Особенности китайской философской мысли
Основные черты китайской философии:
- традиционализм, который проявляется в форме ритуала как религиозного, так и светского;
- сосуществование множества различных школ;
- преобладание чисто практической философии, решавшей проблемы общественного управления, обоснования нравственных норм и правил поведения;
- осмысление действительности на основе символического и структурно-смыслового (нумерологического) методов восприятия и объяснения;
- слабое развитие логики и, как следствие этого, – малая систематичность;
- недостаточная связь с наукой;
- значительный антропологизм, проявляющийся как в философии природы, так и в социальной философии;
- преобладание идеализма над материализмом.
Космология. В китайской мифологии процесс мироустроения описан так: сначала мироздание было хаотично и напоминало яйцо. В этом Яйце произошло самозарождение космического первопорядка – Паньгу. Он спал внутри яйцевидного Хаоса 18000 лет, после чего проснулся. Ему удалось расколоть Яйцо и тем уничтожить Хаос. Гармония и Порядок родились из Хаоса. Началась миротворческая деятельность космического великана Паньгу. Все светлое, сухое, легкое – поднялось вверх и образовалось Небо. Темное и тяжелое опустилось вниз и образовалась Земля. Паньгу уперся ногами в Землю, головой и руками подпирал Небо. Все время Паньгу рос и с ним увеличивалось пространство между Небом и Землей. Так он простоял еще 18000 лет. Закрепив Землю и Небо, Паньгу умер. И тело его стало праматериалом, из которого была создана «тьма вещей» между Небом и Землей. Вздох его стал ветром и облаками; голос – громом, левый глаз – солнцем, правый – луной; туловище с руками и ногами – четырьмя сторонами света и пятью горами, кровь – реками; жилы – дорогами; плоть – почвой; волосы и усы – звездами; мозг – блестящими металлами и камнями; пот – каплями росы и дождя, а из паразитов на его теле появились простые люди (а по другой версии, люди появились в результате сексуального общения обожествленных первопредков – Фуси и Нюйвы, по облику похожие на людей, но с драконьими или змеиными хвостами). Император – Сын Неба, соединяет три мира: Небо, Землю и Человека. Он – властитель живых и мертвых.
Онтология. Философское мировоззрение Древнего Китая в общих чертах можно представить следующим образом. Справедливость, порядок и закономерность в мире исходят от Неба (тянь). Оно есть небытие и неопределенность. Дао – это начало бытия, определенности и упорядоченности, это путь Неба. Из Дао возникает ци – пневма (воздух, пар, дыхание, эфир) – первоматерия, первоэнергия. Она раздваивается на полюса инь(мутное) и ян(чистое) – всепроницающие противоположности (земли и неба, луны и солнца, тени и света, квадрата и круга, женского и мужского, слабого и сильного, воды и огня и т. д.). Возникает и пять первоэлементов или движущих начал (У-Син) – дерево, огонь, земля, металл, вода. Дао придает определенность вещам и явлениям, выступая в качестве их жизненной силы и добродетели. Дэявляется трансформацией Даона единичном уровне, то есть проявленная и доступная восприятию.
В онтологическом смысле Дэ – это нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку Дэ проявляется как его свойства добродетели, способность находить и удерживать меру. Абсолют являет себя в символе, а символ тяготеет к «церемониальности», выражению священного движения, «вечного возвращения». Знак Великого предела похож на двух соприкасающихся «рыбок» (чёрную и белую), заключённых в круг, так как он выражает единство, переход и взаимопроникновение темного (инь) и светлого (ян) начал. Этот знак называют «монада», «рыбки» или «зародыши».
Гносеология. Проникновение в истину – это постижение порядка: построение структуры, геометрической схемы, классификация, перечисление, разложение по таблицам, рядам и клеточкам. Кроме того, если девиз западной философии – «сомнение и свободное размышление», то для китайской философии в большинстве своем — это «обучение и повторение изученного».
В процессе познания выделяется два пути. Первый, высший – связан с постижением «безымянного дао». Этот путь носит мистический оттенок и доступен только совершенно мудрым. Второй – связан с «дао, обладающим именем». Это познание природного мира.
Антропология. Мировоззрение древних китайцев – антропоцентрично, т.е. сориентировано на человека. Рождение в Китае совпадает с моментом зачатия человека, а смерть его – превращение в «шэна», т.е. духа, который обладает телесностью и требует даже регулярного «кормления» со стороны родственников. Мертвые в Китае продолжают своё «существование» в мире живых до распространения на них правовых норм (их могут награждать, присваивать чины). Разжалование шэна сопровождается лишением «кормления» (обречение на голодное существование). Дух в Китае считается материальным.
Человек в Китае мыслится как временное состояние космических сил – трёх психофизических энергий («трех цветков»), сгустком которых является человек: «цзин» (семя), «ци» (дыхания), «шэнь» (дух).
«Цзин» – это собственное семя, созидающее физическое тело человека. Оно присутствует в человеке как воспроизводящая, сексуальная энергия. Различают два вида цзин: «корень организма», воспринятый от родителей (генетическая основа – рост, физические данные и т.д.) и опыт, накопленный человеком в течение жизни.
«Ци» – всепронизывающая материально-духовная энергия, существу-ющая еще до сотворения мира жизненная сила, из которой состоит весь мир, в том числе и человек. Она воздухоподобна (проявляется в виде испарения, пара, дыхания). Ци должен правильно циркулировать в организме (все болезни человека - от нарушения её циркуляции, которое может возникнуть даже от неправильного расположения дома, мебели в нём и т.д.). Вся китайская медицина основана не столько на лечении заболевания, сколько на профилактике, понимаемой как процесс духовного, физического и нравственного самосовершенствования пациента.
«Шэнь» – собственно духовная энергия, собственное сознание, заменитель местоимения «Я» (при указании на кончик своего носа человек, вдыхая и выдыхая, связывается с космическим ци и этим одухотворяет шэнь).
В человеке две возвышающие его силы — любовь (инь) и долг (ян). Долг требует поддерживать мировое единство (с природой, государством народом, семейным кланом). Для этого необходимо занять, согласно традиции и собственным возможностям, место в семейно-родовом и государственном строю, выполнять обязательства перед предками и потомками, вышестоящими и нижестоящими в государственной иерархии. Добро – следование порядку, исходящему от Неба, зло – нарушение этого порядка. Совершенный род занятий, наиболее способствующий успешному правлению – государственный муж, часто это советник правителя и одновременно философ.
В Китае человек – середина Космоса, связующее звено между Небом и Землей, а никакой ни царь природы. Вселенная состоит из трех частей: Неба, Земли и Человека. Все части единого большого организма, одушевленного Тела.
Социология. Способы приближения к Благу, исходящему от Абсолюта-Дао,заданы исторической традицией. Главная дорога – движение вверх по ступеням государственной иерархии (путь правителей) и семейно-родовой (путь предков). Их принцип един, это два переплетающихся ствола одного дерева, две взаимосвязанные дороги вверх: государство представляется большой патриархальной семьей, первоправители суть первопредки. Дао передается людям через правителя – сына Неба (Тянь-цзы), получающего; от него право (своеобразный мандат) на правление (Тянь-мин), это право одновременно обязывает следовать воле Неба. Если правитель этого не делает, значит, он утратил свою добродетель – Дэ – и право на власть. От того, как правитель Китая исполняет волю Неба, зависит порядок в мире людей и в универсуме, поскольку общественное согласие есть часть мирового строя.
Значительное внимание уделяется обоснованию ритуала (ли), который для Древнего Китая выступает в качестве определяющего принципа жизнеустройства. Он имеет как религиозный, так и светский аспекты. С ритуалом связана социальная нравственность, почитание Неба, властей, родителей, старшего брата и умерших.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1081;