Социальный и личный идеал.

2. Анализ текста «Этциони о золотом правиле морали»

«Старое золотое правило гласило: веди себя по отношению к другим людям так, как они, на твой взгляд, должны вести себя по отношению к тебе. Это правило (а вернее, даже правила, поскольку оно так или иначе было принято в рамках разных культур) несет в себе невысказанный оттенок напряженности между действительным поведением человека и тем, каковым это поведение должно быть. Старое правило, помимо прочего, касается лишь области отношений между людьми. Новое золотое правило, предлагаемое на этих страницах, направлено на то, чтобы в значительной мере сократить разрыв между поведением человека, которое ему диктует «я», и поведением добродетельным, причем сразу следует признать, что этот разрыв, который всегда служил источником как социальных, так и личных проблем, устранить до конца невозможно. Новое золотое правило направлено также на поиски правильных решений на социентарном уровне, а не только или прежде всего на уровне межличностном. Это правило, на мой взгляд, должно иметь следующую формулировку: уважай и поддерживай нравственный порядок в обществе, если хочешь, чтобы общество уважало и поддерживало твою независимость».

(А. Этциони. Новое золотое правило: сообщество и нравственность в демократическом обществе // Новая индустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 317.)

 

Контрольные вопросы

1. В чём автор видит «напряжённость» в требованиях золотого правила?

2. Чем отличается его современная трактовка? Убедительна ли позиция Этциони?

 

Вариант 23

1. Существует ли нравственный прогресс?

2. Анализ текста «Этциони о золотом правиле морали и категорическом императиве»

«Категорический императив впервые порывает с эгоцентризмом Золотого правила («Не делай другому того, чего не хотел бы, что бы делали тебе»), признавая максиму справедливой лишь тогда, когда скорее могут хотеть, чтобы каждый следовал ей в аналогичных ситуациях. Необходимо, чтобы каждый мог пожелать: максима нашего поведения должна стать всеобщим законом. Только максима, способная претендовать на всеобщность в перспективе для всех, кого она касается, может считаться нормой, заслуживающей всеобщего одобрения и уважения, т. е. морально обязательной. На вопрос: что я должен делать? моральный ответ дается в том случае, если он соотносится с вопросом: что должно делать каждому? Моральные заповеди – это категорические, или безусловные, императивы, прямо выражающие значимые нормы или имплицитно имеющие к ним отношение. Им­перативный смысл этих заповедей только и позволяет понять в каче­стве долженствования то, что не зависит ни от субъективных целей и предпочтений, ни от абсолютной для меня цели – хорошей, удавшейся или неиспорченной жизни. «Должно» «…» или «необходимо» «…» поступать известным образом – это означает здесь скорее: поступать так справедливо и потому есть наш долг».

(А. Этциони. Новое золотое правило: сообщество и нравственность в демократическом обществе // Новая индустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 321.)

Контрольные вопросы

1. Какая формулировка категорического императива Канта? Как он связан с долгом?

2. Убедительна ли позиция автора текста относительно эгоцентризма золотого правила?

 

Вариант 24








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 558;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.