Нравственные ценности и формирование личности

К числу важнейших нравственных ценностей относятся прежде всего: нормы и правила, регулирующие поведение человека и отношения между людьми; высшие идеалы и принципы, выступающие как моральные ориентиры личности. Философское учение о морали и нравственности называется этика.

Понятие нравственностиобычно используется для обозначения «сущего» (того, каким человек является реально, на самом деле). Нравственность – древнейшая форма регуляции человеческой жизни, она начинает фор­мироваться на ранних этапах становления первобытного общества. В ходе эволюции культуры происходило развитие и изменение нравственности. В силу этого она включает в себя компоненты:

а) общечеловеческие (например, представления о необходимости стремления к добру, следования добродетели, отстаивания справедливости);

б) социально-групповые (характерные для отдельных социальных групп или эпох). Так, в первобытном обществе важнейшее значение имели принципы кровного родства и кровной мести – «око за око». Позднее они вытесняются т.н. «золотым правилом морали», гласящим: «не делай другому того, чего не хочешь себе». (Возможна и иная формулировка этого правила: «поступай с другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»). В истории культуры имеют место различия и между моральными нормами, типичными для отдельных классов. Так, нравственные ценности рабовладельца существенно отличаются от этических установлений, приемлемых для раба, а «кодекс чести» средневекового рыцаря – от правил поведения крестьянина;

в) личностные (даже сторонники одного этического учения обладают различающимися жизненными позициями, убеждениями и способностями неукоснительно следовать им).

Понятие морали обозначает «должное» (то, каким человек должен стать).

В структуре морали принято выделять нравственное сознание, нравственную практику, нравственные отношения.

Нравственное сознание включает в себя особого рода чувства, эмоции (чувство долга, чувство справедливости), а также рационально осмысленные человеком:

а) нормы (правила поведения и межличностных отношений),

б) принципы (в соответствии с которыми, человек организует свою жизнь, например, принципы удовольствия, пользы, совершенствования и т.п.),

в) убеждения (в значительной степени направляющие деятельность человека, разрешающие или запрещающие ему те или иные поступки),

г) идеалы (фиксирующие предельные стремления личности – к добру, справедливости, счастью).

Нравственная практика – это поведение человека, оцениваемое с точки зрения его соответствия или несоответствия нравственным принципам и идеалам.

Нравственные отношения, то есть характерные для данного общества нормы поведения и типичные ценностные установки, складываются в процессе развития культуры. Человек, появляясь на свет, застает их готовыми. Освоение нравственных отношений имеет первостепенное значение для социализации личности, ее адаптации к данной культуре.

Основными функциями нравственности являются:

1. Формирование личности: в процессе принятия и освоения человеком нравственных ценностей осуществляется становление жизненной позиции, личных идеалов, решается вопрос о собственном предназначении.

2. Регуляторная функция. Нравственные нормы позволяют личности выработать правила своего поведения, определить пределы допустимого и недопустимого, выстроить отношения с другими людьми.

3. Коммуникативная функция. Межличностное общение подвергается нравственному контролю.

4. Познавательная функция. В процессе общения осуществляется как познание другого человека, так и самопознание.

5. Оценочная функция. Человек оценивает других людей исходя из соответствия или не­соответствия их поступков тем нравственным ценностям, которые значимы для него самого. Такой же оценке могут подвергаться культуры других народов или прошедших эпох.

6. Мировоззренческая функция. Личность определяется в вопросах о природе добра и зла, добродетели и порока, долга и совести. (Например, источником их формирования может считаться Бог, выдающиеся личности, законы общественного развития и др.).

Таким образом, с одной стороны, для всей истории человечества характерно наличие общих моральных стремлений, с другой же - на разных этапах развития культуры оформляются различающиеся системы нравственных ценностей, в связи с чем меняются и представления о нравственном человеке.

Существенное влияние на формирование таких представлений оказывает разработка этических концепций, в которых на первое место выдвигаются те или иные нравственные ценности и принципы поведения. Особое значение имеют следующие подходы:

1) «Этика наслаждения» (гедонизм). Человек – земное телесное существо, смысл его жизни – получение удовольствий. В пределе такая установка может вести к выводу, что стремление к удовольствиям не должно ограничиваться ничем, в том числе «моральными предрассудками»;

2) «Этика самоограничения» (аскетизм). Данный подход получал в истории разные трактовки:

а) Человек – природное существо и для него важно только то, что соответствует природе. Все остальное – богатство, роскошь, власть и т.п. – не имеет значения (античный кинизм).

б) Человек – существо, созданное Богом, цель его жизни – спасение души, ее очищение от греха. Грех же порождается стремлением к чувственным удовольствиям, а это значит, что необходимым является умерщвление плоти (средневековая этика).

в) Человек – существо, стремящееся к духовным ценностям. Во имя высших целей - создания выдающихся художественных произведений, научных открытий, политических преобразо­ваний – следует пожертвовать обычными жизненными радостями.

3) «Этика пользы» (прагматизм). Человек – существо, способное ставить перед собой практические цели и улучшать свою жизнь. Нравственным является все, что способствует достижению личного успеха (богатства, славы и т.п.);

4) «Этика утилитаризма». Человек земное существо, живущее в обществе. Это значит, что он должен так выстраивать свое поведение, чтобы оно способствовало успеху, счастью не только его самого, но и максимального числа других людей;

5) «Этика долга». Человек – существо нравственное, его отличие от всех других живых существ заключается в способности следовать нравственному долгу – как по отношению к другим людям, так и по отношению к самому себе;

6) «Этика самосовершенствования». Человек – существо, способное изменять самого себя. Цель жизни – развитие всех своих способностей, самореализация. При этом человек должен направлять и контролировать свое поведение, опираясь на высшие нравственные ценности.

Принятие определенной этической концепции детерминирует трактовку понятий морали:

- добра (высший нравственный идеал, наиболее полное воплощение блага) и зла (про­тивоположность добра, средоточие всего негативного);

- добродетели (выражающейся в следовании добру). Еще в античности сложились представления о четырех «кардинальных» добродетелях - мудрости, мужестве, умеренности, справедливости. В средние века к их числу были добавлены три «теологические» добродетели - вера, надежда, любовь. Как в эти, так и в последующие периоды высоко оценивались другие добродетели - честность, верность, милосердие, способность к самопожертвованию и т.п.;

- долга (готовности человека идти путем добродетели, стремиться к утверждению добра, выполнять моральные обязанности);

- совести (способности личности оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия нравственным нормам);

- справедливости (предполагающей, что поступки людей получают адекватную оценку и воздаяние). Справедливость является своего рода критерием нравственного состояния отдельной личности и общества в целом.

Утверждение и соблюдение справедливости, регуляция поведения людей – цель не только нравственности, но и тесно связанного с ней права. Специфика права заключается в том, что:

а) оно возникает позднее морали – в период формирования государства и призвано, в первую очередь, закреплять и защищать сложившиеся отношения между социальными группами. Вместе с тем многие поступки, попадающие под нравственную оценку, не подлежат правовому рассмотрению (обман, трусость и т.п.);

б) нормы права фиксируются в юридических законодательствах. Контроль за их соблюдением возлагается на специальные государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.п.). Соблюдение же нравственных норм контролируется совестью и общественным мнением;

в) вследствие этого право предполагает неотвратимость наказания и существование со­ответствующей социальной системы (тюрьмы и т.п.);

г) поскольку право защищает существующие общественные порядки, принципиальные изменения в системе юридического законодательства возможны только в периоды качественных преобразований государства (социальные революции, глубинные реформы).

 








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 586;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.