Композиция как выразительное средство искусства
Законы композиции
«Композиция (от лат. compositio) — составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного образа, обусловленное его содержанием, характером и назначением»1.
Основные законы композиции имеют объективный характер, существуют и действуют во всех видах и жанрах искусства. Овладевая ими, ребенок способен проанализировать любое произведение живописи и достичь выразительности образа в процессе собственного рисования.
Закон единства содержания и формы. Работа над созданием художественного образа с учетом этого закона есть воплощение эстетического, эмоционального, идейно-познавательного содержания в соответствующую материальную форму, наиболее глубоко раскрывающую замысел. Содержание и форма представляют собой две диалектические стороны одного целого в художественном образе, выразительность которого напрямую зависит от способности художника придать содержанию замысла конкретную образную форму. При этом становятся незаметными плоскость листа, цветовое и композиционное решение, а внимание концентрируется на сущности образа. Все изобразительные средства подчиняются раскрытию содержания художественного образа, что сохраняет цельность, внутреннее единство и дает возможность определить основное в образе.
Закон цельности. Этот закон вычленяется из основного положения о цельности мира и его материальности, предполагает подчинение всех элементов и частей произведения единому замыслу. Наличие нескольких несоподчиненных сюжетно-композиционных центров нарушает целостность восприятия художественного образа. Эмоциональное зрительное впечатление во многом зависит от способности подчинить второстепенное главному. Закон цельности проявляется также в логическом и эмоциональном построении сюжета, в согласованности поз, движений фигур, в изображении психологических состояний персонажей
Закон типизации. Типизация — один из наиболее важных законов создания художественного образа, тесно связанных с законом жизненной правдивости. Обобщая непосредственные явления действительности, автор отражает их существенные, отличительные черты в форме конкретных художественных образов. В процессе создания художественного образа он находит в жизни и стимулирующем материале прообразы будущих персонажей. Также посредством типизации художник стремится передать в одном кульминационном моменте признаки предыдущего и последующего состояний. Неоспоримым остается факт наличия новизны как одной из черт типизации.
1. Шорохов В. В. Основы композиции. — М., 1979. — С. 27.
Закон контрастов. В жизни природы и общества как объективная закономерность существуют контрасты. Контрастные отношения означают резко выраженные различия предметов, их свойств и качеств, они усиливают ощущение разницы между предметами, их частями или признаками и поэтому являются средством расчленения группы на отдельные предметы, а предмета — на отдельные части. Условно можно выделить следующие виды контрастов:
- цветовые (красный и зеленый; желтый и фиолетовый; и т.д.);
- контрасты форм;
- контрасты движения или динамики;
- тоновые (темный и светлый);
- величинные (большой и маленький);
- конструктивные;
- фактурные.
Контрасты имеют непосредственное отношение к построению художественного образа, от них зависит выразительность изображения. В живописи используются отдельные виды или одновременно несколько контрастов, которые способствуют выявлению содержания художественного образа, созданию цельности действия и единства композиции.
Закон подчиненности всех правил и средств выразительности единому замыслу. Художник ориентируется на создание цельно воспринимаемого, содержательного художественного образа, отличающегося своей неповторимостью. Также предполагается подчинение организации образа во всех деталях и частях не формалистическим требованиям, схемам, а единому содержанию.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 4961;