Основные периоды творчества Канта
Периоды | Общефилософские установки | Основные проблемы |
Докритичес- кий период | – мир познаваем; – мир развивается; – способность разви тия вложена в мир Богом | Естественнонаучные, космологические |
Критический период | – сущностные свой- ства мира непозна- ваемы (агностизм); – в основе реально- сти – духовное и ма- териальное начала (дуализм) | – гносеологические – фор мы и пределы познания человеком мира («Критика чистого разума»); – этические нормы и регу- ляторы человеческого поведения («Критика практического разума»); – эстетические – целесооб разность в природе и ис- кусстве («Критика спо- собности суждения») |
В книге «Всеобщая естественная история и теория неба» он разработал гипотезу возникновения Вселенной: солнечная система возникла из огромного облака разряженный в пространстве частиц материи и в соответствии с законами, открытыми в физике Ньютоном, развилась до современного устройства. Развивая идеи Галилея и Декарта в физике, он обосновывает учение об относительности движения и покоя. В биологии – подходит к разработке идеи генетической классификации животного мира, а в антропологии – идеи естественной истории человеческих рас. Без постановки и решения проблем естествознания, разработанных в первый период творчества, Кант не смог бы обратиться к проблеме познаваемости мира. Второй период его творчества был посвящён ответу на вопрос о том, как возможно достоверное всеобщее знание, каковы источники и границы знания, для чего он осуществляет «критику» разума. Основу «критической» философии Канта составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях» («вещах для нас»). Он доказывает, что существует независимый от нашего сознания (от ощущений и мышления) мир вещей («вещей для нас», то есть феноменов), который, воздействуя на органы чувств человека, является ему в виде образов. Человек уверенно не может сказать, соответствует ли этот идеальный образ вещи самой вещи (как она существует само по себе, в отсутствие познающего субъекта. Сущность вещи Кант назвал «вещью в себе» (ноуменом). Мир ноуменов он называет трансцендентальным (от лат. transcendere – переступать), то есть существующим по ту сторону человеческого опыта. Человек может знать о вещах только то, чем они ему являются, а сущность вещей непознаваема (агностицизм).
Продолжателем идей Канта был Иоганн Готлиб Фихте, создавший субъективно-идеалистическую философскую систему («наукоучение»), в основе которой лежит принцип свободы и достоинства человека.
– Наивысшего расцвета (первая половина XIX в.). Это период перехода от субъективного к объективному идеализму в немецкой классической философии и создания двух выдающихся систем объективного идеализма. Создателем первой системы является Фридрих Вильгельм Шеллинг, который заложил основы диалектического подхода к пониманию природы, которую рассматривал как бессознательную форму жизни разума, единственным предназначением которой является порождение сознательной формы; отстаивал идеи непрерывного динамического процесса развития от простейших форм к сложным путём взаимодействия противоположных сил. Логическим продолжением его идей стала философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), создавшего систему объективного идеализма, основой которой является принцип тождества мышления и бытия. Тождество мышления и бытия образует субстанциональную основу мира и внутри себя содержит различие между субъективным и объективным. По Гегелю, мышление – это не субъективная человеческая деятельность, а независимая от человека объективная сущность, первооснова всего существующего. Мышление, мысля само себя, делая себя предметом познания, раздваивается на объективное и субъективное и «отчуждает» своё бытие в виде материи, природы, которое есть его «инобытие». Объективно существующее мышление Гегель называет абсолютной идеей. Так как разум не есть специфическая особенность человека, а является первоосновой мира, то мир в своей основе логичен, то есть существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Вместе с тем разум как субстанциональная сущность находится не вне мира, а в нём самом, как внутреннее содержание, которое проявляется во всём многообразии явлений действительности. Логика развития мира – это логика развития абсолютной идеи, которая вначале отчуждает своё бытие, сообщает ему движение, в результате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживает себя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию этого понятия как абсолютная идея она выступает как развитие природы и общества.
Важнейшим достижением философии Гегеля стала последовательная разработка диалектического метода (основных законов диалектики).
– Материалистический (середина XIX в.). Этот период связан с творчеством Людвига Фейербаха (1804-1872), который разработал оригинальную концепцию антропологического материализма и дал последовательную критику гегелевского идеализма. Основа философских взглядов Фейербаха – материалистическое учение о природе. Он утверждал, что природа есть единственная реальность, а человек – её высший продукт, завершение. В человеке, и благодаря ему, природа ощущает и мыслит себя. Осуждая идеалистическую трактовку мышления как внеприродной сущности, он приходит к выводу, что вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека, поскольку мыслит только человек. Поэтому философия должна стать учением о человеке, то есть антропологией. Человек неотделим от природы и духовное не должно противопоставляться природе. Учение Фейербаха нередко оценивают как завершающую ступень развития классической философии. При этом концепции, сформировавшиеся в более поздние периоды, рассматривают как неклассические, или постклассические.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1649;