Становление единого централизованного Московского государства в конце XIII- XV вв. Правление Ивана III.
Московское гос-во(14-17 в). Ослабленная феодальной раздробленностью киевская русь не смогла отразить натиск монголо-татарских воиск, с 1242г. Большая часть русских земел стала данником Золотой Орды(низовья Волги). Стремление обрести независимость – мощьный фактор для преодоления раздробленности руси. Эту задачу выполнили московские князья. Возвышению Москвы способствовали: выгодное географическое положение (город находился на перекрестке важных торговых путей и был изолирован от внешних врагов другими княжествами. Находился на середине пути между киевской и владимиро-суздальской землями. Там оседало множество переселенцев с юга. Рост населения увеличивал доходы княжеской казны и войска); целеустремленная политика московских князей, они поняли, что на Орду гораздо выгоднее действовать деньгами, чем оружием, и сделали его орудием своей политики; поддержка русской православной церкви.
Первый московский князь Даниил, младший сын А.Невского. Важную роль сыграл сын Даниила – князь Иван Калита (1325-1340), получил ярлык на княжение за то,что подавил в 1327г. восстание против сборщиков дани в Твери. Он также имел право самостоятельно собирать дань для Орды, что дало возможность присвоения части дани. При нем построен Успенский собор, вскоре Владимирский митрополит переехал в Москву, что усилило ее авторитет. 8 сент.1380г. внук И.Калиты московский князь Дмитрий Донской (1359-1389) разгромил ордынское войско Мамая в сражении на Куликовском поле. Победа укрепила уважение к династии москов.князей. Но потери русских были огромны, поэтому после набега Тохтамыша на Москву в 1382г Д.Донской вновь признал себя данником татар. После смерти Донского феод.война между его сыновьями и внуками на 30 лет замедлила обьединение земель. Иван Васильевич III(1462-1505) в основном завершил объед.земель вокруг Москвы. К Москве были присоединены великое княжество Ярославское (1463), Пермский край (1472), Ростовское княжество (1474), Новгород и его земли (1478), Тверское княжество (1485), Вятская земля (1489). Усиление Москвы совпало с ослаблением Орды. Иван III перестал платить дань Большой Орде (наиболее крупной части распавшейся Золотой Орды). Хан Ахмат попытался ослабить мощь Москвы и двинулся против нее походом. Но после «стояния на Угре» в 1480 г., когда татары не решились напасть на русские полки, Ахмат отступил в степи и погиб. Ордынское иго пало. Иван III провозгласил себя «государем и самодержавцем всея Руси». В 1472 г. Иван III женился на племяннице императора Византии Софье (Зое) Палеолог и сделал гербом Руси византийского двуглавого орла, выступив таким образом в роли преемника Византии. В 1497г. был принят Судебник – первый кодекс законов единого государства. Там определена компетенция должностных лиц, установлены процессуальные нормы, наказания за особо опасные преступления. Центральный государственный аппарат еще не сложился, но два его высших органа – Дворец и Казна – уже существовали. Первый ведал великокняжескими землями, казна же была главным финансовым хранилищем, государственным архивом ивнешнеполитическим ведомством. Судебник ограничивал право перехода крестьян: неделя до и неделя после Юрьева дня(26 ноября), был обязан выплатить пожилое, плату за проживание на земле помещика. Василий III,Ж сын Ивана III, последний собиратель земель, включены Псков (1510), Смоленск (1514) и Рязанская земля (1521).
Культура Московской Руси: Архитектура, живопись, литература
До середины ХIV в. русская культура находилась в упадке,началось возр. Этому способствовали две идеи: борьба против иноземцев и подъем национального самосознания, тяга к объединению русских земель.
Литература. В русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). Хождения (описаний путешествий). купца Афанасия Никитина, дошедшего до Индии( «Хождение за три моря».) Летописи. 1442 г. «Хронограф»-сборник нравоучительных и занимательных новелл по всемирной истории. Повесть об А.Невском, «жития» Сергия Радонежского и Стефана Пермского, написанные Епифанием Примудрым.
Важным культурным событием стало появление книгопечатания. Оно связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые создали первую печатную книгу «Апостол» (1564). Заметный памятник духовной культуры XVI в. – «Домострой» (свод правил ведения хоз-ва), одним из редакторов которого был приближенный Ивана IV – Сильвестр.
Архитектура. Дмитрий Донской в 1366–1367 гг. постр.новый белокаменный Кремль. Москва стала неприступной по тем временам крепостью. Аристотель Фиораванти. Успенский собор – кафедральный храм митрополитов. (Образец- Успенский собор во Владимире). Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор (усыпальница московских князей и царей). Одно из самых замечательных сооружений Кремля – колокольня Ивана Великого.
Возникает шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском(построена в честь рождения И.Грозного). Шатровое церковное зодчество не распространилось широко, запрещалось церковными властями. В 1551–1561 гг. мастера Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади Покровский собор (более известный как храм Василия Блаженного). Это сооружение было посвящено взятию Казани.
Живопись. Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, в Благовещенском соборе впервые оформил иконостас-иконы. А. Рублев икона «Троица». Фрески Успенского собора во Владимире.
Ремесло. Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети ХIV в. В последующие века сложилась школа пушечных мастеров. Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь‑пушки.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 935;