Концепция Имре Лакатоса

Критика И. Лакатосом джастификационизма и "наивного фальсификационизма". Лакатос о роли конвенционализма в науке. Идея рациональной реконструкции истории науки. Понимание научной рациональности.

Концепция "исследовательских программ":

· понятия "твердого ядра" и "защитного пояса" программы;

· позитивной и негативной эвристик;

· критерии сравнения конкурирующих исследовательских программ.

Философия математики И. Лакатоса.

Согласно Имре Лакатосу (1922 – 1974):

Ядро программы – онтологические допущения, базовые идеи.

1. Основной единицей развития науки являются не знания или концепции, а научно-исследовательские программы. В них выделяются “жесткое ядро” и “защитный пояс гипотез”. Критерием отброса исследовательских программ является “прогрессивный сдвиг проблем”.

2. Защитный пояс – набор гипотез, предохраняющих от фальсификации.

3. Пояс эвристики (методологические правила).

4. Существуют прогрессивные и регрессивные этапы развертывания программ.

5. Научные революции, прежде всего, обусловлены сменой программ.

6. История науки – возникновение , смена и конкуренция разных НИП.

И. Лакатос (1922-1974) родился в Венгрии, диссертацию по философским вопросам математики готовил в Московском университете. За диссидентские взгляды в конце 40-х годов провел два года в тюрьме.

После венгерских событий 1956 г. эмигрировал, работал в Лондонской школе экономики и политических наук, где стал наиболее ярким среди последователей Поппера.

Лакатос был преданным "рыцарем рациональности".

Он отстаивал принципы критического рационализмаи полагал, что большинство процессов в науке допускает рациональное объяснение[1].

Он аргументировано критиковал куновские идеи о всесильном господстве научных парадигм и их историческом чередовании.

 

Лакатос разработал также одну из лучших моделей философии науки — методологию научно-исследовательских программ.

Наука, по мнению Лакатоса, есть и должна быть соревнованием исследовательских программ, соперничающих между собой.

Отсюда и утонченный методологический фальсификационизм, развиваемый Лакатосом в русле концепции Поппера.

Лакатос пытается смягчить наиболее острые углы философии науки Поппера.

Он выделяет три стадии в развитии взглядов Поппера:

Поппер0 - догматический фальсификационизм,

Поппер1 - наивный фальсификационизм,

Поппер2 - методологический фальсификационизм.

Последний период начинается в 50-е годы и связан с разработкой нормативной концепции роста и развития знаний на основе всестороннего критицизма [2]. Первый видит науку как процесс, размеченный прочными конструкциями и непогрешимыми фальсификациями (подобные идеи пропагандировал А. Айер).

Все же Поппер показал ошибочность такой позиции, ибо эмпирическая база науки неустойчива и неопределенна, а потому и речи не может быть о фиксированных протокольных предложениях и не пересматриваемых в принципе опровержениях.

То, что наши опровержения также могут быть ошибочными, подтверждают как логика, так и история науки.

Методологический фальсификационизм исправляет ошибку догматиков, показывая зыбкость эмпирической базы науки и предлагаемых ею средств контроля гипотез (это показано Поппером в «Логике научного открытия»).

Тем не менее, продолжает Лакатос, и методологический фальсификационизм недостаточен.

Картина научного знания, представленная как серия дуэлей между теорией и фактами, не совсем верна.

В борьбе между теоретическим и фактическим, полагает Лакатос, как минимум три участника: факты и две соперничающие теории.








Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1090;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.