Задачи Ватиканской библиотеки
В задачи и обязанности библиотеки входят:
· сохранение и охрана культурных ценностей;
· пополнение коллекции манускриптами, книгами и предметами путём покупки, обмена и дарения;
· исследовательская работа собраний и возможность научных публикаций;
· представление собрания учёным со всего мира и обновление технических средств.
Залы библиотеки
Первоначально залы библиотеки папы Николая V были украшены фрескамиДоменико Гирландайо, Мелоццо да Форли и Антониаццо Романо. С расширением фондов библиотека получила новое здание, построенное в 1587 году Доменико Фонтана. Из-за нехватки места двухэтажное здание было построено поперёк двораБельведера, таким образом разрушив архитектурную композицию позднего Ренессанса работы Браманте.
Помещения библиотеки[10]:
· Зал бракосочетания Альдобрандини (итал. Sala delle Nozze Aldobrandine) появился в1611 году при папе Пие V. В 1817 году помещение было отреставрировано для хранения медных гравюр, а в 1818 году в этот зал были перенесены античные фрески «Бракосочетание Альдобрандини» (эпохи Августа), возможно, изображающие свадьбуАлександра Македонского иРоксаны[11]. Название фрески, найденной в 1604 году на Эсквилинском холме, восходит к его первому владельцу — кардиналу Пьетро Альдобрандини и сюжету фрески, изображающему церемонию бракосочетания. В зале также представлены фрески (около IV до н. э.), изображающие сцены из «Одиссеи», потолок украшен фрескойГвидо Рени «Подвиги Самсона».
· Зал папирусов (итал. Sala dei Papiri) (1774 год) — здесь при папе Клименте XIV хранились «равеннские папирусы» VI—IX веков. Росписи потолка работыРафаэля Менгса изображают основание нового Музея Климента. В двух витринах зала экспонируются золотые кубки с изображениями светских, иудейских и христианских сцен.
· Зал Александра (итал. Sala Alessandrina) — построен в 1690 году при папеАлександре VIII, расписан в 1818 году Доменико де Анджелис (итал. Domenico de Angelis). На фресках изображена история папы Пия VI, попавшего в пленНаполеона, сцены его ссылки и смерти в изгнании (1799 год).
· Залы Павла (итал. Sale Paoline) — два зала, расписанные Джованни Батиста Риччи сценами понтификата папы Павла V.
· Сикстинские залы (итал. Sale Sistine).
· Галерея Урбана VIII (итал. Galleria di Urbano VIII) — служит для хранения Палатинской библиотеки. У окон галереи расположены астрономические инструменты.
· Музей сакрального искусства апостольской библиотеки (итал. Museo sacro della Biblioteca Apostolica) — основан в 1756 году папой Бенедиктом XIV для размещения собрания раннехристианских артефактов: кубки, бронзовые и глиняные лампы, изделия из стекла и металла, икона святого Феодора (мозаикана воске, XII—XIII века).
· Музей светского искусства апостольской библиотеки (итал. Museo Profano della Biblioteca Apostolica) — выставочный зал с различными римскими и этрусскими артефактами.
· Капелла Пия V (итал. Capella di Pio V) — капелла расписана Якопо Цукки по эскизам Джорджо Вазари в 1566—1572 годах. В витрине выставлены ёмкости для хранения реликвий из капеллы Санкта-Санкторум из средневековогоЛатеранского дворца. Ценные сосуды, украшенные позолотой и драгоценными камнями, были перенесены в Ватикан в 1905 году, реликвии остались в новых сосудах на старом месте под алтарём капеллы святого Лаврентия. Особый интерес представляет золотой крест Пасхалия I, украшенный эмалью с изображением детства Христа, а также серебряный реликварий для хранения головы святой Пракседы, украшенный изображениями апостолов и рельефами (XI век, Византия).
· Галерея Климента (итал. Galleria Clementina) — галерея, построенная при папе Клименте XII, при Пие VI поделена на 5 залов. Стены украшают фрески с изображением сцен понтификата Пия VII работы Д. Де Анджелис.
· Сикстинский салон (итал. Salone Sistino) — зал в стиле маньеризма, спроектированный для хранения манускриптов и книг, 70 метров длиной и 15 шириной. Салон богато украшен фресками с изображением древних библиотек (в Александрии, Афинах, Риме) и их основателей (апостол Пётр изображён основывающим Ватиканскую библиотеку[10]), сцен открытия новых алфавитов, вселенских соборов (до 1587 года) и современных видов римских памятников (например, старого Латеранского дворца и для сравнения, нового, строительство которого также связано с папой Сикстом V), при этом все изображённые персонажи и сцены снабжены подписями. Изображения зданий, обелисков и площадей точно переданы в деталях, на фресках сводов изображены гротески. Художники, выполнившие росписи зала, точно не известны, возможно, гротески расписывал Просперо Орси, над фресками работали Лилио, Риччи, Гуэрра, Неббия и другие художники. Сегодня в зале размещаются выставки библиотеки.
· Зал славословий папе Пию IX (итал. Sala degli Indirizzi di Pio IX) — зал назван так по ранее располагавшимся там славословиям (итал. indirizzi) в адрес папы. Сегодня в зале экспонируются ткани, в основном средневековые фрагменты из капеллы Санкта-Санкторум. Самый старый экспонат — льняная туника, датируемая III веком[10].
· Зал славословий (итал. Sala degli Indirizzi) — сегодня в витринах зала хранятся римские и раннехристианские кубки, изделия из слоновой кости, эмали и металла: диптих из слоновой кости из Рамбоны, изображающий Богородицу на троне и распятие (около 900 года); статуи Христа на троне и 5 апостолов из позолоченной меди, покрытые эмалью и жемчугом (XIII век, некогда украшение алтаря старой церкви святого Петра).
Сохранение фондов
В XIX веке в библиотеке впервые начались работы по репродукции манускриптов с помощью факсимиле: фрагментов Вергилия, манускриптов Данте и Петрарки. Однако потребность в защите и сохранении богатых собраний пап ощущалась уже с момента возникновения библиотеки. Так в булле папы назначались ответственные за сохранение собраний и защиту от насекомых, сырости и пыли. В 1555 году папаПавел IV официально ввёл должность реставратора.
Со временем состояние манускриптов стало ухудшаться также из-за коррозиичернил. По инициативе Франца Ирли, префекта библиотеки (1895—1914 годы), в1898 году была организована международная конференция, на которой обсуждались новые методы реставрации рукописей. Новая лаборатория по реставрации была основана в 1890 году при папе Льве XIII (сегодня лаборатория находится в музее Кьярамонти). В современной лаборатории каждая фаза реставрационных работ сопровождается составлением точных карт и цифровых фотографий[18].
При папе Иоанне Павле II были усилены меры по сохранению и консервации собраний библиотеки. Для контроля за книгами (например, поставленными не на своё место) в библиотеке введена технология автоматической идентификации объектов — RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация)[19].
Совместно с японской фирмой[какой?] была разработана новая технология, позволяющая при помощи ультрафиолетовых лучей читать первоначальные надписи переписанных пергаментов или старых документов, невидимые невооружённым глазом[20].
БИБЛИОТЕКА 6.
аль-Хакам II (аль-Мустансир биллах Абу-л-Гази Хакам ибн Абд ар-Рахман, араб. الحكم الثاني, умер в976) — халиф Кордовы (961—976), сын Абд ар-Рахмана III, представитель династии Омейядов.
| |
961 — 976 | |
Предшественник: | Абд ар-Рахман III |
Преемник: | Хишам II |
Вероисповедание: | Ислам |
Рождение: | 13 января 915 Кордова |
Смерть: | 16 октября 976 (61 год) Кордова |
Род: | Омейяды |
Отец: | Абд ар-Рахман III |
Дети: | Хишам II |
аль-Хакам II на Викискладе |
Биография
Аль-Хакам II, в целом, продолжал политику своего отца. Культурный расцвет мусульманской Испании при нём продолжался. Сам халиф проявлял сильный интерес к науке и библиографии. Благодаря ему кордовская библиотека, насчитывавшая более 400 тысяч томов, стала одной из самых обширных и богатых в мусульманском мире. В течение его правления, были предприняты большие усилия по переводу множества книг с древнегреческого и латинского языков на арабский. Этим занималась сформированная им межведомственная комиссия.
При нём развивалось сельское хозяйство, расширялась сеть ирригационных сооружений. Проводилсь также крупномасштабные строительные работы: достраивались гпавная мечеть Кордовы и резиденция халифа.
При аль-Хакаме II халифату пришлось дважды отражать нападение викингов: в 966 и971 годах. Кроме того приходилось также вести борьбу с династиями Зиридов иФатимидов в Северном Марокко. В 974 году Фатимидам было наненсено поражение. Над христианскими государствами Северной Испании у халифата в то время было полное военное превосходство.
Аль-Хакам II в молодом возрасте был полным гомосексуалистом[1]. Он открыто держал мужской гарем.[2] Это создавало проблему воспроизводства наследника кордовского престола. Однако решение было всё же найдено. Ему нашли наложницу,Субх, носившую всё время мужскую одежду и называвшуюся мужским именем «Джафар».[3] У них вскоре родился сын, будущий халиф Хишам II.
БИБЛИОТЕКА 7.
Национальная библиотека (фр.Bibliothèque Nationale или BNF) — самое богатое собрание франкоязычнойлитературы в мире и самая крупнаябиблиотека во Франции. Одна изкрупнейших библиотек мира. Исторически располагалась в Париже на рю Ришельё (сразу за Пале-Рояль) в ансамбле зданийXVII века, построенных по проектуМансара для кардинала Мазарини и расширенных после 1854 года. Ныне этот ансамбль хранит только малую, но самую ценную часть государственной библиотеки — Кабинет медалей иманускрипты. Основное библиотечное хранилище построено в 13-м округе, это четыре высотных башни на левом берегуСены, возведённые в форме раскрытых книг; хранилище носит имя Франсуа Миттерана. В библиотеке работают 2700 чел., из них 2500 чел. — полный день.
Список принадлежащих НБФ зданий в Париже и провинции:
· хранилище манускриптов и старинных книг в здании Ришельё/Лувуа (site Richelieu / Louvois) во 2-ом округе содержит 12 млн рисунков и гравюр, 890 тыс. карт и планов, 530 тыс. монет;
· главное хранилище в новом ансамбле зданий Тольбиак или Франсуа-Миттеран (site François-Mitterrand (Tolbiac)) в 13-м округе;
· Арсенал (site de l’Arsenal) в 4-м округе;
· Библиотека-музей Оперы Гарнье (Bibliothèque-musée de l’Opéra) в 9-м округе;
· на Страсбургском бульваре (site du boulevard de Strasbourg) в 10-м округе;
· дом Жана Вилара (Jean Vilar) в Авиньоне;
· техническая часть в Бюсси-Сен-Жорж (Bussy-Saint-Georges);
· техническая часть в Сабле-сюр-Сарт (Sablé-sur-Sarthe).
Краткая история
Национальная библиотека Франции — одна из самых старых в Европе. Королевская библиотека существовала в Лувре ещё при Карле V (правил в 1364—1380 годах) и насчитывала 1200 рукописей. Со временем от этого собрания почти ничего не осталось, так что Людовик XI был принуждён начинать создание дворцового книгохранилища с чистого листа. Франциск I приказал доставлять в библиотеку по экземпляру каждой книги, печатавшейся по Франции, а в 1544 году вывез всё собрание из Лувра в Фонтенбло.
В XVII веке библиотека вернулась в Париж, а в 1622 году был издан первый еёкаталог. Людовик XIV сделал библиотеку публичной, открыв её для свободного посещения. Своё нынешнее название библиотека получила по решению Конвента во время Великой Французской революции. В XIX веке усилиями Леопольда-Виктора Делиля был значительно расширен отдел рукописей.
Подробная история
Парижская национальная библиотека в различные времена носила разные названия: библиотеки короля, королевской, императорской и национальной; долго была личной библиотекой французских королей.
Уже король Пипин Короткий имел собрание рукописей. Карл Великий основал библиотеку в Ахене, довольно значительную по тому времени, но после его смерти библиотека была распродана. Король Людовик IX вновь собрал довольную большую библиотеку, которую завещал четырём духовным общинам.
Настоящим основателем Парижской библиотеки был Карл V Мудрый, который завёл библиотеку не только для себя лично, но также с целью дать возможность ученым работать; он не только покупал и заставлял переписывать рукописи, но и велел перевести некоторые книги «на пользу королевства и всего христианского мира». В 1367—1368 годах библиотека, по приказанию короля, была перенесена в Соколиную башню (tour de la Fauconnerie) Луврского замка.
В 1373 году был составлен её каталог, дополненный в 1380-м. Эта библиотека сильно пострадала от того, что королевские родственники брали из неё книги и не возвращали обратно. Из 1200 списков, бывших в библиотеке, до нас дошла едва лишь двадцатая часть.
Людовик XII перенес луврскую библиотеку вБлуаский замок и присоединил её к библиотеке, собранной там его дедом и отцом, герцогами Орлеанскими; он же приобрел богатое собрание книг герцогов миланских, часть книг из библиотеки Петрарки и собрание книг Людовика де Брюж, сеньора де ла Грютьюз (de la Gruthuyse).
Франциск I с подачи учёного библиотекаряБюде присоединил к королевской библиотеке свою личную, собранную его отцом и дедом; он с большим усердием продолжал собирать книги, во Франции и за границей, для увеличения библиотеки. В 1523 году он велел поместить в Фонтенблобогатую библиотеку, конфискованную у коннетабля Бурбонского; там же он основал библиотеку греческих рукописей, перенесённых из блуасской библиотеки. При нем королевская библиотека была одной из богатейших во всей Европе; мало-помалу её перестают рассматривать как личную собственность короля, и она становится общественным учреждением, открытым для учёных. При Франциске I учреждены должности главного библиотекаря королевской библиотеки, помощников его и переплётчиков.
В конце царствования Карла IX библиотека из Фонтенбло была перевезена в Париж. При Людовике XIII в Лувре была учреждена библиотека, принадлежавшая лично королю и звавшаяся королевским кабинетом (Cabinet du roi).
В царствование Людовика XIV королевская библиотека приобрела и получила в дар весьма много книг и рукописей первостепенной важности. Главное заведывание библиотекой находилось в руках Кольбера, как главного интенданта над королевскими зданиями.
Важнейшие приобретения библиотеки в его время были следующие: собрание книг (9000 томов) и рукописей (260), принесённое в дар братьями Дюпюи; дар Гастона Орлеанского, заключавшийся в книгах, рукописях, медалях, миниатюрах, рисунках и др. редкостях: дар графа де Бетюн (de Béthune) — замечательное собрание исторических документов, в количестве 1923 томов. В 1715 году библиотека получила в дар знаменитое собрание Геньера (Gaignières). В 1669 году была приобретена библиотека врача Жака Ментеля, состоявшая из 10 000 книг и 136 рукописей. Не ограничиваясь представлявшимися во Франции случаями приобрести ценные книги и рукописи, Кольбер посылал за границу ученых, чтобы разыскивать и приобретать книги; таким образом были вывезены ценные книги и рукописи с Востока, из Греции;Египта, Персии, Константинополя, Италии, Португалии, Швеции и т. д.
В царствование Людовика XV библиотека приобрела около 20 замечательных собраний книг и рукописей (важнейшие — библиотека Кольбера, с 6645 древними рукописями, и библиотека епископа авранийского Huet). Благодаря усилившимся торговым сношениям с Востоком, продолжалось приобретение книг и там; так, в 1723 году индийская компания прислала свыше 1800 китайскихкниг.
Во время великой революции библиотека получила неисчислимые книжные богатства, благодаря перешедшим к ней собраниям книг различных монастырей иэмигрантов; богатейшим было собрание монастыря Сен-Жермен-де-Пре — свыше 9000 древних рукописей, затем собрание Сорбонны — до 1575 рукописей. Из последующих приобретений библиотеки самые значительные — собрание Лабедойэра в 10 000 книг о французской революции, собрания книг о Вольтере (1996 кн.) и о Монтене (1440 кн.), 350 корейских рукописей.
В 1988 году президент Франсуа Миттеран поддержал программу реформирования библиотеки, в соответствии с которой основные фонды переехали в современные высотные здания в XIII округе Парижа (арх. Доминик Перро). На тот момент число печатных книг в собрании библиотеки превышало 9 млн.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 744;