Занятие 8. Этика и этикет
1. Что такое этикет и какова его связь с этикой?
2. Нравственные основания и принципы этикета.
3. Этикет: история и современность.
4. Некоторые нормы и правила современного этикета в вопросах и ответах.
5. Тест 2 «Культура общения и этикет».
Методические указания для выполнения домашней
Письменной работы
При дистанционном обучении студенты, ориентируясь на данное учебное пособие, самостоятельно изучают все темы дисциплины и, используя рекомендованную литературу, выполняют письменную работу(по одному из вариантов).
Индивидуальное задание (письменная работа) включает в себя два задания.
Первое задание – это реферативная работа. Второе задание – анализ текста.
Выбор варианта письменной работы осуществляется самостоятельно из прилагаемой тематики.
Методика анализа текста:
– сформулировать основную идею текста;
– выявить определение понятия (ий);
– дать собственную оценку представленной точки зрения с опорой на знание этического материала, факты общественной жизни, личный опыт. Осмысление прочитанных текстов – важное звено при выполнении письменной работы.
При обращении к тексту следует находить в нём ключевые понятия, а также положения, связанные общей идеей. Важно проникнуть в логику текста, понять замысел автора. Глубокое осмысление текста приводит к появлению вопросов, которые инициируют размышления студента. Это позволяет создавать такую ситуацию, при которой студент становится сотворцом автора текста. Это и является целью выполнения письменной работы.
Методика выполнения реферативного задания включает в себя следующие этапы: подбор литературы, составление плана, написание работы и её оформление.
При подборе литературы нужно обратиться к списку рекомендованной литературы, а также к предметному и алфавитному каталогам научной библиотеки либо ресурсам Интернета. Каждый источник нужно выписать со всеми выходными данными: фамилия автора, название работы, место и год издания, название издательства, количество страниц.
Осмысление выбранных текстов позволяет составить план работы. План начинается с введения. В нём студент обосновывает выбор темы, показывает её актуальность. Далее в плане выделяется один-два раздела, раскрывающие содержание темы. Последняя часть плана – заключение, в котором студент делает выводы.
Написание работы осуществляется в соответствии с планом. Студент последовательно излагает собственное понимание изученной литературы, подтверждает ту или иную позицию, выявляет вопросы, которые ещё не получили ответа.
Оформление письменной работы.Письменная работа должна быть выполнена на компьютере. Объём работы: рекомендуется примерно 1–1,5 печатных листа (до 25). Текст должен быть тщательно вычитан. В работе должны быть ссылки на авторов используемых источников. Завершает работу библиографический список. Ссылки и библиографический список должны соответствовать Госту.
Вариант 1
Этика буддизма.
2. Анализ текста «Августин о добре и зле»
«11. Так называемое зло, надлежащим образом упорядоченное и расположенное на своем месте, сильнее оттеняет добро для того, чтобы оно более привлекало внимание и, от сравнения со злом, приобретало бы большую ценность. Всемогущий Господь, которому, по признанию даже неверующих, принадлежит верховная над всем власть (Вергилий. Енеида, кн. 10), и который в высочайшей степени благ, никоим образом не позволил бы, чтобы в Его делах было хоть сколько-нибудь зла, если бы не был так всемогущ, чтобы и зло обратить в добро. Что же иное называется злом, как не недостаток добра? Как в телах живых существ болезни и раны вызывают только недостаток здоровья «...», так существуют и различные виды повреждения души, бывает лишение природного добра «…»
14. К противоположностям, называемым добром и злом, неприложимо то правило, что две противоположности вместе никогда не существуют. И эти две противоположности так существуют вместе, что если бы не было добра, в котором не было бы зла, то зла не могло бы быть совершенно, потому что порче не только негде было бы существовать, но и неоткуда было бы и возникнуть; подвергаться порче может лишь что-либо доброе, и порча есть не что иное, как устранение добра. Итак, зло произошло из добра, и иначе как в каком-нибудь добре не существует; и не было ничего другого, откуда могла бы возникнуть какая-либо природа зла «…»
15. Однако, когда мы говорим, что зло произошло из добра, пусть не подумает кто-либо, что это противоречит изречению Господа: «не может дерево доброе приносить плоды худые» (Мф. 7, 18). Нельзя, так говорит Истина, собирать виноград с терновника (Мф. 7, 18), потому что одно не может происходить от другого; но из хорошей земли, как мы видим, могут расти и виноградные лозы, и терновник. Точно также, хотя ... злая воля не может производить добрые дела, но из доброй природы человека может произойти как добрая воля, так и злая; и нет другого источника злой воли, кроме доброй природы ангела и человека.»
(Августин. Энхиридион Лаврентию, или О вере, надежде и любви (11–15). Киев: УЦИММ-Пресс; ИСА, 1996. С. 295–297.)
Контрольные вопросы
1. Как в религиозной этике определяют добро?
2. Почему Августин рассматривает добро и зло как противоположности? Ваше отношение к этой позиции?
3. Нет ли противоречия в высказывании: зло происходит из добра?
Вариант 2
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 784;