Уровни, формы и методы научного познания
Уровни | Эмпирический | Теоретический |
Формы | - научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании; - эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами. | - вопрос - проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая); - гипотеза – научное предположение; - теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений. - концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. |
Методы (строгость и объективность) | · наблюдение; · эксперимент; · измерение; · классификация; · систематизация; · описание; · сравнение. | · Единство исторического и логического · Восхождение от абстрактного к конкретному · Формализация · Математизация · Математическое моделирование |
9. Универсальные методы научного познания:
· анализ – разложение целого на части;
· синтез – воссоединение целого из частей;
· дедукция – выведение общего положения из фактов;
· дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
· аналогия – сходство нетождественных объектов;
· моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
· абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
· идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
11. Классификация социальных наук:
1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
12.Социальное и гуманитарное знание:
Общественные науки | |
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса | Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия |
Результат исследования | |
Социальное знание | Гуманитарное знание |
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений | Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений |
Особенности: · Понимание · Обращение к текстам · Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям | |
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы |
13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе
1. Особенности социального познания:
1.1. субъект и объект познания совпадают;
1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;
1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
1.4. сложность объекта познания – общества;
1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;
1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.
2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:
2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;
2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;
2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.
3. Социальный факт
3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;
3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).
3.3. виды социальных фактов:
3.3.1. действия, поступки;
3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;
3.3.3. словесные (вербальные) действия.
3.4. Оценка социального факта:
3.4.1. свойства изучаемого объекта;
3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;
3.4.3. познавательные цели исследователя;
3.4.4. личная позиция исследователя;
3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.
Образование и самообразование
1. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
2. Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
3. Функции образования:
1. экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);
2. социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);
3. культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).
4. Сеть образовательных учреждений в России:
1. дошкольные (ясли, детские сады);
2. начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);
3. дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);
4. среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);
5. высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);
6. постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);
7. подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);
8. духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).
Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
5. Общие тенденции в образовании:
· демократизация образования;
· рост продолжительности образования;
· непрерывность образования;
· гуманизация образования;
· гуманитаризация образования;
· интернационализация образования;
· компьютеризация образования.
6. Направления реформ в российском образовании – для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующиеприоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:
· Обеспечение доступности качественного общего образования
· Повышение качества школьной учебной литературы
· Повышение уровня оплаты труда работников образования
· Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования
· Повышение качества профессионального образования
· Расширение общественного участия в управлении образованием
· Развитие сети общеобразовательных учреждений
· Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений
7. Образовательная парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.
Религия как феномен культуры
Религия – это
· вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
· совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
· форма удовлетворения духовных потребностей.
2. Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
3. Элементы религии:
· вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
· культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;
· переживания;
· образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);
· символы.
4. Церковь– социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
5. Функции религии:
· мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание);
· регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность);
· терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);
· культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению);
· коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.);
· интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция).Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);
· легитимизирующая.
6. Формы ранних религий:
· анимизм (от лат.душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;
· фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;
· тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;
· магия (колдовство).
7. Религии современного мира:
· родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
· национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);
· мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2088;