Развитие методики чистописания связано с историей письменности.
В XIX в. при обучении письму применялся в основном метод механического переписывания. Учащиеся по нескольку месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.
Чистописание входило в цикл предметов искусств. Учителя по чистописанию одновременно были учителями рисования и черчения. Важно было научиться писать красиво и быстро. В это время появляется несколько пособий разных авторов под названием «Курс скорописи», выпускаются прописи, предлагающие образцы красивого письма.
До середины XIX в. обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. К.Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением. С этих пор порядок обучения письму стал зависеть от порядка обучения чтению. При одновременном обучении чтению и письму овладение графическим навыком проходило проще, доступнее и интереснее. Этот принцип сохранился и в современной школе.
С конца XIX в. вырабатываются гигиенические требования к посадке. Дискутируется в это время ряд вопросов по прямому или наклонному письму, по косой сетке или без нее. Обнаружилось преимущество наклонного письма как более быстрого и удобного.
Вплоть до начала 70-х гг. XX в. в русской начальной школе были приняты шрифты, сохранявшие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма.
Однако необходимо было разработать и внедрить более простые прописи и письменные шрифты. В результате длительных обсуждений были одобрены шрифты, которые используются в современных учебных книгах.
Современные шрифты рассчитаны на безнажимное письмо. Новые шрифты основываются на ритмических движениях руки при письме.
Очень важное свойство современного письма — его безотрывность. Этому способствует:
— почти полное отсутствие надстрочных знаков;
— такое начертание большинства букв, которое не требует отрыва руки от бумаги;
— шрифты, разработанные в расчете на безотрывное, единое написание слогов и слов.
2. В системе обучения письму получили распространение следующие методы: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера.
Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом. Обведение готовых образцов не ведет к сознательному овладению графическим навыком, оно построено на механическом, притупляющем ум упражнении. Однако умелое применение этого метода может дать определенный эффект как при обучении письму отдельных букв, так и при исправлении почерка во II—IV классах.
В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Это давало возможность писать буквы и слова, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма, наклон, расстояние между элементами. Графическая сетка применялась еще в XIX в., но от ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Стали издаваться пособия без косой сетки: только с линиями, определяющими направление строки и высоту букв. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя.
Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем более сложные. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. В обучении письму этот метод применялся Песталоцци. Перенесенный в русскую школу, генетический метод пришел на смену механическим упражнениям. При обучении письму букв в порядке, данном в букваре, этот принцип нарушался. Однако методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысления, в отрыве от чтения. Поэтому генетический метод в школах применялся уже после того, как дети научатся писать некоторые или все буквы, т.е. для усовершенствования навыка письма, отработки формы буквы в послебукварный период.
Ритмический (тактический) метод — это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. При ограниченном применении ритмический метод повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению необходимой скорости письма. Он удобен для работы со всем классом, но при длительном и постоянном применении такого метода дети быстро утомляются.
Метод Карстера получил свое название по имени его создателя – английского педагога Иосифа Карстера, который в 19 веке описал применение специальных упражнений для развития движений руки. Они заключались в прописывании специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Упражнения-«росчерки» необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки. Этот метод предусматривает письмо 19 элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных особыми штрихами, а затем уже слов без всяких вспомогательных линий. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерка, так как многие «росчерки» сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей.
В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих методов на определенных этапах обучения письму.
3. Работа по чистописанию начинается одновременно с обучением письму, и ее цели и задачи связаны с формированием навыка письма в целом.
Основная цель этой работы — формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения таких задач, как:
— ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
— обучение ориентировке на странице прописей и тетради;
— ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
— обучение письму слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
— обучение связному (безотрывному), ритмичному и скорому письму;
— предупреждение искажения при написании букв;
— исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.
Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестность.
В период обучения грамоте необходимо научить правильно записывать буквы и их соединения в словах, сформировать первоначальные навыки грамотного письма без пропуска и замены букв. Уроки письма проводятся на материале тетради «Пропись», где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слогов, слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей.
В период обучения письму решаются следующие задачи.
1. Научить правильно сидеть, держать ручку и тетрадь, пользоваться ручкой, придерживаться строки, соблюдать поля.
2. Научить осмысливать слова, воспринимая их на слух и зрительно, выделять в них звуки, обозначать звуки буквами.
3. Сформировать четкие образы графического изображения письменных букв.
4. Научить писать буквы в соответствии с образцами «Прописи», соединять буквы между собой, соблюдая размеры по высоте и ширине.
5. Научить записывать слова и предложения из 3—4 слов после звукобуквенного анализа.
6. Научить списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное по образцу или способом проговаривания.
7. Научить записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.
Формирование навыка письма основывается на определенных принципахобучения.
Помимо общедидактических принципов, таких, как сознательность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, повторность, используется принцип, вытекающий из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей.
Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью демонстрации учителем процесса письма, применения прописей, таблиц и других пособий.
Сознательность достигается разъяснением приемов и последовательности написания букв, а также упражнением в нахождении и исправлении своих и чужих недочетов.
Принцип повторности реализуется в процессе упражнений. Самый проверенный прием приобретения навыка — это упражнение, т.е. повторное исполнение, сопровождаемое анализом исполненного, сопоставлением с образцом, исправлением ошибок и т.д.
Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности, что особенно важно при обучении письму шестилеток, так как процесс письма для них сложен из-за медлительности и недостаточной твердости движений руки.
Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к постоянному наблюдению учителя за работой каждого ученика, учету особенностей его зрения, моторики, осанки и т.д.
Специфическим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.
В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, этот процесс продолжается и позже.
4. Почерк — индивидуальная устойчивая манера письма, характеризующаяся специфической формой отдельных букв и способов их соединения, их наклоном влево и вправо, размером, растянутостью, сжатостью, отрывностью или безотрывностью письма. Письмо связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга.
Нарушения некоторых областей коры головного мозга ведет к раз-
личным расстройствам письма и письменной речи. К школьному
возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга функционально развиты.
Обучение письму — это в первую очередь выработка графического навыка. Как и всякий навык, он формируется в результате формирования графических умений и выполнения на их основе ряда упражнений.
Особенности графического навыка состоят в том, что, с одной стороны, это двигательный навык, т.е. такое действие, которое опирается, на первый взгляд, лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется замена осмысленных единиц речи на графические знаки (перекодировка), что придает ему характер сознательной деятельности.
Сознательный характер письма включает:
1) правильное соотнесение звука и буквы;
2) соблюдение ряда графических и орфографических правил;
3) использование письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений.
Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если учащийся плохо читает, ему трудно овладеть письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или готовясь к письму слова, составленного на наборном полотне, учащиеся запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т.е. для развития орфографического навыка.
Медленно читающие младшие школьники даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При беглом чтении пишущий учащийся сосредоточивает все внимание на процессе письма и навык письма формируется успешнее.
В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:
1) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линий и т.п.;
2) письмо элементов букв;
3) письмо отдельных букв без соединения с другими буквами;
4) письмо сочетаний букв, слогов, целых слов для выработки навыка соединения букв.
Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, связанные со спецификой написания каждой отдельной буквы.
Очень важно для овладения навыком письма развитие движения пальцев и кисти руки, которое к моменту поступления в школу еще не совершенно, так как не закончено окостенение пальцев кисти. В связи с этим в изображении прямых линий, овалов заметно дрожание, прямые линии получаются изогнутыми, овалы не всегда замкнуты.
Успешность в обучении письму и чистописанию во многом определяется созданием таких гигиенических условий, как:
—правильный подбор мебели;
—правильная посадка;
—положение тетради;
—направление освещения;
—оптимальность формы ручки;
—продолжительность беспрерывного письма и т.д.
В I классе надо на всех уроках повторять с детьми правила посадки. Для наглядности используется плакат. Следует научить детей готовить рабочее место, рационально размещать тетрадь и другие принадлежности на парте.
Важное значение имеет правильное определение длительности непрерывного письма: для I класса 5 мин; для II— 8; для III — 12; для IV — 15 мин.
Это учитывается при планировании урока: чередование письменных и устных видов работ, проведение 2—3 физкультминуток, упражнения для пальцев и кисти рук.
5. Рассмотрев развитие методов чистописания, необходимо остановиться на приемах, которыми пользуется учитель, обучая детей письму и чистописанию. Это:
—показ написания учителем;
—списывание с готового образца;
—копировальный прием;
—воображаемое письмо;
—анализ формы букв;
—письмо под счет (тактирование);
—анализ ошибочного написания.
Показ написания учителем. Основным приемом обучения письму является показ учителем процесса письма, сопровождаемый объяснением способа написания. Показ осуществляется на доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Написанное на доске можно еще раз обвести указкой. Такой показ обязателен, если учащиеся впервые знакомятся с буквой или соединением. Объяснение учителя должно сопровождать показ и ориентировать учащихся, где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать загругление, какой формы или величины та или иная часть буквы. Вначале объяснение предлагается учителем, а на этапе выработки навыка написания это могут делать ученики.
Списывание с готового образца. Прием основывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях. Этот прием необходимо отличать от копировального, при котором происходит обведение образца. При списывании ребенок постоянно сравнивает свою работу с образцовым написанием. Правильное письмо учителя является примером и для неосознанного подражания, поэтому любые записи учитель выполняет аккуратно, красивым разборчивым почерком.
Копировальный прием. При копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения. Но поскольку обведение выполняется механически, продолжительная работа утомляет ученика. В связи с этим копирование необходимо чередовать с самостоятельным написанием.
Методика использования данного приема такова: ученик обводит две буквы, после чего двигательный образ остается на некоторое время в памяти, и следующие 1—2 буквы ученик пишет почти без ошибок, затем для закрепления он обводит еще букву — и снова самостоятельное письмо и т.д.
Главное при копировании — это правильные движения руки при письме. Копировать можно через прозрачную бумагу, кальку.
Воображаемое письмо (письмо в воздухе). Письмо в воздухе отличается от копировального приема тем, что учащийся опирается не только на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Это позволяет усвоить и движение, и правильную форму всей буквы.
Воображаемое письмо проводится по написанному учителем образцу на доске или вслед за письмом учителя, а также по прописям. Можно писать и вовсе без образца.
И копировальный прием, и воображаемое письмо являются вспомогательными приемами.
Анализ формы букв. Анализ формы буквы можно вести по-разному:
1) раскладывая ее на зрительные элементы;
2) с точки зрения движений при письме;
3) в сравнении с ранее изученными буквами;
Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности.
Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование из элементов-шаблонов (прописи Н.Г. Агарковой)
Шаблоны элементов букв изготавливаются из плотной бумаги, при этом лицевая сторона отличается по цвету от изнаночной. Анализируя букву по форме, учащиеся подбирают необходимые элементы и конструируют букву. Затем пальцем выполняют движения написания буквы по шаблону. Для этого лучше иметь таблички с выпуклыми буквами, сделанными из шершавой бумаги.
Письмо под счет (тактирование). Письмо в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма определенного темпа. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно.
Счет зависит от того, какой элемент пишется. Движение основное («на себя») сопровождается счетом «раз, два, три». Соединительное движение («от себя») производится на счет «и». При этом продолжительность произнесения звука [и] зависит от длительности движения.
Поначалу учитель пишет на доске и тактирует, затем считает, сопровождая письмо учащихся.
Тактирование используется и при письме соединений, слогов и коротких слов.
Анализ ошибочного написания. При таком анализе в I классе ошибочное написание не выносится на доску. Учащиеся рассматривают письмо в своих тетрадях и отвечают на вопросы.
— Все ли элементы имеют одинаковый наклон?
— У кого элементы вышли за строку?
При этом учитель или учащиеся объясняют, что надо делать, чтобы ошибки не повторялись. Во II и III классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску. Дети находят ошибку, объясняют, как ее следует избежать. Для исправления ошибки прописывают букву, чередуя с написанием ее дополнительного элемента:
6. Письмо проводится непосредственно за уроком обучения грамоте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения. В последнее время распространяется практика интегрированных уроков обучения грамоте и письму.
Урок обучения письму проводится по следующей схеме.
Схема урока письма
1. Оргмомент. Упражнения для пальцев.
2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.
3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зрительных элементов буквы.
4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ двигательных элементов.
5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.
6. Чтение и звукобуквенный анализ соединений (слогов).
7. Письмо соединений (слогов).
8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.
9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий.
10. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.
В течение урока необходимо 2—3 раза проводить физпаузы как сидя
за партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса). Упражнения в письме следует чередовать с устной работой, чтобы предотвратить утомляемость детей. Необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы.
Уроки обучения письму, приемы, используемые на этих уроках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятельность учителя будет направлена на преодоление трудностей, испытываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие трудности.
7. Орфография — это система правил, обеспечивающая единообразие письменной передачи речи. Всякое нарушение орфографической нормы может привести к искажению мысли.
В начальной школе у детей формируется орфографический навык, основа этого навыка закладывается в период обучения грамоте одновременно с формированием графического навыка. Однако число правил, которыми руководствуются первоклассники, еще невелико. В период обучения грамоте школьники учатся:
1) соотносить букву и звук — сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных);
2) раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы, носители значений;
3) переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений (например, не переносить и не оставлять на строке одну букву);
4) употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных.
В этот период орфографическая работа строится главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и на семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). С морфологическим принципом русского правописания дети знакомятся лишь практически, на основе сопоставлений подготавливаются к выделению морфем в таких простейших случаях, как сад — сады, дома — дом, и учатся проверять на этой основе правописание гласных и согласных.
В связи с тем что в орфографической работе главное место принадлежит фонетическим и смысловым факторам, учитель отбирает соответствующие им методические приемы:
—звукобуквенный анализ и синтез;
—составление слов на наборном полотне;
—отчетливое проговаривание слов;
—смысловой анализ слов и предложений.
Обучение приемам письма. Обучая написанию букв, соединений слогов, на уроках письма следует учить различным приемам работы, необходимым детям и на других уроках: списыванию, письму под диктовку и т.д.
Списывание — основной вид письменных упражнений. Списывать можно с письменного и печатного текста. Важно с первых уроков научить послоговому списыванию. Для этого после прочтения слога и объяснения его написания детям предлагается написать слог не глядя на образец. А при списывании слова послед его прочтения и разделения на слоги учитель закрывает все слоги, кроме того, который списывается детьми в данный момент.
Списыванию может предшествовать звукобуквенный анализ, который предупредит ошибки при письме. Но такой анализ можно провести и после списывания, тогда это — проверка написанного. При списывании с печатного текста особое внимание уделяется анализу формы букв и объясняются необходимые приемы соединений. Можно проводить полное или выборочное списывание.
Письмо под диктовку — более трудный вид работы. Ему всегда должны предшествовать звукобуквенный анализ, объяснение написаний и соединений, а вслед за диктовкой проводится проверка написанного.
Подготовкой к письму на слух будет письмо по памяти или зрительный диктант. В первом случае дети запоминают слог или слово, объясняют написания и соединения, а затем сами себе диктуют. Во втором случае диктует учитель. Но за письмом должна следовать проверка.
Иногда в помощь письму под диктовку используются схемы слов, рисунки, опорные буквы или слоги, разрезная азбука.
Проговаривание — это прием работы, предупреждающий пропуск и замену букв. Может сопровождать и списывание и диктовку.
Проговаривание — это произнесение (прочтение) букв в том порядке, в котором они написаны. В этот момент допускаются отступления от орфоэпических норм.
Проговаривать слог или слово можно не только до письма, но и параллельно с ним. В последнем случае ребенок тянет каждый звук до тех пор, пока не закончит писать букву: у-у-м-м-н-н-а-а. Необходимо проговаривать учителю, отдельному ученику или хором. Но при самостоятельной работе следует добиться, чтобы каждый ребенок проговаривал только для себя, тихо («жужжание»).
Разнообразие в уроки письма внесут творческие упражнения. К ним мы относим те, которые содержат элемент выдумки, сочинительства, экспромта. Можно предложить детям дописать слог к имеющемуся, чтобы получить слово. Или один слог заменить другим, чтобы получить новое слово. Можно поменять слоги местами, придумать слог или слово, соответствующее заданной схеме, написать название предмета, изображенного на рисунке или заданного в форме загадки. Иногда предлагают списать предложение, в котором одно из слов зашифровано схемой, точками, рисунком.
В любом случае необходимо провести предупреждающую ошибки работу, а затем проверить написанное.
8. 8. В написании букв у первоклассников могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встречаются, кстати, не только в 1 классе, но и позднее.
Алфавитные (алфавитно-графические) ошибки, т. е. ошибки, состоящие в искажении букв, недописывание или прибавление элементов букв: "спол" — стол (не дописан элемент наклонной линии с закруглением внизу в прописной букве т), "рьл" — рыл (не дописан элемент у буквы ы); "стал" — спал (добавлена наклонная линия с закруглением внизу к букве п),зибр" — зубр (у буквы у нет петли) и т. п. Причины: неустойчивое внимание и усвоение начертания букв.
Алфавитные ошибки в I классе занимают одно из первых мест, они считаются грубыми, избежать их помогает устойчивое внимание.
К алфавитным ошибкам примыкают каллиграфические:
а) неумение придерживаться строки, разлиновки тетради;
б) неумение придерживаться установленных в "прописях" размеров букв: их высоты, ширины, размеров загиба, петли, наклона и т. п.;
в) неправильные соединения букв — вопреки "прописям", где все соединения букв показаны;
г) нечеткость вычерчивания букв; неровные овалы и полу-
овалы, неодинаковых размеров петли, "дрожащая" линия и пр.
К числу каллиграфических недочетов относится также слишком крупное или слишком мелкое письмо, неравномерность расстояний между буквами, угловатое письмо, слишком размашистое письмо, вычурное письмо с изломанными прямыми и округлыми штрихами, слишком тесное письмо, просто неряшливое письмо.
Для успешного преодоления каллиграфических ошибок письма важно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Чтобы преодолеть ошибки на нарушение наклона, необходима отработка прямых параллельных линий с нужным наклоном. Для исправления ошибок на нарушение пропорций следует развивать глазомер, без чего невозможно соблюдение пропорций. Искажение овалов, полуовалов и элементов, содержащих закругления, изогнутые линии требуют работы над кривыми линиями, изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки.
Общие для всех ошибок причины — недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, недостаточное освещение, неудобная мебель и т.п.
Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки могут возникнуть при написании той или иной конкретной буквы, и при обучении письму предупреждать возможные ошибки.
Графические ошибки — это нарушения правил русской графики, т. е. системы обозначения звуков буквами. В первом классе часто встречаются следующие типы графических ошибок:
а) пропуск букв в слове: случайные пропуски, по невниманию — "оуни" вместо окуни, "терадь" — тетрадь, "пеал" — пенал, а также пропуски букв, которые обусловлены дефектами детского произношения слов: шар(ф), дружн(о), солнц(е);
б) пропуски гласных букв — следствие ориентировки детей на согласные звуки при чтении и письме: "кньки" — коньки, "зйка" — зайка, "мшина", "мшна" — машина и т. п.;
в) пропуски слогов: "чить" — читать, "кги" — книги;
г) замена букв: "гнига" — книга, "Зля" — Юля, "нишка" — мишка, "Шучка" — Жучка, "узяла" — взяла. Причины здесь могут быть различными: написание "гнига" и "Шучка" может быть следствием слабого различения на слух парных звонких/глухих согласных; у ошибки "узяла" может быть диалектная причина.В остальных случаях причина, по всей вероятности, невнимательность;
д) перестановка букв и слогов: "рисюут" — рисуют, "граница" — граница, "жрмуки" — жмурки, "блелые" — белые и т. п.;
е) вставка и повторение букв и слогов: "летитит", "играрают", "докски", "боййцы" ИТ. п.; в некоторых случаях такие ошибки — следствие просторечного произношения: "октябырь" — октябрь, "шурушит" — шуршит, "буков" — букв и т. п.;
ж) полные искажения слов: 'квелый " — светлый, "гульдь " — гулять, "упи" — ушли и т. п.
Перечисленные ошибки в целом объясняются, во-первых, малым опытом чтения и письма первоклассников, недостаточным навыком звуко-буквенного анализа слов, низким уровнем внимания, его неустойчивостью, неумением сосредоточиться; во-вторых, психофизиологической причиной — нечеткостью слуховых и речедвигательных (кинестезических) образов слов в речевой памяти; в-третьих, влиянием просторечия и диалектного произношения. Ошибки данных типов исправляются и предупреждаются общей системой звуко-буквенного анализа, тщательной устной подготовкой к письму, контролем учителя при любом виде письма, а также самопроверкой.
Отдельно следует рассмотреть ошибки, состоящие в нарушении графических правил, которыми первоклассники должны уметь руководствоваться в практической форме. Это следующие ошибки:
а) обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака: "сьнек" — снег, "конки" — коньки, "цьветы" — цветы, "чи-тат" — читать, "дядь" — дядя, "деревьня" — деревня и т. п. Нетрудно заметить, что ошибки этой группы обусловлены слабым различением твердости/мягкости согласных. Многое зависит и от процесса письма; проследим, как первоклассник пишет, например, слово снег: если под влиянием мягкого [и'] он слышит мягкий [с'], то обозначает эту мягкость мягким знаком, не задумываясь над тем, что следующий соглас-лый звук — мягкий. При письме такие наблюдения слишком
трудны для детей, они возможны лишь на стадии устной подготовки к письму;
б) обозначение звука [j] й и гласными буквами: "заявка", "Юуля" — Юля, "сво" — свой, "зайц" — заяц, "нее" — ее, "иолка" — ёлка, "йехал" — ехал, "другой" — другой,"работайет" — работает. Ошибки свидетельствуют о том, что дети слышат звук [j] и, как правило, стремятся его как-то обозначить. Ко 2 классу эти ошибки исчезают;
в) обозначение мягкости согласных с помощью букв е, ё, я, ю: "лубит" — любит (мягкость звука [л'] не обозначена вовсе),"мач" — мяч (при длительном произношении слова ммяааа-ч слышен звук [а] — и школьник пишет букву а);
г) двойное обозначение мягкости: "у гусья" — у гуся, "детьи" — дети, "Галья" — Галя и т. п.
Ошибки на правила, противоречащие нормам произношения.Данная группа орфографических ошибок выделена в связи с тем, что их природа одна: дети пишут по логике произношения и допускают ошибки типа ь в сочетании чн, шн: "птичька", "ночька", "точька", "мощьный" и гласные с шипящими ш, ж, щ: "шына", "жыл", "хочю", "пищят" и т. п.
Основа предупреждения данных ошибок — орфографическая зоркость, внимание; школьнику необходимо постоянно держать в памяти подобные сочетания и следить за тем, чтобы не пропустить их при письме без проверки.
Собственно орфографические ошибки, т. е. ошибки на правила орфографии (и пунктуации):
а) правописание безударных гласных в корнях слов, проверку которых первоклассники должны знать: "каса" — коса, "на сонях" — на санях, "котала" — катала и т. п.;
б) правописание звонких/глухих согласных в корне слова (доступные случаи), например: "медветь" — медведь, "лошать" — лошадь, "сат" — сад, "моркофь" — морковь, "крук" — круг и т. п.;
в) слитное и раздельное написание слов (такие ошибки редки, если перед письмом проводится соответствующая подготовка);
г) употребление заглавной буквы в начале предложения;
д) заглавная буква в именах (ошибки встречаются нередко в диктантах, реже — при списывании);
е) отсутствие точки в конце предложения (дети довольно часто забывают ставить точку в конце предложения, но незнания данного правила не бывает);
ж) перенос слов (ошибки встречаются лишь в самостоятельном письме, которое протекает без непосредственной помощи учителя).
Орфографические ошибки встречаются и в написании непроверяемых слов, которые встречаются в "Азбуке" и, следовательно, входят в словарь первоклассников. Это не означает, что все слова из "Азбуки" дети должны уметь писать безошибочно, так как много слов, недоступных их уровню орфографического развития, — притаился (приставка при-), вырастают (чередование гласных о/а в корне слова), добросовестно (сложное слово), сосредоточивался (труден морфемный состав), Енисей, мотоцикл, космонавт (традиционные непроверяемые написания) и т. п.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
| | Значение сенсорной культуры для развития ребенка |
Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 4634;