Лекция 4. Ценности античной этики греко-римского периода.
Гедонизм как этический принцип. Роль Эпикура в становлении гедонистической этики. Динамические и пассивные удовольствия, их роль в жизни человека. Атараксия, её роль в достижении правильной (добродетельной) жизни.
Этика стоиков. Служение общему благу как высшая добродетель. Прославление силы разума и безусловная покорность судьбе.
Этика киников. Аскетизм. Отвержение общества и плодов цивилизации. Роль свободы (свободы «от») в этике киников. Этика киников как антисоциальная доктрина. Этика киников как философия, «уводящая от невзгод».
Лекция 5. Ценности этики Нового времени.
Этика Спинозы. Попытка придать этике наукообразную форму. Детерминизм и рационализм в этике. Учение об аффектах и нравственных качествах.
Этическое учение И. Канта. Противоречие должного и сущего, долга и склонности. Учение о категорическом императиве, его гуманистический потенциал. Влияние этики канта на последующее развитие учения о морали.
И. Бентам и Д. С. Милль как родоначальники этики утилитаризма. Принцип пользы как универсальный этический принцип.
Лекция 6. Современная этика
Два направления современной этики: философия морали и прикладная этика.
Философия морали. Этика нигилизма. Этика справедливости.
«Открытые проблемы» прикладной этики. Профессиональная этика как разновидность прикладной.
Лекция 7. Категории этики как высшие моральные ценности
Нормативность высших моральных ценностей и идеалов, принципов и норм. Добро и зло как категории различения нравственного и безнравственного. Критерии добра и зла. Особенности и парадоксы добра и зла. Роль зла в активизации добра. Проблема борьбы добра со злом. Этика ненасилия.
Этический статус категории «справедливость». Справедливость как мера воздаяния, мера контроля, правомерность оценки.
Моральный долг как выражение нравственной необходимости. Императивная сторона долга. Долг и должное. Сознание чувства долга.
Лекция 8. Долг и совесть
Моральный долг как выражение нравственной необходимости. Императивная сторона долга. Долг и должное. Сознание чувства долга.
Совесть как самооценка. Органическая связь совести с чувством долга. Развитое чувство совести – условие и признак нравственного роста человеческой личности.
Достоинство в объективном и субъективном смыслах. Достоинство человека как самоуважение. Историческая эволюция содержания понятия «честь». Честь как проявление общественного признания достоинств личности.
Методические указания к семинарам
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 755;