Добровольный отказ от преступления понятие, признаки, особенности отказа на разных стадиях и при соучастии.
Добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.
Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца.
Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления.
Организатор преступления и подстрекатель к преступлению не подлежат уголовной ответственности, если эти лица своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления исполнителем до конца. Пособник преступления не подлежит уголовной ответственности, если он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления.
Если действия организатора или подстрекателя, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, не привели к предотвращению совершения преступления исполнителем, то предпринятые ими меры могут быть признаны судом смягчающими обстоятельствами при назначении наказания.
По своей правовой природе добровольный отказ является основанием, полностью устраняющим уголовную ответственность субъекта за начатое им преступное посягательство. Фактически при нем лицо, начавшее преступление, но затем по своей воле не завершающее его, не доводящее его до конца, освобождается от уголовной ответственности. При добровольном отказе всегда отсутствует состав преступления.
Из закона вытекают два обязательных признака добровольного отказа. Добровольный отказ осуществляется лицом по собственной воле (добровольно), когда реально существует возможность беспрепятственного доведения преступления до конца и лицо должно окончательно отказаться от осуществления задуманного преступления.
Добровольный отказ налицо только в тех случаях, когда субъект сознавал реальную возможность совершения преступления и от посягательства или его завершения он отказывается по своей воле. Если лицо вынуждено отказаться от задуманного в силу объективной невозможности совершения преступления, добровольный отказ исключается. Так, нет добровольного отказа в случае, если используемые для взлома орудия и средства оказались неэффективными, двери хранилища слишком прочными, появились препятствия в виде очевидцев, намеченного для похищения имущества в хранилище не оказалось и т.п. Во всех перечисленных вариантах имеется неудавшееся посягательство. Признаков добровольного отказа здесь нет.
На это обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 15 июня 2004 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации": "...Если лицо осознавало возможность доведения преступных действий до конца, но добровольно и окончательно отказалось от совершения изнасилования или насильственных действий сексуального характера (но не вследствие причин, возникших помимо его воли), содеянное им независимо от мотивов отказа квалифицируется по фактически совершенным действиям при условии, что они содержат состав иного преступления".
При добровольном отказе лицо само проявляет инициативу по прекращению посягательства. При этом оно может руководствоваться различными мотивами: жалость к потерпевшему, раскаяние, страх перед наказанием, боязнь огласки, неуверенность в возможности успешного сокрытия преступления. Главное - то, что эти мотивы обусловливают прекращение преступного посягательства, объективно способствуют предупреждению совершения преступления и служат движущей силой, стимулирующей лицо к позитивному, с точки зрения уголовного закона, поведению. Здесь отпадение общественной опасности содеянного, в конечном счете, предопределяет утрату и признаков конкретного состава преступления.
Окончательность отказа означает, что лицо целиком, безвозвратно отказалось от продолжения посягательства, достижения преступного последствия. Отказ от повторения посягательства не образует добровольного отказа, так как лицо уже выполнило его в первый раз. Поэтому нет добровольного отказа, если после неудачного выстрела при убийстве лицо отказывается от повторного выстрела.
Добровольный отказ от совершения преступления может быть реализован только до окончания преступления, т.е. при приготовлении и покушении. В приготовлении добровольный отказ возможен как в активной (уничтожение орудия преступления), так и в пассивной форме (отказ от готовящегося преступления).
При покушении добровольный отказ возможен до тех пор, пока развитие событий находится под контролем лица. В неоконченном покушении субъект может не выполнять оставшихся, не реализованных им действий. В оконченном покушении добровольный отказ возможен только в редких случаях, когда между совершенными субъектом действиями и наступающими в результате преступными последствиями имеется разрыв во времени, в течение которого субъект сохраняет контроль над развитием событий и еще может предотвратить наступление преступного последствия. Добровольный отказ в последнем случае предполагает только активное поведение лица.
В юридической литературе вопрос о возможности добровольного отказа при оконченном покушении предлагалось решать иначе. Так, по мнению И.С. Тишкевича, при оконченном покушении добровольный отказ исключается, а содеянное представляет собой деятельное раскаяние (Тишкевич И.С. С. 226). Однако такое понимание добровольного отказа не вытекает из действующего уголовного законодательства. Реализация подобной рекомендации фактически способствовала бы объективному вменению.
В соответствии со ст. 31 УК добровольный отказ освобождает лицо от уголовной ответственности за преступление. Однако закон устанавливает правило, что при добровольном отказе лицо подлежит уголовной ответственности, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления (ч. 3 ст. 31). Следовательно, ответственность реализуется, если фактически совершенное лицом приготовление или покушение законом рассматривается как самостоятельное оконченное преступление. Так, лицо, добровольно отказавшееся от нанесения тяжкого вреда здоровью с использованием огнестрельного оружия, может нести уголовную ответственность за незаконное приобретение, хранение или ношение оружия по ч. 1 ст. 222 УК.
Действующее уголовное законодательство особо решает вопросы добровольного отказа соучастников преступления. Организатор преступления и подстрекатель не подлежат уголовной ответственности, если они своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления исполнителем до конца (ч. 4 ст. 31 УК). Для пособника закон предусмотрел более льготные условия добровольного отказа: он не подлежит уголовной ответственности, если предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления (ч. 4 ст. 31 УК).
Такое решение вопроса объясняется тем, что в соучастии объективные и субъективные показатели содеянного организатором, подстрекателем и пособником осложнены. Опасная активность, реализуемая в действии либо в бездействии субъекта, может предшествовать непосредственному совершению посягательства исполнителем, и тем не менее само посягательство выступает для всех соучастников в качестве единого, выполненного совместно акта. Изъятие личного вклада отдельным соучастником возможно лишь путем активного поведения, направленного на предотвращение совершения преступления другими соучастниками. Пассивная форма поведения может оцениваться по правилам добровольного отказа лишь в одном случае: когда невыполнение одним из соучастников общественно опасных действий полностью исключает возможность выполнения преступного посягательства другими соучастниками.
Включение в УК правил добровольного отказа организатора, подстрекателя и пособника обусловлено более широким использованием потенциальных возможностей уголовного закона, направленных на профилактику и предупреждение преступлений.
Уголовный закон специально регламентирует юридические последствия действий организатора или подстрекателя, которые пытались предотвратить преступление, но их попытка не привела к предотвращению совершения преступления исполнителем. В этих случаях предпринятые меры могут быть признаны судом смягчающим обстоятельством при назначении наказания (ч. 5 ст. 31 УК).
Добровольный отказ следует разграничивать с деятельным раскаянием. Последнее обычно связано с тем, что после совершения преступления лицо добровольно явилось в органы власти с повинной, активно способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб либо каким-то иным образом загладило нанесенный преступлением ущерб. В отличие от деятельного раскаяния в добровольном отказе отсутствует общественно опасное посягательство на объект, в содеянном нет признаков преступления, что исключает уголовную ответственность. Деятельное раскаяние связано с привлечением к уголовной ответственности.
Добровольный отказ возможен как в активной, так и в пассивной форме до момента юридического окончания преступления. Деятельное раскаяние совершается после момента окончания преступления и реализуется только в активной форме. Отличие можно усмотреть и по мотивам. Если мотивы добровольного отказа - это жалость к потерпевшему, боязнь наказания и др., то мотивы деятельного раскаяния связаны с сожалением о совершенном преступлении, со стремлением устранить или уменьшить причиненный вред.
Добровольный отказ - это отказ от совершения действия или бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления, при наличии сознания объективной возможности продолжения начатой преступной деятельности и доведения ее до конца.
Добровольный отказ осуществляется лицом по собственной воле. Лицо отказывается от совершения преступления окончательно. Такой отказ возможен лишь до момента юридического окончания преступления.
При добровольном отказе лицо подлежит уголовной ответственности, если фактически совершенное им деяние содержит признаки самостоятельного преступления.
Добровольный отказ соучастников связан с предпринятыми ими мерами, которые предотвратили совершение преступления исполнителем.
Добровольный отказ следует разграничивать с деятельным раскаянием. Последнее связано с привлечением к уголовной ответственности и реализуется в активной форме после момента юридического окончания преступления.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Опасные и вредные факторы в производстве и эксплуатации ДЛА. | | | Основные функции управления |
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1535;