Устные стили массовой информации

Как констатируют современные исследователи массмедиа, акту­альных проблем массмедийной лингвистики, «тексты массовой информации, или медиатексты, являются сегодня одной из самых рас­пространенных форм бытования языка»1.

На базе массовой коммуникации в современных развитых литературных языках, в том числе в русском литературном языке, на

протяжении XX в. (главным образом в его второй половине) складываются новые функционально-стилевые единства, функциональные

разновидности: язык радио, телевизионная речь, язык кино'(документального).

Принадлежа к устной сфере книжной речи, эти функциональные разновидности имеют с УПР общие черты:

•-устная форма реализации, бытования в общественной комму­никации;

• общие с «письменными» стилями (официально-деловым научным, публицистическим) основные задачи речевого общения (но без четкой соотнесенности с каждым из указанных стилей, как это наблюдается в УПР с ее подразделением на административно-юри­дическое, академическое, политическое красноречие);

• особое положение разговорной речи в речевой структуре (по сравнению с «письменными» стилями);

• принципиальная возможность проницаемости элементов дру­гих функциональных разновидностей.

Вместе с тем функциональные разновидности, обслуживающие массовую информацию, существенно отличаются от устной публич­ной речи:

—по своей экстралингвистической базе (массовая коммуникация);

—по функционально-коммуникативным характеристикам, в том;
числе по условиям создания и воспроизведения текстов;

—по ряду специфических черт своей структуры, построения текстов.

Своеобразие новых функциональных стилей во многом объясняется технической спецификой электронных средств массовой ком­муникации в передаче информации при помощи языка. Это не пись­мо, не устная речь при непосредственном, контактном общении, ш устная речь, передаваемая специальными техническими устройства-, ми. Последнее обстоятельство определяет особые условия создания текстов и особенности их построения, организации, использования языковых средств.

Тексты радио, ТВ и кино ориентированы на массовую информа­цию. Это обусловливает определенные функционально-коммуникативные условия создания, реализации и существования речи, текста в коммуникативном пространстве:

• речь, текст воспроизводится в отсутствие непосредственного
контакта производителя речи с аудиторией;

• аудитория (адресат речи) — массовая, миллионная, например,
при трансляции спортивных соревнований типа Олимпийских игр
или мировых чемпионатов по футболу, хоккею;

• нет оперативной обратной связи между адресатом и адресан­том речи, обратная связь опосредована временным промежутком, те­лефонными звонками и письмами в редакции СМИ.

В то же время техническая сторона электронных средств переда­чи текста, во-первых, обусловливает устную форму текстов радио, ТВ и кино; во-вторых, имеет принципиальное, конструктивное зна­чение для речевой, вернее композиционно-речевой, структуры рас­сматриваемых функциональных разновидностей литературного язы­ка. Их стилевое своеобразие (и не в последнюю очередь построение текстов) определяется сосуществованием, взаимодействием в радио­тексте словесного и звукового рядов, а в телевизионном тексте и в кинотексте — словесного, звукового и изобразительного рядов.



 








Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 876;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.