Функционально-стилевая система современного русского литературного языка. Книжная речь и разговорная речь как две функционально-стилистические сферы
Русский литературный язык представляет собой функционально-стилевую систему, которую можно представить в виде схемы, основу которой составляют следующие исходные тезисы. Функциональные варианты русского литературного языка выделяются при ориентации:
1) на основные области человеческой деятельности, объединяющие, формирующие основные сферы социального поведения носителей литературного языка;
2) на условия, в которых осуществляется речевое общение;
3) на форму реализации, манифестации языка (имеется в виду устная речь и письменная речь).
Эти основания по-разному представлены в каждой из функциональных разновидностей. Данное обстоятельство и создает такое принципиально важное качество функционально-стилевой системы современного русского литературного языка, как ее многомерность.
Существует глобальное деление литературного языка на две функционально-стилевые сферы – на книжную речь и разговорную речь, при этом учитываются:
- основная ситуация речевого общения: официальность или неофициальность, неформальные отношения участников речевого общения;
- характер коммуникации между участниками речевого общения: массовая коммуникация, групповая коммуникация или межличностная коммуникация.
Книжная речь совершается в условиях официального общения массовой или групповой коммуникации, разговорная речь – в условиях неформального общения и межличностной коммуникации.
В силу исторических причин наиболее дифференцирована в функционально-стилевом отношении книжная речь.
Здесь выделяются официально-деловой, научный, публицистический стили и язык художественной литературы (на правах отдельной функциональной разновидности). Эти стили существуют в письменной форме, в печатных текстах. Однако в их обозначении на первый план выдвинута непосредственная функциональная задача – обслуживать основные области человеческой деятельности (право, делопроизводство, науку, политику, словесное поэтическое искусство).
В языковой жизни современного общества в связи с бурным развитием радио и телевидения возросла роль устной речи – монополия печатного слова утрачена, ей на смену пришла конкуренция печатного слова и устной речи.
Устная публичная речь (УПН) – явление в русском литературном языке традиционное, однако рассматривать и исследовать ее как самостоятельную функциональную категорию стали сравнительно недавно.
При выделении «устных» разновидностей книжной речи используются другие основания, нежели при вычленении письменных стилей: здесь на первый план выдвигаются условия осуществления, реализации языка в конкретных вариантах литературного языка (устная речь) и характер коммуникации (массовая и групповая).
Так, УПР подразделяется на политическое красноречие (речь агитатора, митинговая, парламентская речь и т.п.), академическое красноречие (научный доклад на конференции, лекция и т.д.), административно-юридическое красноречие (судебная речь). Как видим, главные функциональные задачи УПР и письменных стилей соотносительны. Между тем УПР воспринимается как самостоятельная категория прежде всего на том основании, что она существует в устной форме, что ее тексты произносятся, окончательно создаются в процессе произнесения.
Стилевое своеобразие УПР. обусловлено ее гибридным характером, что выражается в сосуществовании «подготовленности» текста, монологичности, присущих письменной, вообще книжной речи, и спонтанности в момент воспроизведения текста, свойственной речи разговорной.
К устной сфере книжной речи относятся язык документального кино, язык радио, телевизионная речь, которые формировались в течение ХХ в., особенно в его второй половине.
В последние годы развивается новый вид массовой коммуникации – Интернет.
Своеобразие новых функциональных разновидностей – языка радио, кино, телевидения – состоит в том, что средством коммуникации выступает не письмо, не устная речь при непосредственном общении адресанта и адресата, а устная речь, передаваемая специальными техническими средствами. Последнее обстоятельство определяет особые условия создания текстов, характер построения самих текстов, организации, использования в них языковых средств.
Язык радио, кино, телевидения имеют такие общие с УПР черты, как устная форма, гибридный характер структуры, соотнесенность с письменными стилями по основным социальным сферам речевого общения, большая степень проницаемости практически для всех функциональных разновидностей литературного языка.
При характеристике функционально-стилевой системы литературного языка фигурируют понятия «разговорная речь», «устная речь», «книжная речь», «письменная речь».
Понятия и термины «разговорная речь» и «устная речь», «книжная речь» и «письменная речь» часто употребляются как синонимы. Обе пары понятий требуют четкого разграничения.
Книжная речь и разговорная речь – это функционально-стилевые сферы, составляющие единую функциональную систему литературного языка. Одно из основных противопоставлений книжной и разговорной речи состоит в том, что разговорная речь реализуется преимущественно в устной форме, а книжная речь – в письменной и устной формах. Таким образом, наряду с книжной и разговорной речью как функциональными категориями литературного языка сосуществуют устная речь и письменная речь. Очевидно, что речь устная и речь письменная – это разные способы реализации, выявления, манифестации языка: звучащая речь (изначальная, исконная форма выявления языка, в которой он существует с самого начала своего возникновения) и ее условное графическое изображение.
В рамках литературного языка к устной речи относятся разговорная речь (за исключением эпистолярного стиля), УПР, язык радио, кино, телеречь. В устной форме выступают и все внелитературные формы существования национального языка – народные говоры, жаргоны, просторечие. Сферу письменной речи составляют официально-деловой, научный, публицистический стили, язык художественной литературы (книжная речь) и эпистолярный стиль – как письменная форма разговорной речи.
Итак, функционально-стилевая система современного русского литературного языка представляет собой совокупность внутренне соотнесенных в разных аспектах функциональных разновидностей. Эти разновидности выделяются по следующим основаниям:
1) книжная речь и разговорная речь отграничиваются одна от другой (в рамках литературного языка) на основе:
- противопоставленности ситуаций официальности и неофициальности, в которых совершается речевое общение в границах зтих функционально-стилевых сфер;
- различий в речевом общении: в условиях групповой и массовой коммуникации (один адресант речи, адресат – некоторое множество – от небольшой группы до многочисленной аудитории).
Тексты массовой и групповой коммуникации составляют книжную речь. В то же время межличностная коммуникация – сфера разговорной речи: предполагается непосредственный, контактный диалог участников речевого акта, когда адресат конкретен, а обратная связь адресанта и адресата речи непосредственная;
2) в книжной речи письменные функциональные стили вычленяются с ориентацией на основные области человеческой деятельности, письменная форма этих стилей предполагается. Функциональные стили устной речи консолидируются, ориентируясь или на устную форму своей реализации (УПР), или на обслуживание массовой коммуникации через электронные средства, предполагающие устную форму реализации языка радио, языка кино и телевизионной речи.
Такая краткая характеристика функциональных разновидностей позволяет говорить о многомерности внутренней структурной организации функционально-стилевой системы современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности могут объединяться по каким-то общим признакам:
- разговорная речь, УПР, язык радио, язык кино и телевизионная речь образуют область устной сферы литературного языка;
- публицистический стиль, язык радио, язык кино и телеречь объединяются как стили массовой коммуникации;
- публицистический стиль, язык художественной литературы, язык радио, язык кино, телеречь, политическое красноречие и судебная речь (как части УПР) рассматриваются исследователями как воздействующая речь;
- письменные стили книжной речи и эпистолярный стиль разговорной речи – область письменной речи литературного языка.
Таким образом, наряду с функциональными разновидностями наблюдаются их различные группировки по разным признакам. Это еще больше усложняет функционально-стилевую систему современного русского литературного языка.
Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 2812;