Пляска «Подружились», музыка Т. Вилькорейской, автор движений Н. Френкель
Программное содержание.Двигаться в соответствии с бодрым характером музыки; своевременно изменять движения со сменой частей музыкального произведения; ритмично двигаться в парах, выполняя легкий бег и кружение.
Задачи.Воспитывать внимание, чувство симпатии друг к другу.
Описание пляски.На I часть произведения пары детей двигаются легким бегом врассыпную по всей комнате. На II — кружатся, широко раскинув руки в стороны. В момент окончания музыки останавливаются и крепко обнимаются. Пляску можно давать с движением пар по кругу.
Методика разучивания.Перед исполнением пляски дети слушают музыку, педагог обращает их внимание на ее характер. Затем педагог образно рассказывает ее содержание, например, так: «На музыкальных занятиях пляшут дети очень весело, дружно. Вместе бегают, кружатся и даже, когда музыка перестает звучать, никак не хотят расстаться друг с другом». После объяснения пляски говорит: «Посмотрите, как дружно танцуют дети», - и показывает пляску вместе с другим педагогом или заранее подготовленным ребенком. Затем предлагает детям встать в пары и танцевать всем вместе. Воспитатель группы встает в пару с ребенком или с двумя детьми. В дальнейшем дети пляшут одни; в ходе пляски педагог дает указания, хвалит детей. На последующих занятиях при проведении пляски можно использовать музыкальную загадку. «А какую пляску мы сейчас плясать будем?», а также показ лучше всех пляшущей пары или нескольких пар.
К детям среднейгруппы в процессе занятий музыкально-ритмическими движениями предъявляются гораздо большие требования. Их учат точнее исполнять задания, самим исправлять ошибки, осознанно относиться к качеству движений. Развивают наблюдательность, инициативу и самостоятельность детей при выполнении заданий, будят воображение.
Обучая детей играм, углубляют их представления об окружающем, так как в них дети передают повадки зверей, действия людей, имитируют движение транспортных средств. В процессе игр, плясок, упражнений у детей воспитываются интерес и любовь к музыке, развиваются музыкальная память и музыкально-ритмическое чувство. В средней группе закрепляются навыки, полученные в младшей, и вводятся новые, более сложные. Так, например, дети средней группы должны уметь изменять движения в соответствии с чередованием менее контрастных музыкальных фрагментов; с динамическими изменениями (громко, умеренно громко, тихо; громче - тише); с регистрами (высокий, средний, низкий) и т. д.
Также происходят изменения и в основных видах движений, гимнастических упражнениях, перестроениях, образных и танцевальных движениях. Детей учат выполнять движения с предметами, перестраиваться из круга врассыпную и обратно, инсценировать песни в соответствии с характером и средствами выразительности музыкальных произведений, выразительно воплощать игровые образы (гордого петушка, хлопотливой курицы, хитрой лисы и др.). Дети учатся ходить бесшумно, мягко ступая под спокойную, тихую музыку, высоко поднимать ноги под энергичный марш, бегать легко на носках под музыку, звучащую в высоком регистре, мягко полуприседать под плясовую музыку, делать подскоки с ноги на ногу поднимать и опускать руки быстро, медленно и плавно.
Тематика игр в средней группе более разнообразна, их содержание достаточно развернутое, сложнее музыкальные задания. Пляски усложняются с точки зрения движений и построения, музыкальный материал становится более разнообразным по форм г и содержанию. Вводятся игры с индивидуальными ролями. («Огородная-хороводная», музыка Б. Можжавелова; «Дед Мороз и дети» музыка И. Кишко), с элементами соревнования.
Кроме игр с пением используются игры под инструментальную музыку, например, «Жмурка», музыка Ф. Флотова, «Летчики» музыка М. Раухвергера. Они воспитывают волю ребенка, развивают его память, воображение, внимание, прививают навыки поведения в коллективе, умение считаться с интересами товарищей.
В средней группе используется много плясок с зафиксированными движениями, вводится самый простой вид пляски-импровизации - типа «Зеркало». Пляски становятся более разнообразными как по своей музыке, так и по построению. Движения в них более детально отражают изменения характера музыки.
Дети работают со всеми видами упражнений, хотя упражнения-композиции даются очень простые, состоящие из 2-3 элементов движений. Меняется и роль воспитателя. Он предоставляет детям все больше и больше самостоятельности, чаще объясняет, дает указания, чем показывает. В играх с индивидуальными ролями их исполнение уже со второго занятия поручается ребенку.
Учитывая особенности возраста, педагог стремится выработать у детей умение играть и плясать без участия взрослого. Знакомя детей с новой игрой или пляской, педагог привлекает их к простейшему анализу музыки. В этом возрасте дети должны уметь в движениях передавать образы программной музыки. Обучая детей, педагог напоминает им о событиях и явлениях повседневной жизни. В отдельных случаях используется иллюстративный материал -игрушки, картинки. Поскольку на занятиях особенно важное значение приобретают упражнения, от педагога требуется продуманный и точный показ образцов движений. Они должны помогать детям правильно выполнять задания.
В процессе обучения все большее место начинает занимать индивидуальная работа - вызовы для демонстрации движения одного, двух, трех детей. Причем вызываются не только дети, хорошо усвоившие способ его выполнения, но и не справляющиеся с ним. Такие вызовы активизируют детей, помогают сосредоточить их внимание.
С детьми, отстающими в усвоении материала, проводится индивидуальная работа вне музыкальных занятий.
На каждом занятии при разучивании игры или пляски перед детьми ставятся новые задачи. Разученные игры и пляски повторяются неоднократно, используются различные варианты игр, сочетание их с пляской.
Раньше, чем показать детям игру или пляску, необходимо дать им послушать музыку, привлечь их внимание к характеру, форме и средствам выразительности музыкального произведения.
Приводим примерные образцы последовательного разучивания игры и пляски.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2799;