Культура России XVII в.
Главная особенность культуры этого периода – заметное обмирщение.
В XVII в. заметно возрастает число грамотных людей. По‑прежнему широко были распространены рукописные книги. Даже первая в России газета (предназначена она была для царя и называлась «Куранты») была рукописной. В начале 70‑х годов в Москве открывалась первая книжная лавка. Книгопечатание способствовало увеличению тиражей учебников по грамматике, арифметике. Особенно популярными были букварь («Азбука»1634) Василия Бурцева. В 1679г. Новая печатная азбука. В 1687 г. открылась Славяно‑греко‑латинская академия, в которой обучали грамматике, риторике, философии, а также богословию. Создается первый учебник российской истории «Синопсис» киевского монаха И.Гизеля. Только в XVII столетии Россия познакомилась с гелиоцентрической системой Коперника, появились переводные книги по географии, природоведению. Географические знания того времени воплотились в географических картах. В Разрядном приказе была изготовлена «Книга Большого чертежа», а в Новгороде создан «Чертеж городам русским и шведским до Варяжского моря». Географические сведения накапливались в связи с освоением Сибири. В конце века С. Ремизов создает «Чертежную книгу Сибири».
Литература.
Широкое распространение получили бытовые повести («Повесть о Савве Грудицыне», «История о российском дворянине Фроле Скобееве»); пародийная смеховая литра( «Повесть о Шемякином суде» и повесть «О Ерше Ершовиче»). Развлекательная литер., переводные рыцарские романы. Около 1630 г. создается «Новый летописец» (последняя русская летопись), в которой излагались события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета.
Архитектура. К выдающимся памятникам архитектуры относится затейливый и роскошный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Одним из шедевров деревянного зодчества является храм Преображения Господня в Кижах (1714). Типичным памятником этого времени считается Успенская(«Дивная») церковь Алексеевского монастыря в Угличе.
В конце века возник новый стиль «нарышкинского (московского) барокко».. Особенностью «нарышкинского барокко» является строгая симметрия. Церковь Покрова в Филях. Перестройке подвергся Московский Кремль. Воздвигнут Теремной дворец.
Сухарева башня. Ансамбль Ростовского митрополичьего двора – Ростовский Кремль. Этот комплекс в полной мере отразил характерные черты русского зодчества XVII в.
Живопись. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля. Она стала в XVII в. художественным центром страны. В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков. Его творчество отличается пристальным интересом к человеческому лицу – аскетические лица святых в его иконах приобретают живые черты. Вводит светотень и некоторые элементы прямой перспективы. Школа ярославских живописцев. Ярославские мастера стали первооткрывателями пейзажной живописи в России. Другим примером отхода от церковных традиций было появление светской живописи – парсунного письма.(от лат.person-личность, т.е портретное изображение реального историч.лица) Можно сказать, что парсуны предвосхитили портретный жанр в России. К концу века портреты все больше и больше стали удаляться от традиций иконописи.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 833;