Илья Пpopoк. Икона. Конец XIV — начало XV в. Новгородская школа.

композиции, чеканность и обоб­щённость силуэтов, чистая, звонкая, высветленная красочная палитра. У этой иконописи свои излюблен­ные темы и герои, свой лаконичный и точный изобразительный язык, особого рода духовность, в которой теплота чувства и непосредствен­ность переживания сочетаются со своеобразным религиозным прак­тицизмом, трезвым и в то же время

«МОЛЯЩИЕСЯ НОВГОРОДЦЫ»

В 1467 г. неизвестный иконописец по повелению «раба Божья» Антипа Кузь­мина написал икону, которую принято называть «Молящиеся новгородцы». Её композиционное поле разделено на два яруса. В верхнем представлен деисусный чин из семи фигур, а в ниж­нем — «молящийся о грехах своих» бо­ярский род: Григорий, Мария, Яков, Стефан, Евсей, Тимофей и Олфим «со чады». Предположительно, на иконе представлены уже умершие сородичи Антипа, которых художник, естествен­но, поместил в раю. Однако чинное мо­ление патриархальной русской семьи, возглавляемой почтенными седоборо­дыми мужами, легко представить и на обычной церковной службе в храме пе­ред иконостасом.

несколько наивным взглядом на мир. Всеми этими качествами нов­городская иконопись обязана жи­вым сокам народного мироощуще­ния, которые питали творчество местных мастеров.

Своей зрелости новгородская иконопись достигла во второй поло­вине XIV — начале XV в. Если в XIV в. преобладает достигшая совершенст­ва фреска, то в XV столетии ситуация резко меняется. С этого времени особенно популярными становятся иконы. Новгородские иконописцы любили изображать «избранных свя­тых» — по двое-трое, по четверо и больше во весь рост и но пояс. На­писанные в фас, в одинаковых позах, различаясь лишь внешними атрибу­тами, они стоят плечо к плечу, сурово глядя в лицо молящемуся. В по­добных иконах ярче всего прояви­лось своеобразие религиозности новгородцев, её теснейшая связь с жизненными потребностями города, забота заказчиков о хлебе насущном. Ведь изображались прежде всего наиболее «полезные» святые, «скоропомощники» в важных делах: Илья Громовержец — податель дождя; Никола — покровитель путешеству­ющих и страждущих, патрон (заступ­ник) плотников, защитник от пожа­ров; Георгий, Власий, Флор и Лавр, которые оберегали земледельцев и домашний скот, а также Параскева Пятница и Анастасия — покрови­тельницы торговли.

Довольно оригинальным порож­дением местного художественного








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 630;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.