Просодической стороны речи при стертой дизартрии


Развитие просодической стороны речи в онтогенезе

Просодика (просодия) — представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие ка­чества речи, как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударе­ние, речевое дыхание, полетность голоса, дикция. Про­содические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семанти­ческую нагрузку и т.д.

Ниже приводим пояснения к характеристикам средств просодии.

Интонация

В понятие интонации включается темп речи (сте­пень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (окраска человеческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).

Мелодика

Она фиксирует повышение и понижение тона. Та­кая звуковая организация речи должна быть органиче­ски связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восп­риятию информации. Различают три вида мелодики: повествовательная — резкое понижение голоса на пос­леднем ударном слоге; вопросительная — повышение голоса на том слове, которое служит смысловым цент­ром вопроса; восклицательная — свидетельствует об


эмоциональном побуждении, сопровождающем речь го­ворящего.

Темп речи

Это важнейший компонент интонации. Темп — ско­рость произнесения речевых элементов. Темп речи мо­жет изменяться. Это зависит от содержания высказыва­ния, эмоционального настроя говорящего.

Патологически быстрая речь (тахилалия) требует усиленного внимания, что вызывает утомление. Пато­логически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.

Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп ре­чи определяется содержанием текста.

Тембр

Индивидуальный компонент интонации — тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоциональ­ного состояния человека, от времени суток. Тембр го­лоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

Пауза

Особое место в интонации занимают паузы — это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необхо­димы, так как они разрывают поток речи, чем облегча­ют восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяс­нить их смысл. Если не делать логической паузы, полу­чится сплошной текст, в котором трудно разобрать, ка­кие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая — только в стихотворной. Длительность пауз и характер их рас­пределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.


Сила голоса

Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхатель­ного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слиш­ком громким. Сила голоса — это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колеба­ния голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).

Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса — величина объективная, то громкость — поня­тие субъективное, связанное с нашим восприятием зву­ка. Громкость — это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных об­стоятельств общения. Гибкое изменение громкости го­лоса — это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

Высота голоса

Это физиологическое свойство речевого голоса, уп­равляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организационным дыха­нием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится мо­нотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразитель­ным, немодулированным, иногда фальцетообразным.

Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Ритм

Это закономерное повторение соизмеримых и чув­ственно ощутимых единиц. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явле­ний и человеческому организму (ритмичное дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.).

В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, ко­торый характеризует деятельность человеческого орга­низма и в частности человеческое дыхание. Поскольку


процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необ­ходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса — паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми так­тами. Таким образом, единицей речевого ритма стано­вится слово или группа слов, ограниченные от после­дующих при помощи паузы.








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1904;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.