Влияние ЦИФРОВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СИГНАЛОВ на свойства и восприятие звуковых программ
Основные преимущества цифровых систем передачи:
- высокая помехоустойчивость при передаче по низкокачественным каналам (симметричный
кабель, эфир, аналоговые РРЛ) при низких отношениях сигнал-шум;
- независимость качественных показателей от расстояния и топологии сети связи;
- совместимость различных видов информации, представленных в цифровой форме (звуковое
вещание, телевидение, передача данных и т.д.),
- возможность неограниченного тиражирования информации без ухудшения ее параметров.
Недостатки цифрового представления звука:
- высокая утомляемость слушателей;
- большие искажения низкоуровневых сигналов;
- мозаичность стереовосприятия.
- Аналого-цифровое преобразование
Аналого-цифровое преобразование включает три операции: дискретизацию, квантование и кодирование.
Дискретизация – это замена непрерывной функции ее дискретными значениями. При этом чем чаще делаются выборки, тем точнее будет отображен характер изменения функции. (Рис). Однако слишком увеличивать частоту дискретизации невыгодно. Поэтому согласно теоремы Котельникова звуковой сигнал с верхней частотой FB, может быть полностью восстановлен по последовательности своих отсчетов, следующих с частотой 2FB. (Fд ≥ 2FB)
В настоящее время в каналах вещания используются следующие частоты дискретизации:
- в тракте формирования программ - 44,1 кГц (компакт-диск) и 48 кГц (цифровые магнитофоны, пульт
звукорежиссера);
- в трактах первичного распределения - 32 кГц (звуковое вещание), 31,25 кГц (звуковое
сопровождение ТВ);
- в системах цифрового радиовещания - 32 и 48 кГц.
Следующими этапами аналого-цифрового преобразования отсчетов сигнала являются: квантование и кодирование. При квантовании отсчетам аналогового сигнала ставят в соответствие конечное множество значений - уровней квантования. При кодировании каждому уровню квантования ставят в соответствие кодовое слово, содержащее определенное число двоичных символов. Эти процессы выполняются одним устройством - кодером сигнала.
Расстояние между разрешенными уровнями – называется шагом квантования . Шаги квантования могут быть равномерными и неравномерными. Разность между исходным и квантованным сигналами называется ошибкой, или шумом, квантования. Мощность шумов квантования определяется шагом квантования: Ркв =δ2/12.Из рис. 3.1а видно, что при очень малых сигналах, амплитуда которых меньше шага квантования δ, величина искажений квантования возрастает. Так, для сигналов с амплитудой меньше δ происходит центральное ограничение, при котором слабые сигналы не передаются на выход системы. Это приводит к неприятным субъективным ощущениям слушателя в условиях восприятия высококачественных программ.
Для отсчетов сигнала, превышающих максимальные значения шкалы квантования, возникают искажения перегрузки (рис. 3.1,б). При небольшой перегрузке искажения могут быть замаскированы сигналом и не приводят к заметным на слух искажениям. . На рис. 3.2 приведена зависимость заметности искажений от коэффициента перегрузки кп = = 20log |Хмакс| / х, где |Хмакс| - максимальный по модулю отсчет.
Искажения квантования можно уменьшить путем неравномерного размещения порогов квантования с учетом распределения вероятностей появления мгновенных значений входного сигнала.
Число уровней квантования N и число разрядов n должны быть согласованы с динамическим диапазоном входного сигнала ЗВ и динамическим диапазоном человеческого слуха. Желательно, чтобы искажения квантования лежали ниже порога чувствительности человеческого слуха. На рис. 3.3 приведено семейство кривых громкости искажений Lrp (Ln) ( в сонах) при различном числе разрядов квантования n Для 16-разрядного квантователя реальный динамический диапазон передаваемых сигналов близок к динамическому диапазону слуха и составляет 106...110 дБ.
Однако, в реальных условиях искажения сигналов малого уровня очень заметны на слух, а ошибки квантования велики, что приводит к необходимости использования АЦП с 18….20-разрядным представлением ЗС.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 1162;