Художник гораздо свободнее в своих исканиях, чем ученый (у художника несравнимо меньше ограничений).
Наука и искусство.
И где-то в работе бессрочной,
Что к легким успехам глуха,
С наукой смыкается точной
Точеная точность стиха…
В. Шефнер
7.1. Специфика искусства.
Эстетические чувства и переживания воспроизводят реальный или воображаемый мир прежде всего через категории прекрасного и безобразного, трагического и комического и т.п.
Искусство исходит не из познавательной задачи, а из ценностных установок и интересов.
Конечно, у искусства есть и познавательная функция. Однако, она не главная и имеет особый характер[1].
а) Искусствосубъективно (субъектно) воспроизводит мир и прежде всего человека («искусство – это я, наука – это мы»[2]).
Все эстетические образы и формы субъективны, личностно индивидуализированы.
Однако они так или иначе соотносятся с объективным миром.
Ученый стремится отразить, адекватно воспроизвести объективную реальность, а художник творит субъективную[3].
Только плохой художник изображает один и тот же объект всегда одинаково. Гете Матисс
Художественные творения прошлого тем нам и интересны, что в них наряду с другими выдающимися достоинствами запечатлен неповторимый внутренний мир их создателей.
Концепции разных ученых встраиваются в единую систему, утрачивая авторскую самобытность.
Художественные произведения и творения искусства сохраняют авторскую самобытность и могут быть не связаны друг с другом.
Художник гораздо свободнее в своих исканиях, чем ученый (у художника несравнимо меньше ограничений).
В то же время субъективное в искусстве не разъединяет людей, т. к. основано на сопереживании и соразмышлении.
Чужие горе и радость могут восприниматься в искусстве как свои.
б) Искусство воспроизводит особенное, «остраненное». Общественные ценности, идеи и нормы индивидуализируются «лица не общим выраженьем».
Художник как бы "выжимает" из реальности особенное.
Выготский: искусство относится к действительности как вино к винограду.
Художник как бы умножает факт на его художественное обобщение.
Что касается остранения, то …. "Мы странно встретились и странно разойдемся". Бунюэль. Феллини ("Амаркорт"). "Парад планет".
«Во всем данном бытии, в каждой частичке информации мира находим существенную черту его излома, его характер части, видим увечье его онтологической искаженности, в нас кричит его боль по ампутированному члену, его ностальгия по части, которой не хватает ему для совершенства, его божественное недовольство.
Прошло десять лет с тех пор, как я в Буэнос-Айресе определил это недовольство как любовь без любимого и как боль, что чувствует калека в ампутированной конечности. Это есть чувствование лишенности того, что не есть мы, признание себя несовершенными и однорукими» Ортега-и-Гассет[4]
в) Искусство типизирует (обобщает без рациональной абстракции). Оно воспроизводит типическое[5] (обобщаются типические неповторимости, причем это производится на чувственно-эмоциональном, а не на абстрактно-рациональном уровне).
Великий художник выходит на архетипические образы.
г) Искусство воспроизводит возможное (проживается то, что не случилось, но могло случиться). Искусство как бы восполняет мир не случившимися возможностями. Шекспир: «Театр принимает зрителя таким, каков он есть, а отпускает раскрывшим рот от изумления перед тем, чем мог бы он быть».
История не случившегося - великая история. Искусство позволяет пережить возможное, но не пережитое в реальной жизни.
Ковбой на "Отелло".
д) Искусство воспроизводит воображаемое. Ассоциативность художественного восприятия.
"В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка…" Уильям Блейк
См. также цитату из Чапека.
Падает количество знаемых сказок.
Функции искусства.
а) Эстетически-художественная функция.
Понять, что такое эстетическое, и трудно, и легко.
Трудно потому, что оно ускользает от строгих логических дефиниций.
А легко потому, что бывает – совершаешь мгновенный прыжок через пропасть обыденности (повседневности) и оказываешься в объятиях чуда – соприкасаешься с прекрасным. Порой по улице бредешь
«Горы без поэзии – простое нагромождение камней, солнце – небесное тело, излучающее тепловую энергию, пение птиц – призывы самок самцами, а трепетание сердца – всего лишь учащенное кровообращение» [6].
б) Познавательная функция (о ней уже говорилось раньше, как о сопутствующей восприятию художественного произведения).
Реалистическая художественная литература запечатлела богатейшую информацию о переживаниях и страстях, исканиях и мечтах самых разных людей и социальных групп. Конечно, в произведениях эта «правда жизни» эстетически преобразована в «художественную правду» и сама по себе не может быть научно достоверной истиной. Но она способна сыграть роль ассоциативной подсказки, метафорического намека, эмоционального резонатора.
Недаром К. Маркс первоначально постигал социально-экономическую сущность денег в буржуазном обществе по творениям И. В. Гёте и У. Шекспира[7].
В то же время подлинное произведение искусства не дает готовых решений. Оно приглашает к соразмышлению, к сопереживанию.
Искусство постигает окружающую жизнь, сострадая, сопереживая, соразмышляя…
Может быть, главное отличие художественного образа от образа научного (от научной идеи) в уникальности первого и универсальности второго.
Точнее говоря, художественный образ переводит универсальное в уникальное, а научный – уникальное в универсальное.
Когда неповторимую Джоконду начинают изображать на зажигалках и этикетках, она перестает быть художественным образом. Прелестная поэтическая фраза «Я помню чудное мгновенье…» вызывает только раздражение, если, став рекламным слоганом, преследует тебя на каждом шагу.
Итак, выделим некоторые своеобразные черты художественно-эстетического познания.
А) Искусство несет информацию как о привычном, реальном, рациональном, так и о необычном, иррациональном, остраненном.
Б) Искусство словно заново рождает объект, удивляя новизной его ранее незамеченных граней:
«Я смотрю по-детски изумленно,
Словно понял в этот час впервые,
Как прекрасен этот мир зеленый,
Эти краски, яркие, живые»
(Леопольд Стафф)
В) Резонируя с индивидуально-личностными ценностями и переживаниями реципиента, способствует его самопознанию.
Наука помогает искусству и эстетическому восприятию лучше разобраться в их проблемах. Ведь эстетика – это уже наука об эстетическом в жизни и в искусстве.
в) Коммуникативная функция.
В наше время эта функция приобретает особую важность.
С одной стороны, информационный мир становится все обширнее и насыщеннее.
А с другой – как это не парадоксально – многие люди страдают от одиночества.
Виною тому - отчуждение между людьми, которое резко возросло.
Острее стоит проблема некоммуникабельности.
Низкое массовое искусство в такой ситуации формирует безличные толпы фанатов.
Искусство высокое раскрывает все лучшее в человеке для него самого и для других людей.
Пришвин: послание Другому.
Песня (для певца), повесть (для писателя), картина (для художника), научное открытие (для ученого) – всё это послания от себя к кому-то другому – чаще всего не конкретному человеку, порою даже послание в будущее.
«Жди меня, и я вернусь»
г) Нравственно-воспитательная функция. «Сегодняшние книги – это завтрашние поступки» (Г. Манн).
Великое Воспитующее Искусство умеет учить, не поучая. Маяковский об идеях на сцене
Даже развлекая, оно увлекаетк чему-то более высокому.
д) Игровая функция.
«Вся жизнь – театр, все люди - актеры». Мы все играем в политические, экономические, любовные игры (любовь без игры многое теряет).
На игровых моделях люди и высшие животные обучаются поведению в определенных жизненно важных ситуациях.
«Превращение обычного действия в игровое (достигаемые цели достижимы, возникающие проблемы разрешимы - причем "здесь и теперь") называют "лудизацией"»[8].
«Театр вовлечения».
е) Празднично-развлекательная функция.
По словам Шиллера, жизнь – серьезна, а искусство – радостно.
В наши нередко однообразные будни искусство привносит элементы праздничности и интригу развлекательности. При этом развлечение вовсе не обязано быть бездумно поверхностным.
ж) Практические ориентации искусства(психотерапевтическая и др.).
Эти эстетические ориентации можно видеть в технике, архитектуре, дизайне, медицине и т.д. Недаром говорят «прекрасное здание», «прекрасный костюм», «прекрасная пластическая операция».
Понятие эстетического совершенства применимо и в науке.
Так можно оценить ту или иную концепцию.
Математики называют красивым доказательство, если оно неожиданное и простое.
Перейдем к психотерапевтической функции искусства.
Она приобретает особое значение тогда, когда общество или конкретный человек переживают болезненный кризис.
Почему именно в такое время?
А потому, что искусство способно погрузить человека в состояние, в котором он испытает катарсис.
О катарсисе говорил еще Аристотель, называя этим словом переживания зрителей в античном театре. Они словно выплескивали свои видимые или невидимые слезы, видимые или невидимые страдания, сопереживая героям античных спектаклей.
Одна из задач арт терапии - переводить патологию в норму.
Например, трансформировать комплекс неполноценности или комплекс превосходства в гуманистическое социальное чувство (каждый день, хотя бы мысленно, делать что-то приятное наибольшему числу людей).
Л. Толстой видел одну из важнейших задач искусства в том, чтобы помогать людям полюбить жизнь.
Этим как раз и занимается логотерапия.
Элюар: «Все люди рождены, чтоб …»
В мире абсурда можно делать, что угодно, не ища никаких оправданий.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 502;