Демографические перспективы: катастрофа или стабилизация?
Вышеизложенные данные позволяют нам оценить будущую численность населения и демографические перспективы на начало XXI в.
Здесь мнения экспертов разошлись и они разделелись на два основных лагеря. Пессимисты считают, что число жителей земного шара будет увеличиваться по экспоненциальному закону. Оптимисты придерживаются мнения, что мы вступаем в переходную демографическую фазу. Действительно, пример Европы, где эта фаза началась уже более века тому назад, показывает, что взрыва численности населения можно избежать. Вполне возможно остановить рост населения там, где ликвидирована неграмотность и растет уровень гигиенической культуры населения. В ФРГ, Австрии, Швеции сегодня очень низкий прирост населения — всего лишь около 0,4 %, чему соответствует время удвоения численности населения в 175 лет, однако даже такой небольшой прирост считается в этих странах все еще высоким.
Эрлих (Erlich, 1970, 1971) систематизировал в своих публикациях цитируемые здесь пессимистические концепции, за что в Соединенных Штатах его называют «мистером Катастрофа». Его взгляды нашли подтверждение в книге Мидоуза «Пределы роста» (Meadows, 1971). Этот труд обобщает результаты исследований, которые проводились Римским клубом и Массачусетским технологическим институтом (Бостон). Весьма мрачные выводы Мидоуза о будущем человечества в ближайшем веке подняли бурю в политических и экономических кругах на Западе (в нашу задачу, однако, не входит обсуждение и анализ кибернетических методов, использованных исследователями).
Однако напомним, что модель Форрестера, использованная Мидоу-зом и его коллегами, основывается на анализе системы, включающей пять основных параметров: число жителей, уровень индустриализации, загрязнение среды, производство продуктов питания и истощение природных ресурсов. В основе этой модели лежит аксиома, согласно которой каждый из пяти независимых параметров модели растет во времени по экспоненциальному закону.
Таким образом, эти исследователи предполагают, что никакого демографического переходного периода в развивающихся странах в будущем не наступит, а совершенно четкая тенденция к стабилизации населения в развитых странах не сохранится.
При таких условиях расчеты показывают, что население Земли достигнет 7,5 млрд в 2000 г. и 14 млрд человек в 2030 г. (как минимум). Не составляет никакого труда подсчитать (поскольку время удвоения населения составляет 35 лет), что число жителей планеты будет равно 28 млрд в 2070 г.
По экстраполяции на 3000 г., если следовать экспоненциальному закону, численность населения планеты достигнет 1018 жителей, т. е. 1400 человек на 1 м2. Это настолько неправдоподобно, что возможность такой ситуации кажется маловероятной... Однако серьезный кризис наступит значительно раньше, если считать, что модель Форрестера — Мидоуза верна.
Согласно последним техническим данным, с учетом пределов развития сельского хозяйства максимальное число жителей, допустимое для экосферы, равно 10 млрд человек. Однако при этом не учитывается, какое влияние в далеком будущем окажут на его стабильность современные методы интенсификации сельского хозяйства.
Другие экологи придерживаются оптимистической точки зрения и считают, что рост численности населения описывается логистической кривой. Конечно, предсказания в этой области всегда недостаточно надежны. Однако предположение, что в данный момент мы находимся недалеко от точки перегиба, отнюдь не абсурдно. Можно, таким g образом, предположить, что число жителей планеты стабилизируется около уровня 7,5 млрд, поскольку на период расчетов население составляло 3,75 млрд человек.
В пользу этой концепции могут быть приведены и другие аргументы. Изучение численности населения Европы в переходный к стабилизации период показывает, что точки ложатся на S-образную кривую. Однако на народонаселение влияют различные факторы, под действием которых происходят отклонения численности населения от среднего значения, определенного по логистической кривой.
Согласно Томсону, можно р различать три фазы роста численности населения во времени. В первой, так называемой мальтузианской, рост сравнительно слабый. Действительно, голод и эпидемии сильно влияли на число жителей, и если следовать Мальтусу, то эти две естественные причины — единственные факторы, способные воспрепятствовать росту населения. Индийский регион в конце XIX в. и первой половине XX в. стал наглядным примером подобного развития. Если изучить ежегодный прирост численности населения, то можно заметить, что его значения сильно изменялись от одного десятилетия к другому в зависимости от естественных катастроф за истекший период (рис. 2.19). Для этой фазы характерны высокие (хотя и меняющиеся) показатели рождаемости и смертности, однако показатель прироста населения остается очень низким.
Вторая фаза соответствует периоду, называемому демографическим взрывом. Амплитуда ежегодных колебаний уменьшается. Показатель рождаемости сравним с тем, что был в предыдущем периоде (если не выше); этот показатель близок к физиологическому максимуму, однако показатель смертности благодаря успехам в области общественного здравоохранения и сельского хозяйства резко упал.
Третья фаза, называемая фазой стабилизации или неомальтузианской ', отличается постепенным спадом демографического взрыва под влиянием добровольного ограничения рождаемости благодаря использованию методов предохранения. Среднее число детей, которое должна родить каждая женщина, способная к родам, чтобы поддержать постоянную численность населения, зависит от многих факторов, в частности от процента безбрачия и бесплодия, которые неодинаковы для различных национальностей. Это число колеблется от 2,11 до 2;34 детей на семью. Многие страны Европы сегодня близки к этим показателям.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 1850;