ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ОБРАБОТКАХ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ
Задачами обработки звукового вещательного сигнала являются: согласование его спектрального состава и динамического диапазона с возможностями канала передачи, а также введение в этот сигнал спецэффектов.
Оптимизация спектрального состава сигнала необходима для:
- коррекции искажений, вносимых каналом передачи;
- для улучшения разборчивости речи (рис. 1.16);
- для устранения шумов и помех.
Задачей обработки ЗВС является также необходимость уменьшения его динамического диапазона. Это связано с тем, что по каналу связи с динамическим диапазоном около 40 дБ необходимо передавать вещательный сигнал с динамическим диапазоном 80 дБ (симфонический оркестр). Для вещательных каналов недопустим уровень сигнала, превышающий номинальное значение, так как при этом появляются большие нелинейные искажения.
Введение спецэффектов позволяет:
- создать естественную акустическую обстановку за счет изменения времени реверберации (эхо-сигнала),
- ввести преднамеренные искажения, повышающие эмоциональное напряжение произведения. Это связано с тем, что органы чувств человека реагируют, в основном, не на сам сигнал, а на его изменение. Поэтому, для обеспечения эмоциональной информативности необходимо обеспечить перепады уровня сигнала с градациями около 10 дБ.
Частотную обработку производят с помощью набора различных фильтров,а динамическую — с помощью регуляторов уровня.
Спецэффекты получают — с помощью ревербераторов, линий задержки, гармонайзеров и других устройств. Шумы снижают шумоподавителями.
Для повышения разборчивости речи осуществляют спад в области низких частот звукового диапазона и подъем на частотах 3...5 кГц (рис. 1,16). Для создания эффекта присутствия (кажущегося присутствия слушателя в одном помещении с исполнителем) изменяют АЧХ в диапазоне 0,7... 4 кГц. Для уменьшения низкочастотного фона и шумов включают фильтры низших и высших частот, называемые фильтрами среза.
Во многих случаях, особенно при записи музыки, используют устройства искусственной реверберации. Часто время реверберации в телевизионных студиях оказывается меньше оптимального значения. При литературно-драматических передачах нередко возникает необходимость имитировать звучание большого гулкого помещения. Звукорежиссеры производят также обработку сигналов, создавая спецэффекты; задержку реверберации, эхо, хор, «космос» и др.
Обработки звукового сигнала подразделяются на линейные и нелинейные. К чисто линейным преобразованиям относятся: изменения формы спектра сигнала, ограничение по частотному диапазону, усиление или ослабление сигнала, а также фазовые коррекции. Эти изменения оцениваются неравномерностью амплитудно-частотной характеристики в рабочем диапазоне частот, а их наличие субъективно воспринимаются как изменение тембра звучания.
К нелинейным линеаризованным обработкам относятся: модуляция, демодуляция и детектирование.
К чисто нелинейным обработкам относятся: ограничение по амплитуде, компрессия и зкспандирование, шумоподавление, аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразования, квантование и кодирование.
При нелинейных обработках звукового сигнала возникают следующие искажения:
- изменение соотношений между составляющими частотных спектров, появление гармоник и образование различных комбинационных составляющих, играющих роль помех;
- изменение динамического диапазона сигнала, т. е. изменение соотношений между уровнями различных звуков;
- взаимная модуляция сигнала и помех, приводящая к усилению или подавлению их друг другом и к образованию комбинационных составляющих.
Количественно нелинейные искажения оценивают коэффициентом гармоник:
Все эти помехи и искажения звуковых сигналов существенно снижают качество воспринимаемой аудиоинформации.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 1004;