й этап. Махизм. Эмпириокритицизм.
"ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ"
Революционные изменения в физике на рубеже XIX - XX веках. Кризис программы механицизма (программа сведения физики к механике) на рубеже веков. Критика базисных понятий механики Ньютона.
Появление "второго" позитивизма и стремление очистить физику от примеси метафизических понятий. Э. Мах и его критика классической физики. Критика понятий причины и субстанции.
Функции научной теории - экономное описание опыта и предсказание;
назначение гипотезы - вести к расширению нашего опыта.
Влияние феноменализма Маха и его критики классической механики на молодого А. Эйнштейна.
Сильные и слабые стороны "второго позитивизма": отход от индуктивизма; постановка проблемы структуры и функций физической теории; постановка проблемы языка, которым пользуется физическая теория, и критериев его выбора; негативная оценка значения метафизики для строгой науки; стремление обезопасить будущее развитие науки от перспективы повторения научных революций.
Мах переориентировал философию на теорию познания. Его учение - это теоретико-познавательный биологизм и психологизм.
………………………………..
Два методологич. требования:
1) "Экономия мышления
2) Идеал описательной науки"
Одно из ключевых понятий - комплексы ощущений. Кант
[1]Физический позитивизм научно познаваемой считает не только чувственно данную реальность, но реальность взаимосвязей.
Эрнст Мах (1838-1916), физик, мыслитель, оказавший влияние на становление концепции относительности А. Эйнштейна, сформулировал задачу научного познания как "приспособление мыслей к фактам и приспособление мыслей друг к другу". Мотивом создания теории, по Маху, является не надежда получить знания о действительности, стоящей позади явлений, а лишь только возможность представить эти явления в простой и элегантной взаимосвязи. Эту установку Э. Мах назвал принципом экономии мышления. Возникновение физического позитивизма обусловлено переориентацией физики с изучения вещной реальности на "опытную реальность", реальность взаимосвязей, открывшуюся физике поля. "Истинные соотношения между этими реальными предметами представляют единственную реальность, которой мы могли бы добиться" [13]. Философско-методологические идеи Маха, Оствальда, Богданова, Пуанкаре инициировали исследования по психофизическому параллелизму. [1] Черникова И. .
Авенариус.
Эмпириокритицизм Р. Авенариуса:
идея критического анализа опыта и возвращения к чистому, свободному от метафизических искажений опыту;
неразрывного единство "Я" и "мира" в чистом опыте;
понятие "интроекции".
"Принципиальная координация": нерасторжимое единство субъекта (центрального члена) и объекта (противочлена).
А теперь подробнее об учении Маха.
Мах Эрнст (1838-1916), австрийский физик и философ-идеалист.
Маху принадлежит ряд важных физических исследований. Первые работы Маха посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления - так называемых колец, или полос, Маха). С 1881 Мах изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковой полёт тел (например, артиллерийских снарядов). Он открыл и исследовал специфический волновой процесс, впоследствии получивший название ударной волны. В этой области именем Маха назван ряд величин и понятий: Маха число, Маха конус, угол Маха, линия Маха и другие. Предложил принцип, согласно которому наличие у тела инертной массы является следствием гравитационного взаимодействия его со всем веществом Вселенной. Был противником атомной теории.
Философские работы Маха получили широкую известность в конце 19 - начале 20 веков благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики.
Основу субъективно-идеалистического учения Маха составляет его теория экономии мышления и выдвигаемый им идеал "чисто описательной" науки.
Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху, необходимость "приспособления" организма к фактам. То же содержание Авенариус выражает в "...принципе наименьшей траты сил".
Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об "описании" как идеале науки. В развитой науке, с точки зрения Маха, объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена.
Одним из таких паразитических элементов науки Мах считает понятие причинности. Вместе с механистической интерпретацией причинности Мах отбрасывает само понятие причинности, предлагая заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений.
Методологические принципы экономии мышления и чистого описания Мах пытается применить к теории познания. Свой критический анализ ньютоновских понятий массы, абсолютного пространства он связывает с философским тезисом о мнимости понятия субстанции, вещи, о мнимости проблемы отношения субстанции и её свойств.
Требование необходимости определения понятий через наблюдаемые данные Мах доводит до выделения основных "элементов", которые непосредственно, чувственно даны и лежат в основе всего познания, будучи некоторым пределом разложения эмпирического опыта. Как понятие "вещи", так и понятие "Я" являются лишь условными наименованиями комплексов элементов (ощущений).
Махистское "снятие" дуализма физического и психического было в дальнейшем подхвачено и развито многими так называемыми реалистическими направлениями современной буржуазной философии, течениями "нейтрального монизма" и другими философскими школами (неореализм, Б. Рассел).
Критика Махом и Авенариусом субстанционалистского понятия о "Я", душе, повлияла на критику американским философом У. Джемсом понятия сознания, а через него и на неореалистов, на формирование философских основ бихевиоризма.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 794;