Религиозные ценности и свобода совести
Религия включает в себя взаимосвязанные друг с другом вероучение, церковь и культ.
Вероучениеразрабатывается богословами и нередко оформляется в системе догматов – принципиальных, неоспоримых утверждений. Они-то и являются предметом веры. ( К числу христианских догматов, например, относятся догматы творения, грехопадения, боговоплощения, воскресения и др.). Основой вероучения являются священные книги (христианская Библия, мусульманский Коран, буддистская Типитака и др.).
Церковь (в ряде религий – религиозная община) является формой организации верующих, предполагающей их духовную общность и совместную богоугодную деятельность.
Культ– богослужение связан с коллективным выполнением верующими обрядовых действий, в которых выражается преклонение перед Богом и стремление к единству с Ним. (Культ в христианстве, например, выражается в совершении церковных служб – литургий, с отправлением таинств крещения, причащения, венчания и др.).
На основе освоения вероучения, участия в жизни Церкви, выполнения культовых действий формируется религиозное сознание. Оно включает в себя:
а) религиозные чувства (прежде всего, веру и любовь к Богу, надежду на Его помощь, восторг и страх перед Богом, внутреннее неприятие антирелигиозных высказываний и действий);
б) религиозные знания и представления (о Боге, о содержании священных книг, о мире и человеке, о жизни и смерти);
в) религиозные потребности (в вере, в молитве, в служении Богу, в участии в жизни Церкви или религиозной общины).
Основа религиозного сознания – вера в Бога как сверхъестественную, всемогущественную личность, чудесным образом влияющую на ход истории и индивидуальную человеческую жизнь. Этим определяются ценности религиозного сознания, то есть нормы, принципы, идеалы верующего человека. Так, к числу христианских ценностей относятся: вера, надежда, любовь, сострадание, милосердие, борьба с грехом, стремление к нравственному уподоблению Иисусу Христу, спасение души и др.
Реализация таких ценностей в жизни и поведении верующих определяет функции религии:
1.Формирование личности. Приобщаясь к религии, человек обретает веру, представления о Боге и мире, нравственные принципы.
2.Регуляторно-компенсаторная функция. Религиозно-этические нормы регулируют и ориентируют поведение верующего. Важнейшее значение имеет то обстоятельство, что религиозный человек ощущает внутреннюю связь с Богом, он может обратиться к Нему в молитве. Верующий надеется па помощь и защиту Бога, но одновременно знает, что и его дела, и его помыслы известны Высшему Началу и неизбежно получат воздаяние – если не в этой, то в иной жизни. Это оказывается своеобразной формой контроля и самоконтроля за поведением.
3.Коммуникативно-интегративная функция. Принятие определенного вероисповедания в значительной степени определяет формы общения верующего с другими людьми, интегрирует, то есть объединяет сторонников одной религии. Вместе с тем религиозная принадлежность может быть фактором, разъединяющим представителей разных религий, (Так, например, для мусульманина принадлежность людей к исламу важнее всех национальных, расовых, государственных различий между ними. Отношение же к «неверным» - всем, не являющимся мусульманами – может быть по крайней мере настороженным, а порой и враждебным).
4.Объяснительная функция. Вероучение предлагает верующему человеку картину мира, позволяющую тем или иным образом объяснять процессы, протекающие в природе, и события, происходящие в обществе.
5.Оценочная функция. Исходя из религиозно-нравственных принципов, человек оценивает как самого себя, так и других людей.
6.Мировоззренческая функция. Принятие веры обусловливает формирование у личности целостного религиозного мировоззрения.
Древнейшие формы религиозных верований возникли еще в первобытном обществе. В ходе развития культуры формировались новые религии. Возникновение религии получало неоднозначное философское объяснение в религиозно-идеалистических и материалистических концепциях:
а) религиозная философия: человек обладает врожденным религиозным чувством, потребностью в обращении к Высшему Существу. Однако на ранних этапах истории, в примитивных обществах постижение Бога далеко не всегда оказывалось адекватным. Лишь когда человечество достигает достаточно высокого уровня зрелости, Бог (непосредственно или через пророков) дает ему Откровение о Себе:
б) материалистическая философия: возникновение религии определяется, во-первых, познавательными причинами – не будучи в состоянии постичь превосходящие его и угрожающие ему природные явления, человек стал объяснять их вмешательством сверхъестественных сил: во-вторых, социальными причинами - ощущая беспомощность перед социальными порядками, государственной властью, люди обожествляли их, то есть считали, что они установлены свыше.
В древности в разных культурах формировались различающиеся религии; характерным был политеизм, то есть вера в совокупность (пантеон) богов, каждый из которых был повелителем определенных природных процессов или человеческих свойств. Общей тенденцией развития религии был переход от политеизма к монотеизму, то есть единобожию вере в единого и единственного Бога. Другая важная тенденция – переход от многочисленных национальных религий (многие из которых, разумеется, сохраняются и в наши дни) к мировым религиям, имеющим наибольшее количество последователей в мире. Таких религий три – буддизм (возник в VI в. до н.э.), христианство (I в. н.э.), ислам (VII в. н.э.). Каждая из этих религий имеет направления (конфессии) и секты. (Например, основные христианские конфессии – католичество, православие, протестантизм, а секты – баптисты, адвентисты и др.).
Отношение верующих к представителям других религий, а также к атеистам было неодинаковым в разных культурах и менялось в ходе истории. Крайними, противоположными формами являются:
а) религиозный фанатизм – абсолютное неприятие других религий и мировоззрений, ведущее к расправам над инакомыслящими, насильственному обращению в собственное вероисповедание, религиозным войнам;
б) религиозная веротерпимость – признание возможности существования других вероисповеданий, допускающее сосуществование и диалог между людьми независимо от их религиозной принадлежности.
Такие формы сохраняются и в наши дни, и все же веротерпимость занимает все более прочное положение. Это выражается в утверждении принципа свободы совести, закрепленного и гарантированного Конституциями демократических стран. Данный принцип означает, что каждый человек имеет право исповедовать любую религию или же придерживаться атеистических взглядов.
Таким образом, нравственные, эстетические, религиозные ценности культуры выполняют взаимосвязанные функции, обеспечивающие формирование, развитие, самореализацию личности. При этом оказывается, что сама личность, осваивающая такие ценности – это творение культуры, своего рода результат ее развития. С другой стороны, познавая и оценивая мир, вступая в коммуникативные отношения с другими людьми, человек начинает выполнять функции творца культуры.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 829;