Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века.
В основном представлен поэзией. Б.Чичибабин «У прозы есть предел». Поэзия устремлена в будущее, ввысь. Поэзия – это непременно тайна, загадка.
Поэзия – невероятная свобода дыхания, поэзия не подчиняется законам, выбивается из рамок, не подчиняется нормам. (напр, Василиск Гнедов – поэма конца – без слов, только жест – новаторская. Основоположник перфоманса). Видимый тупик оборачивается невидимым новаторством.
Главный закон поэзии: «Так я хочу!» А. Блок.
«Для меня все преимущество и проклятье современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать в нее свой смысл» (приписка из письма Шершеневичу Блока)
Основные темы и мотивы.
1. Трагическая тема эмиграции.
2. Назначение поэта и поэзии.
3. Тема вины и покаяния.
Трагическая тема эмиграции.
Эмигранты надеялись вернуться. Страны русского рассеяния: Китай (Харбин, Шанхай), Франция, Сербия, Чехия, Югославия, Болгария.
А.Федоров эмигрировал в Болгарию. Текст в жанре молитвы:
Здесь труд мой был и будет впредь,
Как мох в скале.
Не дай мне, Боже, умереть
В чужой земле.
Текст построен на антонимах, мох на скале – писатель в эмиграции.
Лирика не имеет названия. Выплеск эмоций. Прием строфического кольца.
Эмиграция изменила тональность творчества многих авторов.
Петр Потемкин. Примитивист, учился в военно-хирургической академии, на 4м курсе курсовая работа «между творчеством психически больных и модернистов нет разницы» потом бросил институт и стал модернистом. Его творчество – эстетический примитивизм. («Черная Молли»)
Мигрировал в Париж. Тональность творчества приобретает трагическую окраску.
Георгий Иванов. Акмеист. Жизнь в эмиграции – инобытие, жизнь после смерти. Поэзия парадоксальна, построена не противном. «Мы не молоды, но и не стары»
Мы не молоды. Но и не стары.
Мы не мертвые. И не живые.
Вот мы слушаем рокот гитары
И романса "слова роковые".
О беспамятном счастье цыганском,
Об угарной любви и разлуке,
И - как вызов бокалы - с шампанским
Подымают дрожащие руки.
За бессмыслицу! За неудачи!
За потерю всего дорого!
И за то, что могло быть иначе,
И за то - что не надо другого!
Аллитерация на р подчеркивает холодность, неуютность пространста. В качестве эпиграфа у Иванова Адамович. Были друзьями. «имя тебе непонятное дали». Крупный поэт русского западного зарубежья.
Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.
Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.
Хорошо - что никого,
Хорошо - что ничего,
Так черно и так мертво,
Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать
Тема вины и покаяния.
Бердяев говорит, что все люди и народы делятся на два типа: одни культивируют чувство обиды, а другие живут с постоянным чувством вины.
Достоевский: «Всяк за всех виноват».
Тема вины появляется в творчестве Максимилиана Волошина. Он был над схваткой, помогал и белым, и красным. Мотив личной ответственности каждого за происходящее в стране. « В годы гражданской войны».
Владимир Корнилов «40 лет спустя». Считает, что автор должен простить своего врага, принять несимпатичного ему персонажа. «В поселке под Москвою».
Борис Чичибабин «Плач по утраченной Родине» диссидент, боролся с социалистическим государством.
Тема поэта и поэзии.
Ахматова: Стихи родятся из сора.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Пастернак: Поэзия – это творчество, самоотдача.
Самойлов: Стихи из яды.
Ермаков «Генезис»
Маяковский: Поэзия – тяжелый труд.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1776;