Французская журналистика 19 века. Часть 1.
Начнём с конца 18 века. Расцвет французской журналистки приходится на первые четыре года революции: 1789 – 1793. Это было время настоящей свободы слова. В газетах и журналах обсуждались наиболее актуальные общенациональные проблемы, журналисты имели большое влияние на реальную политику. Газеты и журналы стали очень популярны даже среди простого народа. В 1793-94 годах начался якобинский террор, большая часть наиболее ярких журналистов, выражающих оппозиционную точку зрения, были отправлены на гильотину за свои устные и печатные высказывания, по обвинению в государственной измене. Свобода слова закончилась. В последующие годы свобода слова существовала в ограниченном виде. Наполеон, пришедший к власти в 1799 году, продолжил и завершил дело полного подчинения печати власти, поскольку очень хорошо понимал её роль в управлении общественным мнением. В 1811 году диктатура Наполеона достигла пика, были закрыты все газеты, кроме четырёх, которые, естественно, в этой ситуации вели себя тихо. Тоже самое происходило во всех странах, завоёванных Наполеоном. Например, в том же 1811 году была закрыта газета известного немецкого писателя Генриха Клейста, что стало одной из причин его самоубийства.
В 1814 году Наполеон был побеждён и отправлен в ссылку на остров Эльба, но через год сбежал оттуда и был восторженно встречен народом и армией, защищать короля старой династии Бурбонов было почти некому. Наполеон высадился на юге Франции с небольшой кучкой соратников, но ему сдавались без боя город за городом. Интересно посмотреть как менялось наименование Наполеона в газете «Монитор», официальной газете правительства по мере приближения Наполеона и верных ему войск к Парижу. Сначала «корсиканское чудовище» (Наполеон родился на Корсике), потом «людоед», «узурпатор», «Бонапарт», «Наполеон» и наконец «Его императорское величество ожидается сегодня в его верном Париже».
В 1815 году в битве при Ватерлоо Наполеон был разгромлен, к власти снова пришла прежняя королевская династия Бурбонов, началась эпоха Реставрации. Ситуация значительно улучшилась, появилась оппозиционная пресса. Особенно пресса расцвела после 1819 года. Либеральная, республиканская, конституционалистская, ультрамонархическая оппозиция имела свои газеты и журналы. Очень ярко, подробно и весьма критически описал французскую журналистику этого времени Бальзак в романе «Утраченные иллюзии».
Там подробно описываются искушения молодого провинциала в Париже: главный герой Люсьен, мечтает о добытых честно славе и богатстве, но когда оказалось, что ради этого нужно долго и нудно работать и жить почти в нищете, Люсьен предпочёл более быстрый и простой путь продажного журналиста. Позабыв про совесть, он богат и счастлив. Но скоро настаёт расплата, вчерашние дружки-журналисты, завидовавшие его таланту, сговорились его уничтожить. И вот он нищ, его возлюбленная – заболела и умерла. Чтобы её было на что похоронить, Люсьен пишет весёлые, похабные кабацкие песенки на заказ – прямо в комнате, где лежит тело умершей.
Важнейшая часть романа – описание грязной, неприятной правды о скрытой изнанке журналистики, издательского и театрального дела. Газеты были в 19 веке единственным средством массовой информации, именно газеты формировали общественное мнение, а журналисты обладали огромной властью, именно от них напрямую зависели доходы от продаж новых книг и выручка от новых театральных представлений – от того, как журналисты оценят их, расхвалят или раскритикуют. Поэтому издатели и директора театров предпочитали платить влиятельным журналистам за нужные статьи, угождать им во всём, а журналисты охотно писали заказные статьи. «Мы торгуем словом и живём этой торговлей», - говорит один из них. В этом мире вообще всё продаётся и покупается. У каждой молодой актрисы был пожилой покровитель, который, пользуясь её благосклонностью, содержал её и обеспечивал успех спектаклей с её участием, покупал журналистов, нанимал специальных людей - клакеров, которые во время спектакля начинали первыми хлопать и увлекали весь зал, создавали спектаклю успех. Конкуренты данного театра нанимали клакеров, чтобы, наоборот, освистать спектакль, провалить его. Также в этом мире нередко применялся шантаж, когда журналист вынуждает богатых раскошелиться, иначе грозит напечатать те или иные компрометирующие материалы.
«Деньги – вот разгадка всего», выгода выше совести, понимает Люсьен, но это его не смущает, он рвётся в бой. Ему советуют забыть про совесть: «совесть, мой милый, - это палка, которою всякий готов бить своего ближнего, но отнюдь не самого себя».
Это несколько односторонний взгляд, но некоторые внутренние механизмы журналистики описаны весьма интересно.
В 1830 году правительство издало указы, уничтожающие свободу слова, существование либеральной прессы. Оппозиционная палата депутатов распускалась. В ответ в редакции республиканской газеты «Насьональ» состоялось собрание либеральных журналистов, была составлена декларация, протестующая против указов правительства и призывающая парижан к сопротивлению. На следующий день началось вооруженное восстание, начались баррикадные бои. Началась Июльская революция (дело происходило в июле), была установлена конституционная монархия, на престол взошёл король Луи-Филипп.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1063;