Христианские моральные принципы.
2. Анализ текста «Спиноза о добродетелях»
«Теперь надо рассмотреть, что такое добродетель. Поскольку в душе бывают три вещи – страсти, способности и устои, то добродетель, видимо, соотносится с одной из этих трех вещей. Страстями (или переживаниями) я называю влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть, жалость – вообще все, чему сопутствуют удовольствия или страдания. Способности – это то, благодаря чему мы считаемся подвластными этим страстям, благодаря чему нас можно, например, разгневать, заставить страдать или разжалобить. Нравственные устои (или склад души) – это то, в силу чего мы хорошо или дурно владеем (своими) страстями, например, гневом: если гневаемся бурно или вяло, то владеем дурно, если держимся середины, то хорошо. Точно так и со всеми остальными страстями.
Итак, ни добродетели, ни пороки не суть страсти, потому что за страсти нас не почитают ни добропорядочными, ни дурными, за добродетели же и пороки почитают, а также потому, что за страсти мы не заслуживаем ни похвалы, ни осуждения – не хвалят же за страх и не порицают за гнев вообще, но за какой-то определенный. А вот за добродетели и пороки мы достойны и похвалы, и осуждения.
Кроме того, гневаемся и страшимся мы не преднамеренно, а добродетели – это, напротив, своего рода сознательный выбор, или (во всяком случае) они его предполагают. «…» Добродетельными или порочными от природы мы не бываем. Раньше мы уже сказали об этом. Поскольку же добродетели – это не страсти и не способности, выходит, что это устои. «…» добродетель человека – это, пожалуй, такой склад души, при котором происходит становление добродетельного человека и при котором он хорошо выполняет свое дело. «…»
Итак, добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к ним, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя (видами) порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка. «…»
Однако не всякий поступок и не всякая страсть допускает середину, ибо у некоторых (страстей) в самом названии выражено дурное качество, например: злорадство, бесстыдство, злоба, а из поступков – блуд, воровство, человекоубийство. Все это и подобное этому считается дурным само по себе, а не за избыток или недостаток, а значит, в этом никогда нельзя поступать правильно, можно только совершать проступок; и «хорошо» или «не хорошо» невозможно в таких обстоятельствах.
(Бенедикт Спиноза. Этика // Избр. произв. М., 1957. Т. 1. С. 84–87.)
Контрольные вопросы
1. Как соотносятся понятия: «добродетель» и «страсть»? Нужно ли разделение? Какую роль оно играет?
2. Почему добродетель – это всегда сознательный выбор?
3. Кто сформулировал правило «золотой середины»? Как его интерпретирует автор текста?
Вариант 28
1. Вина и её роль в нравственном развитии личности.
2. Анализ текста «Аристотель о добродетелях»
«Чувство собственного достоинства – середина между своенравием и подхалимством. Оно проявляется при взаимном общении людей. Своенравный таков, что не способен ни общаться, ни разговаривать с кем–либо. Само имя, по-видимому, указывает на его характер: своенравный – это как бы нравящийся сам себе и довольный самим собой. А подхалим – это умеющий общаться со всеми, всячески, везде. Ни тот, ни другой не похвальны. Похвален тот, у кого есть чувство собственного достоинства; как средний между ними, он общается не с любым без разбора, а с достойными и не сторонится всех, но входит в общение с достойными же.
Скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью. Она проявляется в поступках и словах. Бесстыжий говорит и действует, как придется, при любых обстоятельствах, обращаясь ко всякому. Стеснительный, напротив, остерегается делать и говорить что бы то ни было перед кем бы то ни было (ведь человек, во всем стесняющийся, бездеятелен). Скромность и скромный – некая середина между ними: скромный не станет вслед за бесстыжим говорить все и по-всякому, но и не будет, подобно стеснительному, остерегаться всего и всегда, а будет говорить и делать там, где надо, что надо и когда надо.
(Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч.: В 4-х т. М., 1984. Т. 4. С. 322–323.)
Контрольные вопросы
1. Какие добродетели рассматриваются в тексте? Как формулируется правило «золотой середины»?
2. Действительно ли следование добродетелям должно быть связано с требованием «меры»?
Вариант 29
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 627;