Общество не должно поглощать отдельную личность.
Й этап (О. Конт, Спенсер и др.)
Это так называемый "первый" позитивизм. Он связан в преобладающей мере с индуктивным методом познания.
Его представляют:
Конт, Милль, Спенсер, Лавров, Михайловский.
Бурное развитие науки, кризис метафизики.
Связь с философией французского Просвещения 18 в. (скептицизм).
О. Конт
Учение О. Конта о трех формах познания и трех стадиях общественного и индивидуального развития. Идея зависимости форм общественной организации от уровня развития познания.
Отличительные черты
теологической стадии (объяснение посредством апелляции к сверхъестественным сущностям; военно-теократическая общественная организация);
метафизической (объяснение посредством апелляции к абстрактным сущностям; критические и революционные эпохи общественного развития);
позитивной стадии (позитивная наука; индустриальное общество).
Основные черты опытной науки:
отказывается от вопроса почему,
ставит перед собой только вопрос как;
носит опытный характер;
достоверна;
полезна для общества.
Классификация наук по Конту. Ее отличительные черты (линейность; редукционизм).
Тезис Конта о неравномерном развитии наук и неодновременном достижении ими порога позитивности. Задача построения позитивной науки об обществе - социологии.
Социальная динамика и социальная статика. Лозунг Конта: Прогресс и стабильность.
Позитивная социология как условие стабильного прогрессивного развития общества. Идея позитивной религии человечества.
О. Конт(1798-1857).
Основоположник философского позитивизма и социологии как науки. Был поклонником некоторых французских утопических концепций.
Положительная философия появилась в результате культурно-исторического процесса, в котором сменяли друг друга наиболее значимые типы миропонимания. Трем стадиям развития человеческого ума соответствуют три стадии истории.
Теологическая стадия (фиктивное знание)
метафизическая стадия (абстрактное знание)
стадия науки и положительной философии (позитивное знание)
Согласно Конту, формы общественной организации зависят от уровня развития познания.
· Теологическая стадия включает древний мир и раннее средневековье (до 1300 г.). Она состоит из трех периодов – фетишизма, политеизма, монотеизма.
Для теологической стадии характерны: объяснение посредством апелляции к сверхъестественным сущностям;
военно-теократическая общественная организация, церковь как главенствующий социальный институт.
· Метафизическая стадия протекает от 1300 до 1800 г.г.
На метафизической стадии в объяснениях воцаряются абстрактные сущности;
критические и революционные эпохи общественного развития.
· Для позитивной стадии характерны:
позитивная наука;
индустриальное общество.
Основные черты опытной науки: отказывается от вопроса почему, ставит перед собой только вопрос как; носит опытный характер; достоверна; полезна для общества.
Получился путь к всё большей конкретности.
Однако в современных точных науках появляются и все более абстрактные области.
Последовательность культурных этапов, предложенная Контом, обратна «пирамиде наук Маритена».
Вообще говоря, перед этапом теологии стоило поставить этап мифологии.
Не лишне высказать и такое соображение: последовательность Конта не говорит о том, что чем древнее уровень цивилизации, тем более отвлеченно мыслят люди; просто чем менее развито общество, тем дальше отстоят в их миропонимании конкретно-прикладные знания от общих представлений о мироздании.
Притяжение душ чем-то напоминает притяжение физических тел.
Конт утверждал, что мы никогда не узнаем химич. состав Солнца. В терминологии неопозитивистов это «псевдопроблема».
Отношение к религии. [О.Конт считал, что о Боге нельзя никак судить, ибо это превышает уровень наших позитивных знаний.]
{Однако он умер стоя на коленях перед “алтарем”. Но этим алтарем было кресло любимой женщины (уже умершей). Это кресло он окружил почитанием и благоговением. Именно Конт последовательно отстаивал идею воздвигать храмы “великому существу” (“гранд этр”) - единому человечеству, которое более всего может быть достойным почитания (Мень А. Быть христианином, с.8).
{Говорят, что однажды О.Конт обратился к Гегелю с просьбой изложить свое учение кратко, популярно и по-французски. Г. обиделся. - Мою философию, - заявил он, - нельзя изложить ни кратко, ни популярно, ни по-французски... ] Гулыга А. “Гегель”, с.38 .
Герберт Спенсер(1820 - 1903).
Анг. философ и социолог, основоположник органической школы в социологии.
"Нет Бога кроме непознаваемого, и Г. Спенсер пророк его".
Главные идеи изложены в сочинении "Система синтетической философии" (10 томов), куда входят "Основные начала", "Основания биологии", "Осн. психологии", "Осн. социологии", "Осн. этики".
Спенсер, как и Конт, исходил из идеи универсальной эволюции.
Возрастает гетерогенность, уменьшая гомогенность. (Шредингер об обоях и гобелене).
Происходит переход от бессвязной однородности к связной разнородности.
Возрастает связность.
Возрастает внутренняя дифференциация и одновременно совершенствуется интеграция отдельных частей и органов.
Изоморфизм и редукционизм. Общее есть даже между женщиной, впавшей в истерику, и кораблем, который швыряют волны.
Как считает Спенсер, общество есть организм. Для него это не только фантастическая аналогия (как у Гоббса в "Левиафане"). Ведь на структуру общества влияет разделение труда, имеющее место как для отдельных личностей, так и для соц. групп и организаций.
Социальный организм включает 3 основные системы:
"производящую средства для жизни", или "питающую"(включает промышленные и прочие производящие социальные группы);
регулятивную (включает политическую и религиозную деятельность и соответствующие социальные группы);
распределительную (реализует торговые взаимодействия и включает соответствующие социальные группы).
Спенсер считал, что этический прогресс и общее счастье зависят от подобной функциональной социальной организации.
Общество не должно поглощать отдельную личность.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 883;