Особенности овладения дошкольниками
Композиционными закономерностями
Общие положения
Специально вопрос обучения дошкольников композиции исследователями изучен недостаточно, однако в некоторых работах затрагивается ряд аспектов этой проблемы. Так, Е. А. Флёрина отмечала, что «в работе с детьми старшего дошкольного возраста крайне существенным является вопрос о композиции рисунка.
Первая стадия относится к задаче подумать, чтобы все поместилось, следующая — обдумать, что и где будет располагаться»1. Но первостепенной задачей исследователь считала планомерное, систематическое развитие наблюдательности детей, обусловливающей раскрытие и обогащение внутреннего мира ребенка. Это, по ее мнению, способствует развитию внимания к форме, симметрии, ритму, гармонии цвета, динамике как выразительным средствам. Е. А. Флёрина была убеждена, что доступным средством усвоения дошкольниками правил композиции выступает декоративно-прикладное искусство, сопоставляемое с природой. Именно такой подход казался ей наиболее приемлемым в отношении детей дошкольного возраста. Многие последователи Е.А.Флёриной (Н. П.Сакулина, Т.С.Комарова) неоднократно подчеркивали, что именно целенаправленное восприятие предметов окружающей действительности, закрепляемое в специальных заданиях, должно стать основой усвоения детьми композиционных закономерностей.
Восприятие и наблюдение детей за предметами, объектами, явлениями внешнего мира действительно должно быть целенаправленным. То есть взрослому необходимо обращать внимание ребенка на цвет, форму, фактуру, пространственные отношения и т.д., но делать это с раннего возраста, в тот период, когда ребенок начинает изучать пространство вокруг него, когда ему все непонятно и интересно. Организовать такое изучение на основе восприятия и наблюдения целесообразно при активности всех анализаторов малыша. Любое познание происходит у маленького ребенка по следующей схеме (схема 2).
Не стоит ждать, когда тот или иной предмет, явление попадет в поле зрения ребенка и заинтересует его, нужно стимулировать этот интерес, предлагать объект для изучения. Ведь если малышу не показать разные геометрические формы, он очень долго не узнает о том, что такое форма, не будет уметь сравнивать предметы по форме, вычленять в сложных формах более простые. Важно дать словесную характеристику обследуемому объекту, подкрепленную мимикой, жестами, тактильными действиями.
1.См.: Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М., 1956.
Схема 2
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 2581;