ОБРАЗ КРЕСТЬЯНСТВА В ИСКУССТВЕ
В произведениях искусства мы находим изображения людей, их образ жизни и чувств. Существует множество понятий термина «крестьянство». Самым общим можно считать «крестьянство - это самый древний и многочисленный из общественно-экономических классов, составляющий в современных условиях свыше половины населения земного шара»[1]. Крестьянство формируется как особый общественный класс в ходе разложения первобытнообщинного строя и возникновения классового общества.
При феодализме крестьянство – основной класс, эксплуатируемый крупными землевладельцами-феодалами (помещиками). Также крестьяне в прошлом во многих странах мира являлись членами сельской общины, владели общинной землей. В докапиталистических формациях крестьянство является классом мелких сельскохозяйственных производителей, ведущие индивидуальное хозяйство, как правило силами одно семьи. При капитализме крестьянство распадается на разные слои. В СССР произошло, так называемое раскрепощение деревни, а в годы перестройки создаются предпосылки для возрождения и развития крестьянства как полноправного класса, для которого характерны такие непреходящие духовно-нравственные ценности, как любовь к труду и родной природе, святость семьи, патриотизм, чувство хозяина земли. В условиях индустриализации крестьянство имеет наиболее важное значение, борющееся с загрязнением продуктов и другим[2]. С развитием феодализма отношения между крестьянами и феодалами обострялись, что и привело к освобождению крестьян от зависимости в первую очередь в развитых странах. Таким образом, менялись представления о крестьянстве в мире. Несмотря на то, что крестьянство является одним из первых сословий, термин «крестьянство» появляется только в конце 14 веке. Образ крестьянства проявляется в основном в бытовом жанре или в портрете примерно в 16-17 веках во время формирования буржуазного общества, утверждавшего свое право на личную и общественную жизнь, своё мировоззрение. При иллюстрации образа крестьянства в произведениях искусства крестьянин сопровождается определенными составными частями, т. е. одеждой, орудием труда и окружающей природой. При передаче образа крестьянства в живописи, как правило, крестьян изображают в национальном костюме в не зависимости от страны или рабочей одежде пожелтевшей от пыли или грязной работы. Фоном картины может быть в живописи поле с зерном, или поле деятельности, например, место для вышивки. На большей части картин, крестьян можно увидеть с серпами для собирания зерна, плугом для вскопки земли, коклюшками для плетения кружева и т. д. В литературе крестьяне изображаются также за работой, но здесь предпочтение отдается не внешнему облику, а внутренним качествам. Первые проявления крестьянства в искусстве начался в Голландии. В живописи голландцы воссоздавали жизнь самых разнообразных слоев общества, в том числе и крестьянство. Наблюдать проявление образа крестьянства в мировом искусстве мастеров Западной Европы можно на картинах Я. Вермеера «Кружевница», П. де Хола «Хозяйка и служанка», сценах крестьянских празднеств у Питера Брейгеля Старшего.
Если взглянуть на картины перечисленных авторов в них мы можем увидеть только внешний облик крестьян, их быт, отношение их к труду, образ жизни, но авторы не выражают внутренний мир крестьян на своих полотнах. Например, на картине Я. Вермеера «Кружевница» (Рис 1) мы видим скромную, трудолюбивую крестьянку, которая увлеченно плетет кружево боясь допустить ошибку, которая может испортить всю работу.
Рисунок 1
Также взглянув на одну из картин Питера Брейгеля Старшего, например, «Свадебный танец» (Рис 2) можно увидеть традиционную крестьянскую свадьбу, сплоченность и веселье приглашенных на свадьбу, их беззаботность все танцующие отдыхают от труда, причем крестьянские праздники, как и многие другие картины Брейгеля Старшего написаны в сатирической форме.
Рисунок 2
Все последующие проявления образа крестьянства связаны с ростом демократических и реалистических тенденций в искусстве. Авторы от простой фиксации явлений переходят к раскрытию глубокого внутреннего смысла и содержания повседневной жизни и самих крестьян.
Уже в 17 веке, но во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянства – самого низшего и забитого представителя феодального общества. Например, картина Луи Ленена «Семейство молочницы» (Рис 3) первой половины 17 века изображает бедных, простых людей, которые воплотили в себе достоинство, стойкость перед трудностями, честь, мудрость. На этом полотне художник показал и серьезность детей, смотря на их взгляд можно рассмотреть, что они уже понимают жизнь. Все это придаёт некую лиричность произведению и вызывает у нас чувства грусти, сопереживания.
Рисунок 3
В 18 веке Ж. Б. С. Шарден под влиянием просветителей утверждал в своих произведениях, как и братья Ленен достоинство человека 3 сословия, примером работ Шардена, может служить картина «Прачка».
Следующим шагом развития представлений о крестьянстве в искусстве можно назвать 19 век, его представители пытаются дать ответ на острые социальные вопросы. В произведениях художников начинают проскакивать критическая оценка, разоблачения существующих социальных отношений, они отстаивают права угнетенных слоев населений. Важная роль здесь принадлежит О. Домье, показавшему истинную изнанку буржуазного общества, с большой теплотой изображавшего трудовой народ. Высокое представление о человеке труда можно увидеть у других французских художников и прежде всего Ф. Милле и Г. Курбе. Живописцы изображают крестьян в различных эпизодах, многие авторы героизируют крестьянство, придают этому образу эпический характер. Художники будто хотели убедить зрителя, что сеять хлеб, строить дороги столь же достойно, сколь и совершать героические подвиги. На одной из работ Ф. Милле можно проследить это. Например, картина «Сборщицы колосьев» (Рис 4), где автор непросто показывает крестьянок собирающих урожай, он показывает всю тяжесть жизни простых людей, говоря о том, насколько они важны и насколько стойко и достойно держат головы перед трудностями эти простые женщины, иными словами здесь можно говорить, что автор хочет выразить свою гордость.
В русской живопись образ крестьянства также был представлен даже можно сказать намного ярче чем в Зарубежной Европе, но проявился этот образ только примерно в 18 веке, это безусловно связано с особенностями развития самой страны России и конечно с крепостным правом. В русском искусстве освещали этот вопрос Венецианов А. Г. , Перов В. Г. , Репин И. Е. и многие другие художники 18-20 веков.
В 20 веке развитие образа крестьянства становится сложным. Это связано с обострившимися противоречиями буржуазной действительности. В своих работах эти противоречия отразили во Франции Т. Стейнлен, в Германии К. Кальвиц, в Италии Р. Гуттузо, в Бельгии Ф. Мазерель, также в социальном реализме это можно увидеть в произведениях Б. В. Иогансона, А. А. Дейнеки, А. А. Пласова.
Рисунок 4
Кроме живописи образ крестьянства представлен и в другом виде искусства литературе. В литературе образ крестьянства упоминается, начиная с 15 века. Особую разновидность драм чести составляют крестьянские драмы чести к таким можно отнести пьесу «Фуэнте Овехуна». Лопе де Вега. В произведении Лопе де Вега говорится о небольшом селенье , называется оно Фуэнте Овехуна там правит командор. Командора отправляют в связи с войной на фронт, все крестьяне селения рады этому, поскольку не доверяют командору из-за того, что он преследует красивых, молодых девушек. И вот он выбрал себе новую девушку Лауренсью, она не отвечала ему взаимностью, как и многие другие и была влюблена в другого человека. Однажды эта девушка встречалась с возлюбленным Фрондосо у озера, командор думал, что она одна и стал действовать настойчиво, увидев это, спрятавшийся возлюбленный Лауренсии заступился за любимую, поэтому командору пришлось отступить. После случившегося командор решил отправится к отцу Лауренсии Эстевану. Отец девушки в разговоре с командором говорит с большим достоинством, что у всех крестьян есть часть и не надо ее задевать. Далее в повести женятся влюбленные, на свадьбу приходит разъяренный командор забирает жениха и сажает его в тюрьму. Возмущенные крестьяне хотели постоять за себя, но Лауренсия напомнила, что мужчин практически нет, но девушки смогут отстоять свою честь. Крестьянам удалось выручить Фрондосо, а командора селение буквально разорвало на части. Король узнал о махинациях командора, а затем и о его смерти, судить город он не стал и нового командора в селение тоже не поставил, король сказал, что этими людьми никто наверное не сможет управлять[3]. Это произведение говорит о напряженных отношениях между крестьянами и феодалами, о стойкости и отверженности крестьянского народа. Позже можно говорить о трагикомедиях на тему крестьянского восстания.
Дальнейшие проявления крестьянского образа относятся к 18-19 векам это связанно с появлением такого направления как реализм и критический реализм. Здесь можно выделить таких авторов как О. Бальзак, В. Гюго. Бальзак крестьянскую тему отображает в своем многотомном труде «Человеческая комедия» [4].Нас в этом труде интересует первая наибольшая часть «Этюды о нравах». В этой части Бальзак говорит о жизни светской, провинциальной, городской и деревенской. Каждому сословию Бальзак уделил внимание и не только внешним чертам, но и внутреннему миру людей. У Виктора Гюго также есть произведения, посвященные крестьянской теме. Например, роман «Труженики моря» показывает нам крестьянина-героя, то есть Виктор Гюго героизирует крестьянина обычного моряка, который спасает людей с корабля потерпевшего кружения. Или роман-эпопея «Отверженные», где рассказ идет о каторжнике и его судьбе, в нем затрагиваются такие проблемы как сила закона и любви, жестокость и человечность, непостижимые лишения бедных и нестерпимые страдания богатых, несчастье и благоденствие. Автор рисует длительный и нелёгкий жизненный путь бывшего каторжника Жана Вальжана (главного героя романа), его мировоззрение; перемены, произошедшие в его характере по ходу повествования; его стремление к исправлению прошлых ошибок, добру и самопожертвованию во имя свободы и счастья других. Жан Вальжан является одним из самых благородных и самоотверженных героев во французской литературе[5].
Кроме авторов Западной Европы о крестьянском вопросе писали в тоже время в странах ближнего зарубежья Белоруссии, Литве, Таджикистане и других. Об этом пишут там такие авторы как К. Маражевский, В. Дунин-Марцинкевич, М. Богданович, Ш. Руставели. В русской литературе образ крестьянства отражен пестрее, чем в любой другой стране здесь можно выделить десятки авторов начиная с 18 века. Несмотря на то, насколько разная история стран и жизнь крестьян, мы видим схожесть упоминания крестьянства в искусстве и роль этого образа в искусстве.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 3484;