А теперь более подробно.
Принцип бережливости (простоты)». Принцип красоты.
Принцип бережливости (простоты)».
«Принцип бережливости (простоты)», или принцип «Бритва Оккама 1»:
Не надо множить без необходимости число сущностей.
Как это понимать в контексте нашей проблематики? Примерно так: если что-то можно объяснить, привлекая меньшее число факторов (причин), то этим меньшим числом и надо ограничиться.
Объясняя какой-то новый процесс (или явление), ученый всегда пытается применять уже установленные законы.
Лишь в том случае, когда это не удается, он ищет новые - дополнительные или более фундаментальные.
Сама природа стремится к простоте. Всё слишком усложненное неэффективно и постепенно отмирает[1].
К простоте должно стремиться и то, как мы объясяем природу.
Если какому-то явлению дается несколько объяснений, то обычно наиболее правильным оказывается наиболее естественное и простое.
Речь идет об объяснениях, равноценных по научной обоснованности. Ведь могут быть очень простые, но не достоверные объяснения: "Бес попутал…" "Черт искусил…"
Поиски причины следует начинать с того, что естественнее и проще. Если у автомобиля не заводится двигатель, то, возможно, кончился или плохо подается бензин, "сел" аккумулятор, отсоединена его клемма и прочее. Нечистая сила тут не причем.
Один известный московский физик рассуждал так: “Когда я слышу звонок в дверь своей квартиры, я скорей всего склонен предположить, что это звонит почтальон, а не английская королева”. Сейчас кто-то приоткрыл дверь в нашу аудиторию и в щелку наблюдает за нами. Кто это может быть? Может, инопланетянин?.. Или, что гораздо вероятнее, работник деканата проверяет посещаемость?
А теперь более подробно.
Бритва Оккама - методологический принцип, сформулированный У. Оккамом и требующий устранения из науки всех понятий, не являющихся интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте: «Сущности не следует умножать без необходимости».
У. Оккам направлял этот принцип против распространенных в то время попыток объяснить новые явления введением разного рода «скрытых качеств», ненаблюдаемых «сущностей», таинственных «сил» и т.п.
«Б. О.» может рассматриваться как одна из первых ясных формулировок принципа простоты, требующего использовать при объяснении определенного круга эмпирических фактов возможно меньшее количество независимых теоретических допущений.
Принцип простоты проходит через всю историю естественных наук. Многие крупнейшие естествоиспытатели указывали, что он неоднократно играл руководящую роль в их исследованиях. В частности, Ньютон выдвигал особое методологическое требование «не излишествовать» в причинах при объяснении явлений.
Вместе с тем понятие простоты не является однозначным (простота в смысле удобства манипулирования, легкости изучения; простота допущений, лежащих в основе теоретического обобщения; независимость таких допущений и т. д.). Неочевидно также, что само по себе стремление к меньшему числу посылок непосредственно связано с повышением эмпирической надежности теоретического обобщения.
В логике стремление к «экономии исходных допущений» выражается в требовании независимости: ни одна из принятых аксиом не должна выводиться из остальных. Это относится и к принимаемым правилам вывода.
С «Б. О.» определенным образом связано и следующее обычное требование к доказательству: в числе его посылок не должно быть «лишних утверждений», т. е. утверждений, не используемых прямо при выведении доказываемого тезиса.
Это требование «экономии посылок» не является, конечно, необходимым. Оно не представляется также достаточно ясным и не включается в само определение доказательства. Доказательство с «излишними» или чересчур сильными посылками в каком-то смысле несовершенно, но оно остается доказательством.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 823;