ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ
ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств. Чтобы проводить эту работу целенаправленно и углубленно, за нее должен нести ответственность весь педагогический коллектив. Направляется весь процесс музыкального воспитания заведующей детским садом.
Заведующая не всегда имеет музыкальное образование, но должна обладать общей музыкальной культурой для того, чтобы создавать культурную деловую атмосферу во вверенном ей учреждении.
Заведующаясоздает условия для проведения музыкальной работы с детьми. Основные из них - настроенный инструмент, соответствующее помещение. Помимо этого для проведения музыкальных занятий требуются следующие пособия: флажки, мячи, ленты, обручи, платочки, султанчики и т. д. Заведующая следит за приобретением этих пособий, за обеспечением процесса музыкального воспитания соответствующей методической литературой.
Необходимым условием для проведения музыкальных занятий является облегченный костюм детей и легкая удобная обувь. Специальная одежда организует детский коллектив, помогает создать соответствующее настроение, позволяет детям легко и свободно выполнять движения. Мягкая, удобная обувь не создает излишнего шума при выполнении музыкально-ритмических движений. Поэтому заведующая детским садом по возможности обеспечивает приобретение специальных костюмов, в которые дети будут переодеваться, идя на музыкальное занятие. Это могут быть простые, но изящно сшитые пестрые платьица на кокетке или короткие пышные юбочки темного цвета и белые кофточки для девочек, белые рубашки и короткие штанишки на резинке для мальчиков.
Заведующая следит за тем, чтобы музыкальная работа с детьми была отражена в соответствующей документации. Проверяет и утверждает план работы музыкального руководителя, следит за ведением ее учета, за работой музыкального руководителя с воспитателями. Заведующая посещает музыкальные занятия с целью проверки их организации и усвоения детьми программного материала. Она отмечает их форму и содержание и по окончании проводит анализ - высказывает свои соображения по поводу репертуара, методики работы, поведения детей, их успехов и недостатков.
Посещения музыкальных занятий должны носить периодический характер и не нарушать их спокойной обстановки. Недопустимо приходить на занятие, когда вздумается. Надо прийти к его началу и пробыть до конца, предупредив, чтобы в это время ее не тревожили вызовами, не обращались с вопросами по поводу тех или иных проблем хозяйственной или организационно-педагогической работы. Заведующая должна вести себя тактично, не подрывать авторитет музыкального руководителя перед детьми. Все возникающие вопросы необходимо разрешать после ухода детей.
Кроме того, заведующая детским садом наблюдает, как музыка входит в повседневную жизнь детей.
В дошкольных учреждениях с большим количеством групп имеется должность старшего воспитателя детского сада.
В его обязанности, наряду с другими, входит обеспечение работы по музыкальному воспитанию в методическом кабинете - оснащение его необходимыми пособиями, литературой, конспектами музыкальных занятий, сценариями праздников и вечеров досуга. Кроме того, в общевоспитательной работе детского сада заведующая и старший воспитатель могут разделить свои функции. Например, старший воспитатель полностью отвечает за постановку музыкального воспитания в группах, за прохождение программы, осуществляет контроль за музыкально-педагогическим процессом, а заведующая помогает наладить организационные моменты работы музыкального руководителя с педагогическим коллективом, родителями, следит за выполнением музыкальным руководителем его обязанностей.
Музыкальный руководительотвечает за правильную постановку работы по разделу «Музыкальное воспитание» во всем детском саду и за осуществление задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста, выполнение программных требований по каждой возрастной группе.
В процессе работы он должен всегда помнить о цели музыкального воспитания - формировании личности ребенка и освоении им действительности средствами музыки, воспитании культурного слушателя.
В связи с этим музыкальный руководитель детского сада обязан два раза в неделю проводить музыкальные занятия в каждой возрастной группе, на которых в процессе обучения певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам совершенствуется музыкальное восприятие, а также участвовать в проведении физкультурной деятельности. Он обязан осуществлять подготовку к праздникам и музыкальным вечерам досуга: проводить индивидуальную работу с детьми - развивать их музыкальные способности, обучать отстающих тем или иным программным умениям; посещать методические объединения с целью обмена опытом; систематически повышать свою педагогическую и музыкальную квалификацию; проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методами внедрения музыки в повседневную жизнь детского сада.
Музыкальный руководитель обязан проводить работу с родителями по плану заведующей детского сада.
Рассмотрим содержание и формы работы музыкального руководителя с воспитателями и родителями.
Музыкальный руководитель на занятиях, различных по форме, знакомит воспитателей с теоретическими вопросами музыкального воспитания детей, раскрывает перед ними задачи, содержание и методы работы по каждой возрастной группе, помогает наметить возможные моменты внедрения музыки в повседневную жизнь, обсуждает сценарии и планирует проведение праздников и музыкальных вечеров досуга, обсуждает результаты проведенной с детьми работы, обучает воспитателей основным певческим и музыкально-ритмическим умениям. Начиная с ознакомления воспитателей с практическим материалом, планом занятий, музыкальный руководитель постепенно подводит их к пониманию всей системы музыкальной работы с детьми.
Основной формой работы с педагогическим коллективом является консультация.Она бывает групповой (по 2-4 человека) и индивидуальной. На консультациях воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, обсуждают то или иное проведенное музыкальное занятие, отмечают достижения и неудачи, планируют содержание индивидуальной работы с детьми, моменты внедрения музыки в повседневную жизнь, воспитательную работу в группе, предваряющую вынесение того или иного нового материала на музыкальное занятие.
В ходе индивидуальных консультаций музыкальный руководитель отвечает на возникшие вопросы, ведет работу по развитию певческих и музыкально-ритмических умений у воспитателей, не обладающих хорошими музыкальными способностями. Другой формой работы с воспитателями являются практические занятиявсего коллектива. На них разучивается музыкальный репертуар для детей, так как его знание обеспечивает работу по программе. Музыкальный руководитель проводит и семинары,где изучается новая методическая литература по каким-либо разделам работы; практикумы,где наряду с теоретическим объяснением и практическим показом музыкальный руководитель дает задание каждому из присутствующих. Например, музыкальный руководитель рассказывает воспитателям о значении и видах музыкально-дидактических игр, показывает ряд игр для каждой возрастной группы, а затем предлагает всем подготовить и провести подобные игры в своих группах. По истечении некоторого времени воспитатели знакомятся с этой работой в группах своих товарищей. Затем все вновь собираются вместе для обсуждения результатов. Проведение практикума занимает длительное время, но, несомненно, приносит существенную пользу.
Наряду с указанными занятиями музыкальный руководитель детского сада проводит работу по повышению музыкальной культуры педагогического коллектива детского сада.Это может быть доклад на педсовете о важных событиях в музыкальной жизни страны, о музыкальном воспитании детей за рубежом, жизни и творчестве того или иного композитора и т. д. Желательно информировать коллективо знаменательных музыкальных датах, новостях имузыкальном воспитании детей и других вопросах музыкальной жизни через стенгазету, специальные стенды.
Важной формой работы является проведение открытых занятий, вечеров досугапо музыкальному воспитанию детей с их последующим обсуждением, которое помогает находить оптимальные методические приемы, развивает критическое отношение к материалу, способу его разучивания. На открытых занятиях как достижения, так и недочеты в педагогической работе становятся очевидными.
Для того, чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкальному руководителю нужно охватить музыкальной работой не только педагогический коллектив, но и родителей.Родители должны понимать основные цели и задачи, которые ставит перед собой детский сад в деле музыкального воспитания и развития ребенка. Их должен интересовать процесс его музыкального роста на музыкальных занятиях, высказывания о музыке. Нежелательная песня только в том случае исчезнет из обихода ребенка, если он не услышит ее не только в детском саду, но и дома. Но для этого с родителями должна проводиться определенная работа, в процессе которой необходимо добиться того, чтобы они были проводниками музыкального воспитания, умело поддерживали интерес ребенка к музыке, а не заглушали его. Музыкальный руководитель должен извещать родителей о продвижении их детей в области музыкального развития, о степени их одаренности. Для этого ему следует использовать нее удобные моменты жизни детского сада:
♦ выступать с докладами на групповых и общих родительских собраниях по разъяснению самых разных вопросов музыкально-эстетического воспитания, организации музыкальной деятельности ребенка в семье;
♦ проводить индивидуальные беседы в моменты прихода иухода детей;
♦ проводить открытые музыкальные занятия для родителей, музыкальные вечера развлечений, праздники с последующим их обсуждением;
♦ по желанию родителей показывать им песенный и плясовой материал, который они могут разучить с детьми дома.
Если родители интересуются музыкальным развитием своих детей, понимают огромную пользу процесса музыкального воспитания, они тем самым вносят музыку в быт детей.
Работа музыкального руководителя с родителями планируется по согласованию с заведующей детским садом.
Рассмотрим, какова роль музыкального руководителя в физическом воспитаниидошкольников.
Задачи физического воспитания тесно связаны со всеми разделами воспитания в детском саду. Программа детского сада предусматривает работу над развитием движений и в музыкальном воспитании. Музыкальные игры и пляски построены, главным образом, на основных движениях: ходьбе, беге, прыжках, подскоках. Их совершенствование идет как на музыкальных, так и на физкультурных занятиях. Например, передача движениями бодрого характера музыки способствует выработке правильной осанки, координации движений рук и ног, легкости шага, а обучение правильному шагу и бегу на физкультурных занятиях укрепляет мышцы ног и тем самым способствует более легкому освоению танцевальных движений. В организации работы по физическому воспитанию музыкальный руководитель должен принимать активное участие. В основе движений лежит определенный ритм, соотносимый с ритмичностью музыкального звучания. Музыка повышает интерес к играм и упражнениям, придавая им особую эмоциональность. Между музыкой и движением при их одновременном исполнении устанавливаются тесные связи. Определяющую роль играет музыка. Сопутствуя музыке, движения выражают ее образное содержание. Метрическая пульсация, акценты, несложные ритмические рисунки легко воспроизводятся в беге, шагах, хлопках. Изменения темпа, динамики музыкального произведения влекут за собой изменения в скорости и степени напряженности выполнения движения. Между музыкой и движениями легко устанавливаются нужные взаимосвязи: движения заставляют интенсивнее, полнее воспринимать музыкальное произведение, а музыка управляет ритмом движений, придает им особую выразительность, облегчает их выполнение. Музыка помогает детям одновременно начать и закончить то или иное движение или все упражнение, выполнять его в определенном темпе. Хорошо сочетаются с музыкой ходьба, бег на носках в колонне, по одному на месте, бег врассыпную и некоторые подвижные игры, в основном хороводного построения, где музыкальное сопровождение - смена тем, частей - обусловливает переход к другому действию, начало или окончание определенной последовательности действий. Например, в игре «Кто скорей» дети бегают по залу врассыпную под звучание музыки, а по ее окончании быстро садятся на стулья. В сопровождении музыки следует проводить различные упражнения в ходьбе, беге, построениях и перестроениях, что обеспечит быстроту и четкость их выполнения. Не сопровождаются музыкой такие упражнения, как лазание, прыжки в длину и высоту с места и с разбега, метание, подвижные игры, содержащие соревновательные элементы. Каждый ребенок выполняет их в своем индивидуальном темпе.
На физкультурном занятии музыка используется и в комплексе упражнений, ранее изученных без музыкального сопровождения.
В работе по развитию движений большое место занимает утренняя гимнастика. Основное ее значение - оздоровительное: укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать детский коллектив. Важная задача гимнастики с музыкой - создание у детей бодрого настроения, что способствует их активности в труде, играх, занятиях. Музыка вызывает у детей положительные эмоции и тем самым облегчает выполнение движений. Исполняя во время гимнастики музыкальное произведение, нельзя искажать его - подчеркивать отдельные ритмические фигуры, делать произвольные паузы, чтобы приспособить его для более удобного выполнения того или иного движения.
Упражнения сопровождаются музыкой тогда, когда они заранее разучены с воспитателем. Музыкальный руководитель должен научить воспитателей показывать все движения упражнений в соответствии с характером, средствами выразительности и формой музыкального произведения. Разучивание упражнения следует начать с объяснения воспитателем правил выполнения и первые один-два раза провести его без музыки. Знакомые упражнения можно сразу выполнять с музыкальным сопровождением. Воспитатель должен следить за четким соотношением музыки и движений. Функция музыки не сводится лишь к аккомпанементу или фону выполнения движений, она прежде всего должна помочь детям эмоционально осознать свой движения.
Музыкальный руководитель и воспитатель сообща планируют работу по развитию движений, стараясь избежать слишком большого разнообразия материала, установить известную последовательность в его прохождении. Это способствует взаимодействию музыкального и физического развития дошкольников.
Рассмотрим роль воспитателя в процессе музыкального воспитаниядетей дошкольного возраста.
Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребенка. И направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В дошкольных педучилищах будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку: учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания и т. д. В детских садах работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведет музыкальный руководитель.
Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.
Воспитатель обязан:
♦ развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх;
♦ развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;
♦ углублять музыкальные впечатления детей путем слушания грамзаписей;
♦ знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;
♦ проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).
Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание музыки и музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель получает за время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения, с музыкальным руководителем на различных консультациях, участия в проведении практикумов и т. д.
Работая с воспитателями, музыкальный руководитель раскрывает перед ними содержание предстоящих музыкальных занятий, разучивает практический материал. Конечно, музыкальный руководитель знакомит воспитателей и с теми очередными задачами, которые он ставит в процессе работы над содержанием программы обучения. Это помогает им вместе наблюдать за успехами каждого ребенка, выявлять тех детей, кому нужна дополнительная помощь, намечать пути этой помощи.
Кроме того, такая работа позволяет музыкальному руководителю, учитывая возможности каждого воспитателя, умело использовать его в процессе музыкальных занятий. Бывает так, что один двигается хорошо, а поет фальшиво. Другой обладает хорошим голосом, но не ритмичен и т. д.
Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылками на неумение двигаться, или неразвитый слух совершенно неубедительны. Например, если у воспитателя слабые слуховые представления, недостаточно чистая интонация, он может, зная программный материал и репертуар, постоянно привлекать к исполнению песен хорошо поющих детей, а сам лишь подпевать им. Для слушания музыки он может использовать грамзапись.
Рассмотрим, что конкретно должен делать воспитатель в ходе типового фронтального музыкального занятия.
В первой части занятия велика его роль в процессе разучивания новых движений. Он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать свое зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия делать соответствующие указания и замечания. Воспитатель должен предлагать точные, четкие, красивые о6разцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных. В образных упражнениях воспитатель дает примерные образцы,так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей.
Во второй части занятия при слушании музыки воспитатель и основном пассивен. Исполняет музыкальное произведение и проводит по нему беседу музыкальный руководитель. Воспитатель же на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, когда это необходимо, делает замечания детям, следит за дисциплиной.
Рассмотрим роль воспитателя в разных формах работы.
Пение. В распевании воспитатель не участвует, чтобы не мешать детям, так же как и в быстрых опросных упражнениях. Если для выполнения упражнения детей делят на группы, воспитатель поет с одной из них.
Разучивание новой песни. Поет с детьми, показывая правильные артикуляцию и произношение. Ни в коем случае не учит с детьми слова без музыки.
Совершенствование исполнения песни (2-й этап разучивания). Сначала поет песню вместе с детьми, на 4-5-м занятиях только подпевает в трудных местах, может петь «без голоса» - артикуляционно, показывая кивком головы правильное вступление.
Когда дети уже выразительно исполняют песню (3-й этап разучивания), воспитатель с детьми не поет, так как задачей этого этап является самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Дети должны совершенно самостоятельно начать песню после вступления или без него, исполнить все динамические оттенки, своевременно закончить пение. Исключение составляет пение песен с детьми младших групп, где зачастую еще не сформирован опыт хоровой деятельности и помощь взрослого необходима.
Музыкально-ритмические движения. В несюжетных играх воспитатель дает разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом ее исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей («Бери флажок», «Игра с бубном»). С малышами играет на всех этапах разучивания игры.
В сюжетных играх является или только наблюдателем, дает указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берет на себя одну из ролей.
Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончится, воспитатель дает необходимые разъяснения, указания, и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом - подсказывает, что еще не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего ее совершенствования.
Так же воспитатель действует и во время исполнения детьми плясок. Новую пляску - парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем (мелодия напевается ими) или с ребенком, если музыкальный руководитель в это время играет. В хороводной пляске один или два раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно. Воспитатель дает указания в процессе исполнения пляски детьми, так как внимание музыкального руководителя, сидящего за роялем, сосредоточено на игре.
В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, воспитатель не участвует, поскольку эти пляски проводятся и целях развития творческой инициативы детей. Он только записывает последовательность сочиненных детьми движений и в конце пляски может одобрить их или указать, что пляска была неинтересной, движения однообразны, хотя дети знают много других движений. Но обычно эти указания и замечания дает музыкальный руководитель. Воспитатель может по согласованию с ним сымпро-иизировать пляску, а детям предложить выполнить ее по-своему.
В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором движений, воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.
В третьей части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением занятий в младших группах), так как оценку занятия дает музыкальный руководитель. Но воспитатель делает замечания детям при перестроении на марш, наблюдает за дисциплиной.
В занятиях иной структуры роль воспитателя зависит от видов детской музыкальной деятельности и соответственной методики ее проведения.
Кроме того, воспитатель обязан по поручению музыкального руководителя заниматься с детьми в утренние и вечерние часы: разучить движения с отстающими детьми, напевая мелодию, обучать игре на музыкальных инструментах (в форме советов, подсказок) тех детей, которые сами хотят этим заняться, привлекать детей к творческим играм, включать в них песни, подсказывать, какие песни можно включить в уже возникшую игру.
Особые обязательства накладывают на воспитателя отсутствие и детском саду музыканта-специалиста, поскольку процесс музыкального развития ни в коем случае не должен приостанавливаться. Его осуществляет воспитатель в полном соответствии с задачами и программным содержанием всех трех разделов работы. Отсутствие музыкальных способностей - явление чрезвычайно редкое и не может считаться уважительной причиной для отказа воспитателя от проведения музыкально-воспитательной работы.
Обычно музыкальные занятия в отсутствие музыкального руководителя проводятся с использованием пения и технических средств обучения. Воспитатель поет с детьми, проводит хороводные игры и пляски. Для этого совершенно необязательно иметь хорошие певческие данные. Однако песни должны исполняться интонационно точно и выразительно.
Воспитатель может также использовать различные народные инструменты, металлофоны, бубны. Широко применяется проигрыватель. Он позволяет знакомить детей с лучшими образцами народной, русской и западной профессиональной музыки; слушать произведения неоднократно.
Проигрыватель позволяет не только слушать музыку, но и выполнять под нее некоторые виды упражнений (ходьба, бег, подскоки, плавный шаг и т. д.), игр и плясок.
Таким образом, организация работы по музыкальному воспитанию в детском саду зависит от тесного контакта всего педагогического коллектива, от взаимоотношений и взаимопонимания его членов.
ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА
Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль. Он помогает видеть перспективу, равномерно работать в течение года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми, родителями, педагогическим коллективом, обдумать методические приемы педагогических воздействий.
Действенным руководством в повседневной работе является календарный план. Он основан на программе обучения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года. Репертуар, рекомендованный программой, распределен поквартально с учетом постепенного возрастания его сложности.
Условиями успешного планирования работы с детьми являются: знание требований, определенных Типовой программой; знание требований той альтернативной программы, материал которого частично используется в работе коллектива; хорошее знание музыкального репертуара для всех возрастных групп детей и требований к его подбору; знание возрастных особенностей детей, осведомленность об уровне развития каждого ребенка; тесный контакт с членами педагогического коллектива, учет их интересов и возможностей.
Календарный план работы составляется на одно-два занятия в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитательными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности и равномерно распределить учебный материал по занятиям, избежать поспешности при подготовке к праздникам. При составлении календарного плана необходимо предусмотреть оптимальное соотношение новых заданий по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям с повторными, незнакомого и знакомого материала, различных форм занятий и методических приемов обучения.
В план одного занятия (кроме занятий по развитию творчества) можно включать только одно новое музыкальное произведение. Другой же материал должен находиться в состоянии разучивания, закрепления или самостоятельного исполнения. В группах детей двух-трех лет третий этап - самостоятельного исполнения - может отсутствовать.
Когда в календарный план включается новое произведение, кроме его названия обязательно указываются фамилии композитора, автора текста песни, игры или пляски.
При календарном планировании необходимо составить план каждого занятия, указать его программное содержание, воспитательные задачи, основные методические приемы обучения, а также необходимые наглядные пособия. Воспитатель обязан внести планы всех музыкальных занятий в свой календарный план.
Важным условием правильной организации музыкально-воспитательной работы детского образовательного учреждения является перспективное планирование. Целесообразно заносить в перспективный план весь объем работы по музыкально-эстетическому воспитанию детского и взрослого коллектива, которую необходимо осуществлять педагогу-музыканту в течение года. Она включает:
1. Работу с родителями и педагогическим коллективом (планируется совместно с руководителем дошкольного учебного заведения) с указанием дней и времени проведения консультаций, открытых занятий, вечеров развлечений, празднований, докладов и сообщений на родительских собраниях; количества и времени практических занятий, семинаров, практикумов для воспитателей.
2. Разнообразные формы музыкальных вечеров развлечений.
3. Формулировку специфических задач музыкального воспитания и развития ребенка, выдвинутых дошкольным учреждением и связи с порциональным использованием какой-либо альтернативной программы обучения или учетом специфики региона.
4. Дополнительный музыкальный репертуар, подобранный педагогом-музыкантом в связи со специфическими задачами, опубликованием новых сборников нот, материалов по музыкальной педагогике.
Не следует механически переписывать в перспективный план все то, что указано в программе, положенной в основу работы данного учреждения.
Перспективный и календарный планы тесно взаимосвязаны. Общие формы деятельности, отраженные в перспективном плане, конкретизируются и уточняются в календарном. Знание педагогом программных требований, рекомендованных форм работы помогает возникновению взаимопонимания между ним и детьми, созданию доверительной, доброжелательной атмосферы во время процесса обучения, воспитания и развития детей. Однако судить о конкретных результатах этого процесса можно лишь при определении уровня музыкального развития каждого ребенка. Он складывается из оценок результатов по различным видам деятельности. Для этого педагогу-музыканту следует иметь рабочие тетради, в которые эпизодически (желательно 2-3 раза в год) заносить оценочные результаты по развитию основных музыкальных способностей, формированию певческих и музыкально-ритмических умений и навыков. У детей, начиная с пяти-шестилетнего возраста, целесообразно определять также уровень проявления творческих способностей.
Примечание. Условные знаки, обозначающие слабое, недостаточное, хорошее или отличное развитие той или иной способности (навыка) определяет сам педагог, дает их расшифровку.
По такой же схеме можно проверить освоение детьми навыков танцевальных движений. В старших группах желательно фиксировать проявления детского творчества, записывать примеры в особую тетрадь.
Таким образом, учет - важное условие правильного построения музыкально-воспитательной работы с детьми. Он дает возможность достаточно точно установить не только объем усвоенных знаний, умений и навыков, но и качество усвоения. Благодаря систематическому учету педагог видит недостатки и достижения а своей работе. Систематически проверяя уровень музыкального развития детей, педагог-музыкант в конце учебного года может иметь четкое представление о музыкальности в широком смысле слова не только каждого ребенка, но и всего детского коллектива.
Приведем пример перспективного планирования музыкальных вечеров развлечений, проводимых два раза в месяц в малокомплектном дошкольном учреждении для детей в возрасте от 4 до 6 лет
Сентябрь
2-я неделя. «К нам в гости сказка идет». Чтение педагогом русской народной сказки в сопровождении музыки (можно использовать грамзапись).
4-я неделя. «Заводные игрушки». Вечер музыкальных забав. Инсценирование небольших музыкальных пьес, представляющих образы зайчиков, медведей, солдатиков, автомобилей, лошадок, самолета, гусей, лягушек и др.
Октябрь
2-я неделя. «Ты удивляешь, осень». Концерт детей старшего возраста.
4-я неделя. Инсценирование песен программного репертуара для детей 4 лет и дополнительного репертуара для детей 5 лет с помощью приема «артисты-зрители».
Ноябрь
2-я неделя. Вечер детской самодеятельности. Исполнение песен, музыкальных игр по желанию детей.
4-я неделя. «Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака. Слушание в грамзаписи фрагментов детской оперы.
Декабрь
2-я неделя. Концерт, посвященный русской народной музыке. Выступление детей всех подгрупп с песнями, играми, плясками. Исполнение программного репертуара.
4-я неделя. Рассказ педагогом ненецкой народной сказки «Джабжа», музыка С. Баневича, слова Д. Бобышева. Исполняет педагог.
Январь
2-я неделя. «В лесу родилась елочка», музыка Л. Бекман. Представление теневого театра. Участвуют дети 6 лет.
4-я неделя. Слушание музыкальной сказки Ф. Гершовой «Что случилось в детском саду в новогоднюю ночь».
Февраль
2-я неделя. «Ах ты, зимушка-зима». Концерт. Исполнение песен, игр зимней тематики программного репертуара. Педагог исполняет вокальный или инструментальный номер-сюрприз.
4-я неделя. Музыкальная сказка «Снегурочка», музыка и слова песен Б. Можжавелова. Инсценировка детьми 6 лет с привлечением детей 5 лет. (Возможна инсценировка в кукольном театре.)
Март
2-я неделя. «Музыкальная шкатулка». Концерт-загадка. Используется программный репертуар всех возрастных подгрупп.
4-я неделя. «Хорошо у нас в саду». Концерт самодеятельности. Исполнение игр, песен, плясок по желанию детей.
Апрель
2-я неделя. Музыкальная сказка «Пришла весна», текст М. Познанской, музыка В. Таловири, стихи Л. Юрченко. Инсценирование детьми всех возрастных подгрупп.
4-я неделя. «Наш оркестр». Концерт. Исполнение детьми 4 лет игры «Оркестр» (украинская народная мелодия в обработке В. Полевого). Исполнение детьми 5 и 6 лет двух-трех произведений на металлофонах, цитрах и ударных инструментах.
Май
2-я неделя. «Музыка разных народов». Тематический вечер. Пение народных прибауток. Исполнение детьми 5-6 лет украинского, белорусского народных танцев, детьми 4 лет — русского танца. Исполнение педагогом (или слушание в грамзаписи) песен, танцев народностей, проживающих в Российской Федерации.
4-я неделя. «Когда это бывает?» Музыкальная викторина. Привлекаются песни, инструментальные произведения, игры осенней, зимней, весенней тематики (в исполнении детей), летней тематики (в исполнении педагога).
Июнь
2-я неделя. Рассказ сокращенного варианта музыкальной сказки «Гуси-лебеди», текст С. Маршака, музыка Ю. Вейсберг.
4-я неделя. «Музыкальные забавы». Вечер инсценирования песен: «Про лягушек и комара», «На мосточке», «Веселый музыкант», музыка А. Филиппенко; «Зайки серые сидят», музыка Г. Финаровского; «Песенка с гармошкой», музыка А. Островского; «Петушок играет на гармони», музыка А. Лазаренко. Участвуют все подгруппы (совместно или поочередно).
Июль
2-я неделя. «Лето» Концерт.
4-я неделя. Музыкальная сценка по сказке К. Чуковского «Цыпленок», музыка В. Кузнецова. Инсценирование на фланелеграфе.
Август
2-я неделя. «Любимые песни». Слушание грамзаписи.
4-я неделя. «Игрушки заводные», музыка Л. Сидельникова, слова 3. Петровой. Представление настольного театра-игрушки.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2401;