протестантов и латинян. Построил на свои деньги церковную гостиницу, украсил храм Всеблаженной. В 1579 г. его низложили по приказу султана и по проискам корыстолюбивого Митрофана. Митрофан занимал кафедру 9 месяцев, так как умер. В 1580 г. Иеремию восстанавливают и он для расплаты с долгами делет сборы с архиерев. Родственники Митрофана принимают все меры, чтобы низложить Иеремию: пишут доносы. В 1584 г. его заключают в тюрьму и ссылают на Родос.

В это время на константинопольской кафедре был Пахомий, потом племянник Митрофана Феолепт. В 1587 году Иеремия возвращается на кафедру и восстанавливает патриархию при храме Богородицы Утешительницы, так как ограбленный храм Всеблаженной был отнят турками. Расплачивается с долгами, для чего он отправляется в 1588 г. в Россию. В 1593 г. собирает собор в Константинополе, где принимает участие александрийский патриарх Мелетий Пигас. На нем было подтверждено, что монахи должны подчиняться епархиальным архиереям, запрещалась симония и роскошь духовенства. Умер в 1594 г.

6. Кирилл Лукарис (1621-1638 гг.)

Человек незаурядного и обширного ума, ученый, добродетельный и ревностный. Воспитывал Мелетий Пигас (+1601г.) в венецианском греческом коллегиуме и падуанском университете. Потом Кирилл принимает постриг. В 1593 г. приезжает в Россию как экзарх Мелетия и поддерживает православных против унии. Принимает участие на соборе в Бресте в 1594 г. Бежит. В Западной Европе ознакомится с протестантским движением. В 1600 г. он опятьв Западной России. Через год он становится александрийским патриархом (20 лет). В 1613 г. из-за смерти Константинопольского патриарха он также становится местоблюстителем вдовствующей кафедры. С он 1621 г. Патриарх. Его 3 раза низлагали и возвращали. В 1638 г. мученически скончался.

7. Паисий II

Патриархом с 1726 г. был 4 раза. Издал постановление о низшем клире, установил образовательный ценз, добродетельную жизнь для клириков, как обязанность.

 








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 712;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.