Агесилай, Царь Спартанский
Агесилай, сын царя Архидама, из рода Проклидов, был гораздо моложе сводного своего брата царя Агиса, Когда этот последний умер в 397 году, он сделался царем Спарты, удалив от трона, с помощью Лисандра, племянника своего Леотихида. Уже тогда ему было более сорока лет и в продолжение еще почти сорока лет он носил царский титул. В этот длинный период времени он приобрел такое уважение и влияние, какими, конечно, не пользовался ни один спартанец в государстве, так что судьбы отечества зависели преимущественно от него. В отношении наружности природа была к нему мачехой. Он был мал ростом, непривлекателен лицом и хром на одну ногу. Несмотря на это, он с юных лет приучил себя к самым трудным телесным упражнениям и тем укрепил свое тело к перенесению всяких трудностей. Он во всех отношениях подчинил себя строгим правилам и образу жизни «обуздывающего» города и, когда еще не имел никаких видов на престол, научился повиноваться и подчинять себя старшим. Этот строго спартанский образ жизни, привычку к простой пищи и простой одежде сохранял он и будучи царем, при новых отношениях к окружающей его обстановке. Этими внешними приемами Агесилай производил на простого человека необыкновенно чарующее действие и приобрел любовь и удивление толпы; им обязан он был большей частью своего влияния. Притом же он был человек веселого характера, добродушный и приветливый; в отношениях своих к эфорам и герусии, с которыми его предшественники обыкновенно бывали во вражде, был он почтителен, миролюбив и уступчив. Во всем, что предпринимал, прежде всего, он спрашивал их мнение; когда они призывали его, он с поспешностью приходил на их зов. Восседая на царском троне, он вставал каждый раз при появлении эфоров и всякому, вновь поступающему в герусию, посылал мантию и вола, в виде почетного подарка. Такой мудрой предупредительностью он увеличил собственное свое влияние и проводил везде свою собственную волю. И это, прежде всего, имел он в виду; потому что, не показывая того наружно, он обладал в высшей степени честолюбием и себялюбием. Хотя современники удивлялись ему, а некоторые писатели, как, например, друг его историк Ксенофонт из Афин, представляли его образцом великого, добродетельного царя, однако, по своей природе, он не был лучше Лисандра и многих других спартанцев своего времени. Он показывал себя справедливым и кротким там, где это было полезно ему и государству и согласовалось с собственной его волей; но если противоположное поведение в известных обстоятельствах обещало более выгод или если было оскорблено его самолюбие, сердце его не было слишком боязливо и совесть — особенно строгой.
Через год после своего воцарения Агесилай отправился в Азию с шестью тысячами пелопоннесцев, тридцатью спартанцами и двумя тысячами вновь принятых граждан, чтобы продолжать войну с персами. После неудачного похода Кира младшего, поддерживаемого Спартою, против брата его Артаксеркса, которого он хотел свергнуть с престола, а между тем сам погиб при Кунаксе, Тиссаферн, более всех способствовавший его гибели * и получивший за свою услугу его владения, напал на ионийских греков, чтобы наказать их за помощь, поданную ими Киру. Они обратились к Спарте с просьбой о защите; и так как посланные сначала для этой цели полководцы Фимброн и Деркиллид воевали без особенного успеха, то Агесилай склонил эфоров к тому, чтобы продолжение войны было поручено ему. Под начальством его сражался и Ксенофонт с остатком нанятого Киром греческого войска, которое он спас после битвы при Кунаксе посредством славного в истории отступления, им самим описанного. Агесилай в первый год войны опустошил Фригию и стяжал богатую добычу; во второй год напал он в Лидии на неприятельскую конницу при Пактоле и разбил ее наголову. Этот подвиг имел для Агесилая желанные следствия, которые, однако, вскоре обратились во вред спартанцам. Так как вину поражения приписывали Тиссаферну, то этим воспользовалась царица-мать, Паризата, чтобы низвергнуть ненавистного ей человека, который приготовил погибель любимому сыну ее Киру. Царь послал Тифравст чтобы отрубить голову Тиссаферну и занять его место. Спартанцы поручили Агесилаю главное начальство над сухопутным войском и флотом, а он сделал шурина своего Пизандра начальником флота. Но Пизандр потерял сражение и жизнь при Книде и с тех пор владычество Спарты на море было уничтожено. Тот же Тифравст, с помощью золота, посланного в Грецию, возбудил Коринфскую войну и тем положил предел приобретениям Агесилая в Азии.
Тифравст тотчас по своем прибытии заключил с Агесилаем перемирие и, заплатив ему тридцать талантов, побудил его к разбойническому походу в землю сатрапа Фарнабаза, причем Агесилай проник с оружием до самой Пафлагонии. Посещенный несчастьем Фарнабаз хотел попытать удачи в переговорах и просил у Агесилая свидания. Агесилай с друзьями своими первый прибыл на условленное место и лег в траву под тенью. Когда пришел Фарнабаз и увидел лежащего на траве царя, он не захотел воссесть на приготовленные ему служителями богатые меха и пестрые ковры и поместился также на граве, хотя на нем было платье из тончайшей ткани нежного цвета. В последовавшей затем между ними беседе Фарнабаз подал надежду на то, что он отложится от персидского царя и Агесилай обещал ему за это вывести войско из земли его и в этом случае доставить ему сильную защиту против царя, со стороны Спарты. Когда Фарнабаз удалился с своими друзьями, сын его, оставшись еще с Агесилаем, подошел к нему и, улыбаясь, сказал: «Я предлагаю тебе приязнь и гостеприимство, Агесилай». С этими словами передал он ему свое красивое копье. Агесилай принял его с удовольствием и подарил юноше богатую конскую сбрую, снятую им с лошади одного из своих приближенных. Удалившись из земли Фарнабаза, Агесилай делал большие приготовления к дальнейшим предприятиям, но внезапно получил от спартанских властей повеление возвратиться в Грецию, где золото Тифравста между тем воспламенило ненависть к спартанцам и довело до войны.
Агесилай предавался уже надежде ниспровергнуть все персидское царство, и Плутарх в своем жизнеописании этого мужа сожалеет, что раздоры между греками принудили его отказаться от великого предприятия и предоставить его царю варваров Александру Македонскому. Но едва ли вероятно, чтобы разрушение персидского царства удалось Агесилаю и малодушным спартанцам.
Из всех подвигов, совершенных Агесилаем, обратный поход его из Азии был самым великим и славным делом и вместе с тем прекрасным примером верности долгу и повиновения властям. Получив это повеление, он немедленно переправился через Геллеспонт со своими азиатскими войсками и, не заботясь о встречаемых препятствиях, направился бодро и решительно усиленными переходами через Фракию, Македонию, враждебную Фессалию до самой Виотии, назначенной театром военных действий. Война, после сражения при Алиарте, была перенесена в северный Пелопоннес, в окрестности Коринфа. Оттуда неприятели послали часть своего войска, подкрепленного новыми отрядами, против Агесилая, чтобы защитить угрожаемую Виотию. Лучше сделали бы они, если бы ранее пошли в союзную с ними Фессалию или заняли бы Фермопилы. При Херонее Агесилай получил печальное известие о битве при Книде, но чтобы не отнять мужества у своих войск, он распустил слух о победе, одержанной флотом, увенчал себя лавровым венком, принес благодарственную жертву за получение, будто бы, хороших известий и послал своим друзьям части принесенного в жертву животного. На равнине коронейской встретились неприятели. После непродолжительной битвы Агесилай обратил и бегство противоставших ему на правом крыле Аргивян; таким же образом и в то же время фиванцы отбросили орхоменийцев на левом крыле спартанцев. Тогда оба победоносных крыла обратились одно против другого и между ними произошла жаркая схватка, в которой Агесилай был тяжело ранен. Так как ему не удалось отбросить фиванцев, то он внезапно приказал боевым рядам своим расступиться и пропустить неприятеля, причем напал на него с двух сторон и нанес ему много вреда. Однако же фиванцы не обратились в бегство, но отступили в порядке к Геликону, куда бежали и аргивяне. Но так как они на другой день просили о выдаче им убитых, то этим самым признали себя побежденными (394). Затем раненый Агесилай велел перевезти себя в Дельфы, где в это время праздновались Пифийские игры, и посвятил божеству десятую часть своей азиатской военной добычи, оцененной не менее как в 100 талантов.
Кроме этой добычи, Агесилай привел в свой отечественный город превосходно дисциплинированное и привычное к войне войско. Он участвовал еще и в следующем году в Коринфской войне, которая, впрочем, вообще велась медленно и не привела ни к каким замечательным результатам, а по заключении Анталкидова мира была совершенно прекращена (387). Агесилай после возвращения своего из Азии был наиболее уважаемым и влиятельным человеком в Спарте, но в своей внешней жизни вполне сохранил прежнюю простоту своего обычая и прежнюю скромность. Таким образом, он остался идолом и любимцем народа; даже тайных своих противников умел он привлечь на свою сторону любезным обхождением и услужливостью. Вследствие этого воля его всегда исполнялась, но и всегда ко благу Спарты и Греции.
Когда внутреннее спокойствие Греции, казалось, было упрочено Анталкидовым миром и даже между спартанцами было немало людей, желавших верного и честного его исполнения, Агесилай сумел так направить дурные наклонности своего народа, что спартанцы решились воспользоваться выгодами мира к увеличению своего могущества и старались вооруженной рукой везде ослаблять противодействующие им государства. Так, по совету его, мантинейцы принуждены были разрушить свои стены и поселиться в четырех открытых местах (385). Он сам целые 20 месяцев осаждал Флиунт, находившийся во вражде со Спартой, потому что жители этого города не хотели уступить ему свой акрополь, и когда наконец они просили его дать надежный конвой их посольству, которое должно было изъявить Спарте покорность, он так был ожесточен тем, что они обошли его, что приказал строго сторожить все выходы из города и принудил спартанцев предоставить на волю его судьбу города. Тогда он назначил над городом строжайший суд, который должен был определить, кто в городе должен остаться в живых и кто умереть (373). Город Олинф в Халкидике, соединивший в союз с собой многие находившиеся вокруг него греческие государства и везде вводивший демократию, был принужден многолетней войной (от 383 до 379) разрушить свой союз и присоединиться к спартанскому союзу. Когда спартанский полководец Фивид, в 383 году, пошел с войском к Олинфу через Виотию, аристократическая партия в Фивах, во главе которой стоял Леонтиад, убедила его занять Кадмею, цитадель города, умертвить главу демократической партии, Исмения, и восстановить господство аристократии. Агесилай прежде всегда утверждал, что справедливости принадлежит первое место в числе добродетелей; что храбрость бесполезна, если она не соединяется со справедливостью; что если бы все были справедливы, не было бы никакой нужды в храбрости. Теперь же объявил он себя защитником несправедливости и измены Фивида и без стыда высказывал, что каждое действие следует ценить по степени принесенной им выгоды; что в делах, могущих принести выгоду Спарте, можно действовать, не испрашивая на то повеления высших властей. Поэтому-то Агесилай навел на себя подозрение в том, что он именно и побудил Фивида к его насильственным действиям. Таким несправедливым самоуправством в делах Греции на некоторое время необыкновенно возвысилась сила Спарты, но вместе с тем накоплялись и причины к ее падению, потому что этот надменный, властолюбивый город навлек на себя общую ненависть и презрение греческих государств и вызвал, наконец, фиванско-спартанскую войну (378–362), которая довела Спарту до края гибели и навсегда уничтожила преобладание ее в Греции.
Когда в 379 году демократические перебежчики, под предводительством Пелопида, низвергнули в Фивах господство аристократии и заставили спартанцев очистить занятую ими Кадмею, Спарта, послушная влиянию Агесилая, решилась наказать непокорные Фивы и восстановить в них свою власть. Так возникла фиванско-спартанская война, в первые годы которой цари Клеомврот и Агесилай несколько раз нападали на фиванскую область, но без большого успеха; когда же они решились продолжать войну на море, особенно против союзных с Фивами Афин, то спартанское оружие потерпело значительные неудачи. Все партии желали мира, особенно недовольные войной союзники Спарты, а потому в 371 году послы разных государств собрались в Спарту на совещание. Между фиванскими послами находился Эпаминонд, который до того времени не имел еще случая показать свои воинские способности. Между тем как многие другие восхваляли Агесилая и преклонялись пред ним, он один сохранял свое достоинство и держал свободную речь. Он показал в своей речи, что война служит только к тому, чтоб возвеличить Спарту насчет других, и требовал заключения мира на основаниях полной равноправности. Агесилай, увидев, что греки с удовольствием слушают речи Эпаминонда, спросил его, считает ли он справедливым и нужным чтобы Виотия была независима, ибо в последние годы Фивы опять приобрели над ней преобладание. В ответ на это Эпаминонд спросил его, считает ли он справедливым, чтобы Лакония была независима. Тогда Агесилай, бывший злейшим врагом Фив, в гневе вскочил со своего места и потребовал от него положительного объяснения, хочет ли он признать независимость Виотии, и когда Эпаминонд отвечал, что ожидает от него подобного же объяснения относительно Лаконии, он был раздражен в высшей степени, вычеркнул имя фиванцев из союзного договора и объявил им войну. Прочие государства заключили мир; война между спартанцами и Фивами продолжалась.
Агесилай думал, что Спарта скоро справится с лишенными союзников Фивами. Но на двадцатый день после мирных переговоров в Спарте Эпаминонд разбил наголову вторгнувшееся в Виотию спартанское войско при Левктрах (в июле 371). Царь Клеомврот пал с тысячью лакедемонян, между которыми было 400 спартанцев. Такого поражения никогда еще не претерпевала Спарта; но в беде она показала себя более великой, чем в счастье, и с достоинством вынесла страшное свое поражение. В городе справляли праздник Гимнопедий. Когда пришла весть о бедствии при Левктрах, эфоры не прекратили праздника с его плясками, хорами и состязаниями в борьбе и послали вестника из дома в дом, чтобы передать родным имена погибших в сражении. В следующий день, утром, отцы и родственники павших пришли на площадь и приветствовали друг друга с веселыми лицами, полные гордости и радости, между тем как родственники спасенных оставались дома как будто после несчастного случая. Женщины, дождавшиеся возвращения сыновей своих, были печальны и молчаливы; те, напротив, чьи сыновья пали в битве, пошли во храм и посещали друг друга, довольные и гордые выпавшею на долю их честью.
Несмотря на это, против Агесилая, затеявшего войну, возникло вскоре сильное неудовольствие между гражданами, так как союзники отступились от Спарты и следовало ожидать нападения Эпаминонда на Пелопоннес. Распространились повсюду страх и малодушие; многим вспомнилось изречение оракула, произнесенное во время спора за престол между Агесилаем и Леотихидом, что хромой царь приведет Спарту к погибели. Но благодаря уважению, которым всегда пользовался Агесилай, великим его качествам и славе, он сохранил свое царское достоинство; граждане предоставили ему по-прежнему ведение войны и даже право суда над уклоняющимися от сражения, так называемыми тресантами. По закону, на этих тресантов налагались самые постыдные наказания. Они лишались права исполнять какие бы то ни было должности, никто не брал дочерей их в замужество, не выдавал за них дочерей своих; при встрече всякий имел право оскорблять их; они должны были смиренно ходить в мантии, сшитой из разноцветных лоскутьев, стричь половину бороды, а другую половину отпускать. Но на этот раз, кроме того что войско при Левктрах сражалось с замечательной храбростью, тресантов оказалось так много и в числе, их было столько всеми уважаемых людей, что к ним не хотели применять всей строгости закона и тем уменьшать и без того уже ограниченное число граждан. При такой строгости можно было даже опасаться восстания. Вследствие этого эфоры предоставили Агесилаю полномочия поставить относительно тресантов новое определение. Он почел опасным отменять древний закон и потому предложил собравшемуся народу приостановить на тот день действие закона, с тем, что по истечении дня он возымеет вновь и навсегда всю свою силу. Таким образом, он сохранил законы города и избавил многих людей от лишения гражданских прав и чести.
Следствия битвы при Левктрах были ужасны для спартанцев; они получили теперь воздаяния за все преступные действия, от которых столько лет страдала вся Греция. Прежние союзники в Пелопоннесе большей частью отложились от них, а Эпаминонд в конце 370 года проник в Пелопоннес со значительным войском. По присоединении к нему новых пелопоннесских союзников он имел в своем распоряжении войско в 50–70 тысяч человек. Союзники вторгнулись в Лаконию четырьмя отрядами и соединились при Селлазии. Оттуда пошли они, не встречая нигде сопротивления, вниз по Евроту, по левому берегу его, к Спарте. Когда спартанские женщины увидели дым от неприятельских огней, они подняли ужасный крик, старцы пришли в смятение, вопили и плакали, негодуя за стыд, нанесенный городу, а юноши потребовали, чтоб их немедленно вели против неприятеля. В эти дни Агесилай должен был испытать тяжкие страдания в глубине души своей. Город, который при начале его правления был таким грозным и могущественным, видел теперь неприятеля перед своими воротами. Агесилай говорил, бывало, с похвальбой, что лаконская женщина никогда не видывала неприятельского дыма; теперь фиванцы стояли на берегу Еврота, грозили ему хвастливыми речами и вызывали его на бой, произнося его имя. Но он сдерживал ропщущих своих воинов в городе, подобно тому, как Перикл сдерживал когда-то афинян, и не разрешал им последней отчаянной битвы с превосходными силами. Наконец, союзники перешли ниже Спарты, при Амиклее, через Еврот, разлившийся в зимнее время, на ту сторону его, где лежала Спарта. Когда Эпаминонд показался во главе своей фаланги, некоторые указали его Агесилаю. Долго глядел он на него и преследовал его взглядами, но сказал только: «Какой, предприимчивый человек!» На третий или на четвертый день после перехода через реку Эпаминонд пошел на приступ, и уже всадники его проникли до ипподрома Гэаха, когда спартанская конница сделала вылазку и оттеснила их. Но и тут Агесилай не вышел на решительный бой вне города.
К внешней беде присоединились еще и внутренние опасности. Двести граждан, отъявленных негодяев, заняли Иссорион, один из главнейших для города пунктов защиты, с тайным намерением изменнически передать его неприятелю. Лакедемоняне хотели немедленно идти на них с оружием, но Агесилай, который боялся с их стороны явного восстания, удержал порыв спартанцев, пошел к изменникам безоружный, в сопровождении одного только служителя, и сказал им, что они не так поняли его приказание, что он велел им находиться вовсе не на этом, а на других местах. Изменники рады были, что их тайный умысел остался неразгаданным и тотчас отправились на другие места, указанные им Агесилаем. Тогда он занял Иссорион другими войсками, велел арестовать пятьдесят человек изменников и казнить их в следующую ночь. Еще опаснее был заговор спартанских граждан, имевших целью ниспровержение всего государственного устройства Спарты. Агесилай после совещания с эфорами велел казнить их без суда и следствия. Целые толпы перииков и илотов, из которых уже и прежде многие передались неприятелю, перебежали ночью в неприятельский лагерь. Чтобы воины вследствие этого не упали духом, Агесилай велел своим слугам рано утром пробраться в лагерь, чтобы убрать и спрятать оружие перебежчиков.
Так как Эпаминонд не мог выманить спартанцев из юрода, а проникнуть в город считал слишком опасным, то он отступил от Спарты и, оставив долину Еврота, пошел с войском в Мессинию, отторгнул ее от Спарты и обезопасил ее вновь возведенной крепостью Мессиной. Все согласно признают, говорит Плутарх, что заслуга спасения Спарты принадлежит Агесилаю, который победил в этом случае самого себя — свои врожденные страсти, зависть, честолюбие — и во всем действовал с замечательной осторожностью и мудростью. При всем том после падения государства он не мог уже снова воссоздать его силу и славу. Кроме Мессины, в отпавшей от спартанского союза Аркадии выстроен был, по настоянию Эпаминонда, город Мегалополь с крепостью, так что теперь Спарта отрезана была от всякой возможности расширяться в Пелопоннесе линией из четырех крепостей: Мессиной, Мегалополем, Тегеей и Аргосом.
Эпаминонд совершил еще три похода в Пелопоннес, чтобы укрепить самостоятельность своих союзников против Спарты и уничтожить ее сторонников. Последний поход был в 362 году, по поводу раздоров между аркадцами. Престарелый Агесилай стал еще раз во главе своего войска и пошел в Аркадию против смертельного врага своего. Эпаминонд, услышав, что Агесилай оставил Лаконику, чтобы соединиться с расположенными вблизи от Мантинеи союзниками, направился прямо на Спарту, не приготовленную к отражению нападения. Но Агесилай вовремя узнал о его намерении; он уведомил о том оставшегося в Спарте сына своего Архидана и поспешил со своим войском вслед за Эпаминондом, вследствие чего этот последний был принужден, после безуспешного нападения на Спарту, возвратиться в Аркадию. Здесь, 4 июля 362 года, при Мантинеи, произошло между Эпаминондом и Агесилаем кровопролитное сражение. Фиванцы поплатились за свою победу смертью великого своего полководца. С обеих сторон истощение сил было так велико, что после этого сражения враждебные действия были прекращены и воюющие государства заключили мир, к которому, однако же, не приступила Спарта, потому что непреклонный Агесилай не хотел признать независимость Мессинии. Но Спарта была слишком слаба, чтобы поддержать свои требования оружием.
При таких обстоятельствах Агесилай рад был найти себе занятие за пределами Греции. Египет в последние годы Пелопоннесской войны отторгнулся от Персии и основал у себя отдельное царство; в это время повелевал там царь Тахос, который предпринял войну против персов, чтобы овладеть берегами Сирии и Финикии; для командования флотом пригласил он афинянина Хабрия, для сухопутных сил своих желал иметь спартанского полководца, Восьмидесятилетний Агесилай, полный горести и тревоги о судьбах своей родины, как будто в порыве отчаяния, принял недостойное своего сана и всей геройской жизни своей решение вступить в службу к иноземному царю. Он надеялся этой службой доставить своему потрясенному войной отечеству средство подняться на прежнюю высоту и вновь завоевать Мессинию. С тысячью гоплитов, которых он завербовал с помощью египетских денег, отправился он в путь, вероятно, весной 361 года; его провожали тридцать спартанских советников. Когда он пристал к египетскому берегу, там собралось много народу, чтобы посмотреть на знаменитого царя и героя. Но когда любопытные не заметили в нем ни блеска, ни пышности, а увидели только старого, маленького и невзрачного человека, в старой, из грубой ткани мантии, который, с сопровождавшими его, без всяких приготовлений, бросился на траву, они стали смеяться и шутить над ним, а какой-то остряк напомнил о басне про гору, родившую мышь. Это раздосадовало старика и он сказал: «Погодите, мышь явится еще львом перед вами». Народ не мог также понять, почему из присланных ему Тахосом подарков он принял только муку, тельцов и гусей, а лакомства, пироги и благовонные масла велел отдать илотам. Агесилай ожидал, что царь предоставит ему командование над всеми своими войсками; но так как под власть его отдано было только наемное войско, то он почувствовал себя обиженным и отомстил царю изменой. Когда молодой родственник царя, по имени Нектанаб, вздумал объявить себя властелином, он пристал к его стороне и помог ему низвергнуть Тахоса. Потом он способствовал Нектанабу победить нового претендента на царство, утвердил его трон и с честью, обремененный подарками, получив за свою услугу, сверх того, 230 талантов, отплыл в свое отечество, которое опять начали тревожить аркадцы. Так как была зима, то он принужден был зайти в так называемую гавань Менелая, пустынное место на ливийском берегу. Здесь заболел он внезапно и умер на 82-м году своей жизни, в начале 360 года. Тело его было облито воском и в таком виде перевезено в Спарту, где и предано земле с обычными торжественными обрядами. Ему наследовал сын его, Архидам III.
Пелопид Фиванский
Пелопид, сын Иппокла, бывший вместе с Эпаминондом разрушителем преобладания Спарты, основателем и опорой гегемонии фиванской, происходил от всеми уважаемого рода, но, несмотря на свое богатство, увеличенное еще вследствие выгодного брака, жил просто и умеренно. Великодушно делился он своими излишками с неимущими и друзьями и тратил свое время не на сохранение и увеличение своего имущества, а на службу государству, так что богатство его принимало все меньшие и меньшие размеры. Когда друзья порицали его за это и заметили ему, что он выпускает из рук необходимые средства к жизни, он указал на слепого калеку и сказал: «Вот для этого человека деньги — необходимое средство к жизни». Высотой и благородством духа он равнялся с другом своим Эпамнондом, с которым до самой смерти сохранил близкую связь. Чуждые зависти, честолюбия и желания господствовать над другими, два великие друга заботились только о полезном служении отечеству. Хотя Пелопид — характер пылкий и необузданный — уступал своему другу в самообладании и в нравственном развитии, но был одинаковых с ним чистоты сердца и твердости правил. Эпаминонд предавался наукам и философским созерцаниям; Пелопид искал деятельности в практической жизни; один находил более удовольствия в философских беседах, другой — в телесных упражнениях в палестре или на охоте. Дружбу свою заключили они на поле сражения. В битве при Мантинее, в 385 году, где оба сражались рядом, среди присланного спартанцам вспомогательного фиванского войска, Пелопид пал на землю во время горячей схватки с аркадцами, получив семь ран в грудь. Эпаминонд заслонил его собой, решась до последнего дыхания жизни защищать против превосходного числа неприятелей тело и оружие павшего. Уже был он ранен копьем в грудь и в руку ударом меча и едва мог стоять на ногах, когда спартанский царь Агезиполис подоспел вовремя на помощь теснимым фиванцам.
Когда летом 383 года спартанец Фивид завладел посредством измены Кадмеей и учредил в Фивах олигархическое правление, Пелопид бежал из города с 400 демократами и нашел с ними убежище в Афинах, так же как во времена 30 тиранов бежавшие из Афин демократы нашли приют в Фивах. Фиванские олигархи через герольдов объявили своих перебежчиков изгнанными из отечества и так как афиняне, несмотря на запрещение Спарты, приняли их под свое покровительство, то подослали к ним тайных убийц, чтобы извести тех из них, которые были опаснее и деятельнее. Андроклид, считавшийся главой демократов, пал под их ударами. Тогда Пелопид, хотя был одним из младших, стал во главе бежавших из Фив и своим пылким красноречием и решительностью побудил их сделать попытку возвращения в отечественный город, чтобы спасти его от владычества тиранов. Они могли рассчитывать на помощь и содействие фиванских друзей своих, между которыми Горгид сообщал им все, что делалось в Фивах, а Харон и Филлид так умели вкрасться в доверенность властей, что те считали их своими приверженцами и имели полное к ним доверие. Филлид исправлял даже должность секретаря у полемархов, бывших во главе управления, и был послан ими с поручением в Афины. Здесь-то условился он со своими друзьями о том, как им вернуться в отечество.
В назначенный день в конце 379 года изгнанники собрались в Фриазийской равнине, на границе Виотии. Здесь большинство их осталось под начальством Ференика, а двенадцать из младших, в том числе Пелонид, Меллон, Дамоклид, Феопомп, люди из первых домов фиванских, пошли вперед с целью проникнуть в город и умертвить тиранов. В коротких плащах, снабженные различными принадлежностями охоты, с собаками, прошли они через Киферон, дабы встречные не возымели на них подозрения, а подумали, что они охотятся. Вблизи Фив они разделились и, переодевшись простолюдинами, прошли поодиночке в город различными воротами, чтобы соединиться в доме Харона, которого они известили о своем прибытии. Хотя было еще светло, однако никто не заметил и не узнал их, и, тем более что по случаю ветра и снежной вьюги большая часть жителей рано укрылась в домах своих. Главные из олигархов, полемархи Архий и Филипп были в этот день приглашены со своими товарищами на пир в дом Филлида и здесь они должны были пасть под ударами заговорщиков.
Уже наступила ночь, когда 48 заговорщиков один за другим собрались в доме Харона, готовые начать свое отважное дело. Вдруг послышался сильный стук в двери; то были два служителя Архия, сообщившие Харону приказание немедленно явиться к Архию, в дом Филлида. Все думали, что тайна их предприятия открыта, и находились в большом страхе, но Харон неустрашимо отправился в дом Филлида, где нашел Архия и друзей его уже в нетрезвом состоянии. К тиранам дошел уже неопределенный слух о событиях этого дня; потому-то Архий и велел позвать к себе Харона, чтобы расспросить его обо всем и поручить ему сделать надлежащие розыски. Харон и Филлид умели успокоить полемархов, которые опять начали пировать и предались необузданной радости, когда Филлид уверил их, что скоро явятся перед ними обещанные им танцовщицы. Едва только Харон удалился, как Архию подали письмо, полученное из Афин, с приглашением прочесть его немедленно, потому что в нем заключалось весьма важное известие. Но уже Архий был в совершенно бесчувственном состоянии; он сказал, смеясь: «Важные дела до завтра», — и спрятал нераспечатанное письмо под ковер, на котором лежал, чтобы продолжать веселый разговор с Филлидом. Письмо было от иерофанта* Архия из Афин, у которого фиванский Архий когда-то гостил в доме, и заключало в себе все подробности заговора.
* Иерофантом называли главного жреца при Елевзинских таинствах.
Когда заговорщики в доме Харона решили, что настало время для исполнения их предприятия, они, ободренные известиями Харона, разделились на два отряда. Одни, под предводительством Пелопида и Дамоклида, отправились к дому Леонтиада, не приглашенного Филлидом, того самого, который побудил Фивида к занятию войсками Кадмеи; другие, во главе которых были Харон и Меллон, одетые сверх панциря в женские платья, с венками из оливковых и сосновых ветвей на головах, чтобы прикрыть свои лица, отправились к дому Филлида. Когда они показались в дверях залы, их приняли с рукоплесканиями и с громкой радостью, потому что сочли за обещанных танцовщиц. Но мнимые женщины, осмотревшись в зале и выбрав себе по одному из гостей, обнажили мечи и бросились через столы на Архия и Филиппа. Отягощенные вином тираны и все те, которые пытались защитить их, были без труда умерщвлены; те же, напротив, которые последовали совету Филлида и не сопротивлялись, были пощажены заговорщиками.
В более затруднительном положении были Пелопид и его спутники; они напали на трезвого, сильного человека — Леонтиада. Так как он уже лег спать, то они нашли дом его запертым и должны были долго стучаться, пока их услышали. Едва отворил им служитель, как все они ворвались в дом и поспешили в спальню хозяина. Леонтиад, услышав шум, соскочил с ложа своего и стал у двери с обнаженным мечом, но на беду забыл задуть свет. Первого вошедшего к нему в комнату — Кефисодора — он поразил мечом, потом схватился с Пелопидом. Оба были люди сильные и долго боролись отчаянно, затрудняемые еще лежавшим у ног Кефисодором. Наконец Пелопид низверг на землю своего противника и заколол его, перегнувшись через едва дышащего Кефисодора, который, радуясь гибели врага, протянул еще руку победителю и потом спокойно умер. Затем заговорщики поспешили к дому жившего вблизи олигарха Ипата, который пытался убежать через крышу, но был пойман и также умерщвлен.
Совершив все это, заговорщики опять собрались и вместе отправились в темницы, где томились заключенные тиранами друзья их, освободили их и послали всадников к оставшимся на афинской границе изгнанникам, чтобы призвать их в город. В то же время велели они при звуке труб возвестить городу, что тираны умерщвлены и, что граждане должны готовиться к защите новой, дарованной им свободы. Еще в ту же ночь нахлынула в взволнованный город целая толпа граждан, которых снабжали оружием из взломанных лавок оружейников, из храмов и священных мест, между тем как другие, чувствовавшие себя не в безопасности, бежали в цитадель, к спартанцам. Эпаминонд и Горгид также показались со своими благоустроенными отрядами, которых они уже прежде под глазами тиранов и с их позволения собрали для воинских упражнений. Эпаминонд, хотя брат и лучшие друзья его находились в числе заговорщиков, с твердостью отказался принимать участие в умерщвлении олигархов, потому что, по его понятиям, было несправедливо убивать гражданина, не выслушав его оправданий. Он знал, что при революционных смятениях часто приобретают власть люди, руководимые злыми и пылкими страстями, и следствием этого бывает бесконечное кровопролитие. Но теперь, когда тираны были уже низвергнуты, выступил он вперед как мужественный защитник свободы и, неповинный в пролитой крови, свободный от всякой страсти, старался водворить в городе спокойствие и согласие.
С наступлением утра прибыла от афинских грани вооруженная толпа изгнанников, собрались фиванские гоплиты и всадники и созван был весь народ. Пелопид друзья его, окруженные жрецами, возбуждавшими граждан к войне за свободу и богов, введены были в собрание Эпаминондом и Горгидом. При виде их встал весь народ, чтобы принять их с рукоплесканиями и радостными криками, как благодетелей и спасителей города. В этом первом народном собрании Пелопид, Меллон и Харон немедленно избраны были в виотархи, как стяжавшие наиболее чести в деле освобождения отечества. Выбрали виотархов, а не полемархов, дабы возобновлением этой должности показать, что Фивы, освобожденные от владычества олигархов, снова приобретают прежнее право господства над Виотией.
Пелопид немедленно начал осаду и штурм крепости, где держался еще спартанский гарнизон. Все меры были приняты, чтобы овладеть ею прежде, чем могло прийти из Спарты вспомогательное войско. Отовсюду стекались из виотийских городов друзья демократии на помощь фиванцам. Из Афин прибыли два стратига, бывшие заодно с заговорщиками, и привели с собой многих волонтеров. Так как для долговременной осады гарнизон крепости не был снабжен достаточными средствами продовольствия, то начальники крепости прислали виотархам предложение о капитуляции. Они заключили перемирие и получили позволение удалиться со своим оружием. При Мегаре встретились они с царем Клеомвротом, который шел на Фивы с сильным войском. В Спарте их присудили к смерти.
Во время последовавшей затем фиванско-спартанской войны Пелопид и Горгид хитростью привлекли афинскую республику на сторону Фив, побудив спартанца Сфодрия, легкомысленного и честолюбивого человека, бывшего армостом в Феспиях, предпринять безрассудный поход против Пирея, чтобы среди мира отнять его у афинян. Предприятие не удалось; но так как Сфодрий, защищаемый Агесилаем, не был наказан в Спарте, но афиняне взялись за оружие и заключили союз с фиванцами. Пелопид со времени освобождения Фив пользовался полным доверием граждан и, до самой своей смерти, почти каждый год избираем был в виотархи, или в предводители так называемого священного отряда. Этот отряд был первоначально собран и устроен Горгидом и состоял из благородных юношей, которые были все вместе связаны друг с другом тесной дружбой и любовью. Впервые годы войны постоянно деятельный Пелопид более всех других парализировал повторявшиеся нападения спартанцев на фиванскую область, посредством беспрерывных походов и незначительных стычек; он учил в школе войны фиванское юношество мужеству и стойкости и приготовлял его к большим сражениям. Первый замечательный военный подвиг его был совершен в 476 году. В то время предпринял он поход против Орхомена, в надежде найти этот город оставленным защитниками его, так как до него дошла весть, что тамошний спартанский гарнизон намеревался произвести набег на Локриду. Но найдя город занятым другим войском, он, ничего не сделав, возвратился домой через Тегиру. Перед этим городом встретил он возвращавшихся из Локриды спартанцев. Он имел при себе только священный отряд, состоявший из 300 гоплитов и нескольких всадников; сила неприятеля состояла из 1000, а по другим данным из 1800 человек. «Мы наткнулись на врага», — сказал Пелопиду один из испуганных воинов, увидев две спартанские моры* (полка), выходящие из Тегирского ущелья. «Отчего же не враг на нас?» — сказал Пелопид, и тотчас послал своих всадников против неприятеля, а между тем построил своих гоплитов в густую массу для нападения.
*Спартанская мора заключала в себе от 500 до 900 человек.
Произошло кровопролитное сражение; наконец спартанцы разомкнули ряды свои, чтобы пропустить неприятеля и потом с обеих сторон напасть на него. Но Пелопид не дал себя обмануть; напротив, он напал на густую массу спартанцев и после жестокой битвы обратил их в полное бегство. Это был первый пример победы малочисленных неприятелей над превосходившими их числом спартанцами.
В сражении при Левктрах (371) Пелопид был также предводителем священного отряда и немало способствовал этой великой победе быстрым и сильным своим нападением. Когда он перед этим сражением выходил и своего дома во главе войска, жена провожала его со слезами и умоляла беречь себя. «Милая жена, — отвечал он, это надо советовать простому воину, но полководцу следует советовать беречь других». При первом вторжении фиванцев в Пелопоннес, он, как виотарх, предводительствовал войском вместе с Эпаминондом; но во втором походе в Пелопоннес (летом 369 года) Эпаминонд был один предводителем, потому что Пелопид с этого времени преимущественно занят был фессалийскими делами, между тем как Эпаминонд вел войну со Спартой в Пелопоннесе.
Фессалийцы призвали к себе на помощь против тирана Александра Ферейского македонского царя Александра. Но так как этот последний сам замышлял утвердиться в Фессалии, то они обратились к фиванцам, которые, в 369 году, послали им войско под начальством Недопила. Он освободил фессалийцев от македонского гарнизона в Лариссе, принудил Александра Ферейского заключить сделку, на основании которой отдельные города получили снова свою независимость, и пошел потом в Македонию, где заключил союз с царем Александром, и брата его Филиппа, впоследствии знаменитого царя и отца Александра Великого, задержал у себя заложником, вместе с другими отроками из знатных семейств. Вскоре после того во второй раз был им послан вместе с Немением в Фессалию, без войска, в качестве посла, чтобы обуздать произвол Ферейского тирана. Александр с помощью коварной хитрости заключил их обоих в темницу. Фиванцы выслали войско, чтобы освободить заключенных, но оно принуждено было удалиться, претерпев неудачу. Когда же потом Эпаминонд вступил с войском в Фессалию, Александр поспешил прислать гонцов, чтобы извиниться перед ним и заключить мир. Эпаминонду не захотелось заключать мир и дружбу с человеком, который был запятнан неслыханными жестокостями и коварствами, но, чтобы не подвергнуть опасности жизнь друзей своих, находившихся еще в руках тирана, он согласился заключить перемирие на один месяц и привез с собой в Фивы обоих освобожденных друзей.
Еще в том же 368 году Пелопид и Исмений были отправлены ко двору персидского царя, куда в то же время прибыли посольства от Спарты и Афин. Персидский царь снова должен был сделаться судьей между греками в раздорах их между собой и диктовать им статьи мира. Слух о сражении при Левктрах и о походе Пелопида в Эпаминонда до самых ворот когда-то столь могущественной Спарты распространился по всей Азии; при проезде через персидские провинции фиванский герой был принимаем с удивлением и почестью; блистательный прием ожидал его и со стороны царя Артаксеркса. Он приобрел ловким, но честным образом личное благоволение царя и извлек из этого ту пользу, что в мирных условиях, которые должны были быть предложены от имени царя греческим государствам, включены были все желания фиванцев. Мессиния должна была сделаться свободным и независимым государством, Афины — обезоружить свои корабли, а если бы афиняне вздумали уклоняться от этого условия, то следовало принудить их к тому силой. Но с Фивами царь заключил мир и союз. Этот мир, впрочем, не был приведен в исполнение; но, во всяком случае, фиванцы приобрели ту выгоду, что Спарта теперь не могла уже более ссылаться на Анталкидов мир и что персы признали гегемонию Фив и смотрели на Мессинию, оторванную Фивами от Спарты, уже как на свободное государство.
В 364 году Пелопид снова отправился с войском в Фессалию против Александра Ферейского, который опять начал жестоко притеснять фессалийцев. Эти последние просили в Фивах вспомогательного поиска и вождем своим желали иметь Пелопида. Когда Пелопид намеревался уже выступить с 7000 тяжеловооруженной пехоты, произошло солнечное затмение, и так как это считалось вообще дурным предзнаменованием, то он оставил войско и выступил только с 300 всадниками — волонтерами и частью наемных войск, полный мести против коварного тирана, заключившего его в темницу. В Фарсале собрал он боевые силы фессалийцев и начал отыскивать тирана, который с вдвое сильнейшим войском встретил его при Кинокефале. Его сильная, храбрая конница скоро обратила в бегство всадников Александра и преследовала ее по равнине, между тем как Александр со своей пехотой занял крепкую позицию на ближайших высотах. Пелопид стремительно атаковал его и сбросил с высот после многих сильных приступов. Увидав с высоты Александра, старавшегося привести в порядок свое расстроенное правое крыло, он устремился на него один, побуждаемый ненавистью, и вызвал его на бой. Александр укрылся за своими телохранителями; Пелопид стремительно вторгнулся в их ряды и после отчаянной борьбы пал, пораженный их копьями. Воины Пелопида явились уже поздно, но отомстили за смерть своего вождя кровавым побоищем неприятеля. Более трех тысяч врагов пали на поле битвы.
Скорбь о павшем была всеобщая. Фиванские воины, плача, называли его своим отцом и избавителем, который вел их к высшему, прекраснейшему счастью; фессалийцы так поражены были горем, что никто не снимал с себя панциря, не разнуздывал лошади, не перевязывал ран своих. Они толпой бросились к убитому, окружили его взятой в сражении добычей, обрезали гривы у коней своих, обрезали собственные свои волосы на голове. Многие вошли в свои палатки, не разведя огня, не взяв с собой ни пищи, ни питья. Молчание и уныние царствовали во всем лагере, как будто не была одержана славная, великая победа, как будто воины принуждены были подчиниться долговременному рабству под властью тирана. Когда разнеслась печальная весть, из городов явились власти, юноши, отроки, жрецы, чтобы с почетом принять тело убитого вождя, и положили на носилки трофеи, венки и полные золотые вооружения. Когда пришло время хоронить тело, фессалийские старшины приступили к фиванцам с просьбой, чтобы им было позволено похоронить усопшего. Фиванцы согласились на это и таким образом тело Пелопида было предано земле народами и городами Фессалии при многочисленных проводах и с блистательными торжествами. После того они еще чествовали своего благодетеля, воздвигали в честь его медные статуи, украшали их венками и отдали в пользу детей его большую полосу земли.
Фиванцы, узнав о смерти Пелопида, тотчас вступили в Фессалию с войском из 7000 пехоты и 700 всадников, чтобы отомстить за него, и принудили Александра отказаться от владычества над Фессалией, исключая только Фер, и поклясться — по требованию фиванцев принимать участие в их походах. В 357 году Александр был умерщвлен своей женой Фивой и ее братьями. В то время, когда Пелопид был заключен в Ферах, Фива часто тайно посещала его темницу, чтобы видеть великого мужа и говорить с ним; эти беседы с ним, как говорят, возбудили в ней с самого начала ненависть и презрение к ее недостойному супругу.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 770;