Чудо архангела Михаила в Хонех. Икона. XII в. Монастырь Святой Екатерины. Синай.

ПОСТВИЗАНТИЯ

И ВРЕМЯ ПАЛЕОЛОГОВ

Огромные сокровища хранили в себе византийские храмы. Ещё боль­ше драгоценностей было скрыто в императорских дворцах, в домах знати, а также продавалось на кон­стантинопольском торге. В своё вре­мя император Константин VII Багря­нородный так описывал убранство тронного зала: золотые венцы, до­рогие ткани, сверкающие эмали,

 

 

серебряные подсвечники, большие люстры-паникадила и, наконец, вер­шина всего — золотой трон за се­ребряными вратами, на котором восседал император в убранных золотом и драгоценными камнями одеждах. Западные рыцари могли только завидовать несметным богат­ствам Константинополя. Ни один ев­ропейский государь не обладал та­ким могуществом и богатством, как правитель Византии. Вот только уси­деть на золотом византийском тро­не было не просто: политическая ис­тория империи на протяжении многих лет была историей дворцо­вых переворотов. Последний импе­ратор из рода Комнинов, Андроник, установивший в стране настоящий террор и обагривший руки кровью наследника престола, четырнадцати­летнего Алексея, был свергнут и убит Исааком Ангелом. Исаак, про­возглашённый императором, вместо того чтобы радеть о государстве, стал тратить казну на строительст­во новых зданий, на благовония и

одежду: он никогда не надевал дваж­ды один и тот же хитон (длинную рубаху из льняной или шерстяной ткани). Воспользовавшись недоволь­ством народа, его собственный брат Алексей захватил трон, ослепив Иса­ака. Но сын Исаака сумел бежать в Италию, где попросил Папу римско­го и рыцарей-крестоносцев, собрав­шихся освобождать от «неверных» Гроб Господень, помочь ему вернуть трон отца. В уплату он обещал под­чинить Папе византийскую церковь, а крестоносцам заплатить двести тысяч марок.

Рыцари почти без помех дошли до Константинополя и захватили город. Однако в казне оказалась лишь половина требуемой суммы. Попытки Алексея собрать деньги вызвали возмущение жителей; как всегда, в трудную минуту византий­ской истории появилось множество претендентов на престол, и, пока они боролись между собой, кресто­носцы, договорившись разделить Византию, ничтожными силами вновь овладели Константинополем и разграбили его сокровища. 16 мая 1204 г. в соборе Святой Софии ко­роновался первый император Романии (так отныне стали называть Византийскую империю) — фландр­ский граф Балдуин.

Константинопольские мастера бежали из столицы или стали выпол­нять заказы новых хозяев — напри­мер, создавать скульптурные надгро­бия для франкских рыцарей. На обломках империи возникли три не­зависимых греческих царства: Никейское, Эпирское и Трапезундское, которые хранили традиции визан­тийской культуры. По-прежнему про­должали украшать портретами им­ператора никейские рукописи. За неимением дорогой смальты для мозаики мастера расписали церкви Трапезунда пёстрыми фресками; про­должали строиться храмы Эпира (об­ласть в Северной Греции) — очень простые, немного странные, без ку­пола в центре планового креста. Никейская империя упорно набирала силу: её владения кольцом подходили к Константинополю. В ночь на

Чудо архангела Михаила в Хонех. Икона. XII в. Монастырь Святой Екатерины. Синай.

25 июля 1261 г., когда основное вой­ско латинян находилось в походе, жители столицы провели в город небольшой никейский отряд. Ото­брать Константинополь обратно рыцари уже не смогли. Три недели спустя император Никеи Михаил Палеолог триумфально вошёл в древ­нюю столицу через Золотые ворота и основал свою династию, давшую название последнему высочайшему взлёту византийского искусства — «палеологовскому ренессансу».

Воссозданная Византийская им­перия и по территории, и по богат­ству далеко уступала прежней. Кон­стантинополь был полуразрушен; кони греческого скульптора Лисиппа (IV в. до и. э.), служившие ук­рашением константинопольского ипподрома со времён Константина Великого, стояли теперь в Венеции на площади Святого Марка; драго­ценные изделия византийских юве­лиров перешли в католические соборы; лучшие произведения импе­раторских книгописных мастерских попали в латинские библиотеки. Прививка византийской культуры, полученная Западной Европой, бла­готворно сказалась на дальнейшем развитии её искусства — особенно искусства Италии и южных областей Франции. Но и Византия не осталась лежать в руинах: осознав победу над грозным врагом, она восстано­вила свою государственность, ут­вердила «правую веру», что вызвало духовный подъём в византийском обществе, по масштабам не сравни­мый со скромным экономическим подъёмом. Гордые византийцы ещё раз вспомнили о своих истоках, и дух эллинизма снова соединился с духом учения Христа.

Большой императорский дворец в Константинополе пришёл в запус­тение; двор обосновался во Влахернском дворце, стоявшем на самой высокой точке города, у залива Зо­лотой Рог. Для летних император­ских трапез в нём соорудили об­ширное трёхэтажное помещение, известное ныне под турецким на­званием Текфур-Сарай. Аркада ниж­него этажа манила под свои прохладные своды; трапезный зал на третьем этаже был открыт северным ветрам. Щеголеватой нарядностью отличался дворцовый фасад, сло­женный из чередующихся полос обожжённого кирпича и гладко отёсанного золотистого камня. Кир­пич и камень чередовались в пло­ских декоративных аркадах, оформ­ляющих верхние этажи: обрамления окон были словно свиты из ярких Ж1угов — соломенного и красного. Кое-где из кусочков тех же матери­алов выложены разнообразные узо­ры, напоминающие то пчелиные соты, то ромбическую решётку, то пёструю ткань.

Оскудели богатства Византии, не было средств строить новые боль­шие церкви, поэтому храмы в Палеологовскую эпоху строились миниатюрными, как часовни, или перестраивались из старых. Так бы­ла перестроена на средства при­дворного Феодора Метохита цер­ковь монастыря Хора. Её главному широкому куполу вторят ещё три: два над западной частью и один — над южной пристройкой, идущей во всю ширину южной стены. Снаружи кажется, что здание составлено из отдельных, приставленных друг к другу объёмов, как будто собрано из набора огромных кубов. Продоль­ный блок западной галереи, два вертикальных блока с меньшими

Влахернский дворец (Текфур-Сарай). Константинополь (Стамбул),









Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 418; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2021 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.