Рогир ван дер Вейден.

Портрет Франческо д'Эсте. Около 1460 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Рогир ван дер Вейден.

Святой Лука, рисующий Мадонну. 1455—1440 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Боне. Центральная часть алтаря по­священа теме Страшного суда. Это су­ровое и величественное предупреж­дение грешному человечеству о грядущем беспощадном, но спра­ведливом расчёте с каждым. Надо всем высится фигура Судьи-Христа. Он восседает на радуге, как на пре­столе. Белая лилия и огненный меч, исходящие из Его уст, символизиру­ют соответственно Божественное милосердие и правосудие.

Низкое, тяжёлое небо будто го­тово обрушиться на землю — безра­достную, всхолмлённую, без единой травинки, переполненную могилами. Повинуясь голосу труб архангелов, земля отдаёт своих мертвецов: её по­верхность набухает, лопается, как скорлупа, и выпускает на свет обна­жённые, хрупкие, беспомощные фигурки воскресших. Всем им при­дётся взойти на огромные весы, ко­торые держит в руке архангел Миха­ил. Весы определят их посмертную судьбу: либо вечное блаженство, ли­бо вечные муки. Слева возвышаются райские врата, к которым ангел под­водит группу праведников; справа разверзлась пылающая пропасть пре­исподней, куда падают грешники.

Портреты, созданные Рогиром ван дер Всйденом — например, Франческо д'Эсте (около 1460 г.), — отлича­ются вниманием художника к слож­ному миру человеческих чувств и настроений. Взгляд исподлобья, спря­танная улыбка, приподнятые брови зримо свидетельствуют о привычках и характере человека. Такой же хара­ктеристикой портретируемого стано­вятся его земные заслуги: мастер не­редко вводит в свои портреты знаки власти и доблести: кольцо, орденскую цепь, почётный жезл и т. п.

В 1450 г. Рогир ван дер Вейден ез­дил в Рим поклониться римским свя­тыням. Кроме Рима он побывал и в крупнейших художественных цент­рах тогдашней Италии — Флорен­ции и Ферраре. С этой поездкой свя­зывают начало проникновения в Италию изобразительной традиции Северной Европы, оказавшей нема­лое влияние на искусство итальян­ского Возрождения.

ГУГО ВАН ДЕР ГУС

(около 1400—1482)

Гуго ван дер Гус провёл почти всю жизнь в своём родном Генте и уже при жизни пользовался всеевропей­ской известностью. Выдающийся не­мецкий художник Альбрехт Дюрер назвал ван дер Гуса крупнейшим ни­дерландским живописцем и поста­вил сто в один ряд с Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом. Добив­шись признания современников и разбогатев, ван дер Гус, неожиданно для своих сограждан, ушёл в мона­стырь (около 1475 г.), где и провёл остаток жизни. Последние годы ху­дожника были омрачены тяжёлой душевной болезнью: его мучили приступы отчаяния, к тому же он ис­пытывал безумную зависть к Яну ван Эйку, которого ему так и не удалось превзойти в живописи.

Алтарь Портинари Гуго ван дер Гуса — едва ли не первое в истории искусства Северной Европы произ­ведение, в котором художник, тща­тельно продумав соотношения фигур, подчинил их общей компо­зиционной схеме. Но Гуго ван дер Гус в отличие от итальянских масте­ров руководствовался здесь не столько законами перспективы, сколько логикой сюжета: там, где итальянцы строили пространство как архитекторы, он действовал как режиссёр. В его картине линии перспективы сходятся не где-то за гори­зонтом, а в самом центре компози­ции: он совпадает с фигуркой Младенца Христа.

Этот алтарь создан художником между 1473 и 1475 гг. для Томмазо ди Фолко Портинари, купца-флорентийца, который в те годы жил в Брюгге и занимал ту же должность, что и его предшественник Джованни Арнольфини, т. с. был торго­вым представителем банка Медичи. Алтарь сразу же после окончания ра­боты над ним отправили в Италию, на родину заказчика. Долгое время это творение Гуго ван дер Гуса нахо­дилось во флорентийской церкви Санта Мария Новелла.

Как и большинство произведе­ний такого рода, Алтарь Портинари представляет собой довольно боль­шой (его размеры в раскрытом ви­де 249х574 см) триптих; при этом все изображения подразделяются на два цикла, соответствующие ос­новным положениям алтаря: с за­крытыми и раскрытыми боковыми створками.

Гуго ван дер Гус.








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 682;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.