Отношение турецкого правительства к Церкви в XVII и XVIII и веках.
Замечание. Положение прежнее и менялось только к худшему. Турция налаживает контакты с Европой и поддерживает отношения с Венецией. Ни паши ни другие чиновники не чувствовали над собой централизованной власти. Отсутствие официального жалованья давало повод наживаться на продаже законов и справедливости. Армия деморализована: янычары бунтовали, грабили и убивали.
Мурад IV (1623 - 1640 гг.) решил перебить христиан, чтобы они не присоединились к осаждавшим город казакам, только благодаря здравомыслящим членам дивана это не привели в исполнение. В 1768 г., после разгрома русскими войсками турецких султан Мустафа III заподозрил в сочувствии христиан русским. Беда миновала благодаря заступничеству патриарха Самуила и знатных греков.
Патриарх стал чиновником, назначаемым и увольняемым правительством. Жалованье, выплачиваемое из казны при Магомете II, не платили.
В XVII веке несколько раз по приказанию Мурада IV ссылали патриарха Кирилла Лукариса и 1639 г. задушили. Годом раньше был задушен патриарх Кирилл беррийский. В 1650 и 1657 годах удавили патриархов Парфения II и священномученика Парфения III. С 1622 по 1700 гг. Сменилось 48 патриархов, из них некоторые было до 5 раз возводимы на престол. Причина – корыстолюбие. Поводом могло стать задержка хараджа или сбор денег в России. Следствие – обвинение в измене, низложение, конфискация имущества.
С 1657 г. патриарха утверждает визирь.
В 1730 г. янычары напали на константинопольскую патриархию и стали требовать от Паисия II деньги. Их они не получили, и из-за этого в храме изрубили мощи, вылили миро, надругались над Дарами. Выступления против христиан были частыми и сопровождались избиением христиан.
Права христиан более и более ущемляются. В отличии от турок, христиане платят подати отданные на откуп. Сборы сопровождались вымогательствами.
Дорога на военную и гражданскую службу была закрыта, так как христиане не могли носить оружие. Исключение делалось для службы на флоте христианам островов Архипелага.
С 60-х годов XVII в. греков допускают до должности драгоманов[10], но ими становились только греки – фанариоты, богатые образованные, аристократические фамилии.
На суде христиане не могли свидетельствовать против мусульман. Дела христиан разбирали церковные власти, но смешанные споры разбирал кадий - турецкий судья. Приоритет отдавался мусульманину.
Христиане не могли носить белой или зеленой чалмы. Носили только фески. Не могли появляться около мечетей. Мусульмане стесняли совершение богослужения, насильно обращали в ислам.
В XVII веке подать душ отменена из-за зависти турок продвижению по службе бывших христианских детей.
Насилие по отношению к христианам подталкивало к предательству. Этому способствовала и законодательная база. Особенно много их было в Боснии, Албании, Герцеговине и Анатолии.
Один из законов освобождал от судебного наказания при принятии ислама, другой грозил смертью хулителю и преступавшему мусульманский закон. Сначала следовало мнимое обвинение, наказание, предложение принять ислам и избавиться от наказания.
Были мученики, претерпевавшие жестокие мучения как древние христиане.
В 1657 г. в Смирну прибыл христианин Николай Караман. В пылу он пригрозил, что перейдет в ислам, чем и воспользовались турки. Они его мучили, потом обрезали, но он не признавал себя мусульманином. Наконец его повесили и сбросили в море.
В 1672 г. в Константинополе Николай, по желанию отца учился турецкой грамоте. Учитель захотел обратить его в ислам, для чего он написал исповедание веры в виде урока и заставил его прочитать, после чего свидетели объявили его мусульманином. Когда он стал отказываться его передали кадию. Николай был непреклонен. Его пытали и отрубили и олову.
В 1680 г. недалеко от Константинополя турки стали снимать фески с греков и надевали свои чалмы. Там был христианин Ангелис, с которым проделали тоже, а потом объявили, что он мусульманин.
В 1725 г. пострадала Аргира из Бруссы, повенчаная с христианином, ее красотой соблазнился один турок. Ее мучили и судили 15 лет, в конце концов, она умерла в тюрьме.
В 1764 г. тоже проделали и с христианкой Акилиной. Ее отец из-за избежания наказания принял ислам и к тому же стал склонять дочь. Она не стала слушать своего отца и сказала, что готова претерпеть мученичество за Христа. Ее отправили к судье. Она была непреклонна. Ее терзали и издыхающую отправили в дом к матери. Вскоре он умерла от тяжелых истязаний.
В 1683 г. в Константинополе пострадал русский невольник Павел.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 771;