Глава 27. Цели изменения в ТА

В предыдущей главе вы узнали о том, как терапевт и клиент договариваются о целях и задачах контракта. Как они представляют конечную цель процесса изменения? Как узнают об окончании совместной работы?

Автономность.Эрик Берн считал, что идеал заключается в автономности. Он не дал определение этому понятию, однако отме­тил, что автономность «характеризуется высвобождением или восста­новлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности».

Осознание — это способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец. Осознающий человек не объясняет и не отфильтровывает свои ощущения о мире так, чтобы они подходили под определения Родителя. При этом он находится в тесном контакте со своими телесными ощущениями и внешними стимулами.

В процессе развития большинство из нас систематически обучают тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к различным вещам, оценке своего поведения и поведения других людей. Например, предположим, что я присутствую на концерте. Во время игры музыкантов я могу внутренне проигрывать такой монолог: «Эта вещь написана, кажется, в 1856 году. Они играют слишком быстро. Хотел бы я знать, когда все это кончится? Сегодня нужно пораньше лечь спать, завтра так много работы...». Если я позволю себе осознать, что происходит, то выключу этот внутренний голос, буду слушать только музыку и получать от нее наслаждение.

Спонтанность — это способность выбирать из всего возмож­ного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения. Как человек осознающий ощущает мир, так же и спонтанный человек реагирует на него: прямо и открыто, воспринимая отдельные части реальности и не искажая ее в угоду Родительским определениям.

Спонтанность предполагает, что человек может свободно реагировать из любого эго-состояния. При этом он может думать, чувствовать ивести себя как взрослый, используя эго-состояние Взрослого. При желании он может войти в своего Ребенка и вновь воскресить в себе те творческие способности, ту интуицию и интенсивность чувств, которыми он обладал в детском возрасте. Он может также прореа­гировать из Родителя, тем самым проигрывая мысли, чувства и поведение, которым он научился у родителей или парентальных фигур. И независимо от используемого им эго-состояния, спонтанный человек будет свободен в своем выборе, в том, как реагировать на конкретную ситуацию, и не будет следовать устаревшим Родительским правилам.

Интимность. В главе 9 вы узнали, что интимность представляет собой открытое выражение чувств и желаний между мной и другим человеком. При этом высказываемые чувства являются аутентичными или подлинными. Таким образом интимность исключает возможность рэкета и игр. Находясь в интимности, человек сместится в своего Свободного Ребенка, предварительно убедившись в безопасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осущест­влению Родителем необходимой защиты.

Свобода от сценария. Хотя Э. Берн нигде не написал об этом прямо, под автономностью он понимал то же самое, что и свободу от сценария. Большинство теоретиков ТА разделяют эту точку зрения. Таким образом, мы можем предложить следующее определение: автономность — это поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность «здесь и теперь», а не на сценарные убеждения.

Вы можете спросить: «А разве эго-состояние Взрослого — это не определенный набор поведении, мыслей и чувств при реакции на «здесь и теперь»? Тогда быть автономным означает все время находиться во Взрослом?» Ответ на этот вопрос — «нет». Мы уже видели, что спонтанный человек может иногда при реагировании на «здесь и теперь» быть в эго-состоянии Ребенка или Родителя. При автономности выбор эго-состояния реагирования происходит свободно. Когда же человек находится в сценарии, он, напротив, будет переходить из одного эго-состояния в другое в соответствии со своими ограничен­ными детскими представлениями о жизни и сценарными убеждениями.

Хотя автономия не означает постоянное нахождение во Взрослом, она тем не менее предполагает обработку всей поступающей информации о мире с помощью эго-состояния Взрослого, а также включение осознания Взрослого при выборе необходимого для реагирования эго-состояния. Быть автономным вначале трудно, так как автономия предлагает гораздо больше возможностей для выбора, нежели сценарий. Интимность также может вначале казаться менее удобной и предска­зуемой по сравнению с играми или рэкетом. С практикой автономный выбор эго-состояния становится более свободным и легким. Со временем он может оказаться настолько быстрый и естественным, что эго-состояние Взрослого будет включать характеристики позитивного Ребенка и позитивного Родителя. Для этого состояния Берн предложил термин интегрированный Взрослый.

Решение проблем. С точки зрения Шиффов, автономная личность решает проблемы, а не находится в состоянии пассивности. В данном случае «решение проблем» включает не только мышление с целью решения проблемы, а предполагает также эффективное действие, направленное на осуществление поставленной задачи. Как мы уже знаем из главы 21, выражение аутентичных чувств также способствует решению проблем. Когда человек занят решением проблем, он адекватно воспринимает и реагирует на реальность. Таким образом, он не игнорирует реальность и не искажает ее, а это означает, что он свободен от сценария.

При применении ТА в организациях, образовании и других областях вне терапии в качестве цели изменения нужно ставить эффективное решение проблем, а не автономность или свободу от сценария, поскольку в этих областях игнорирование и нерешенные проблемы могут быть часто следствием плохой информированности людей, а не тем, что они находятся в сценарии. Таким образом, практику ТА необходимо сосредоточить внимание не на совершенствовании сценария, а на информационном обеспечении и развитии эффективных приемов реагирования на эту информацию.

Различные подходы к проблеме излечения.Одним из аспектов пристального внимания Э. Берна была проблема излечения. Он неоднократно подчеркивал, что работа практика ТА заключается в том, чтобы вылечить пациента, а не просто добиться прогресса в лечении.

В качестве иллюстрации своей концепции лечения, изложенной в работе «Принципы группового лечения», Берн использует метафору о «лягушках и принцессах». Он считает, что чтобы вылечиться, необхо­димо сбросить шкуру лягушки и стать принцем или принцессой. Прогресс же в лечении означает, что лягушке стало легче, но она еще не превратилась в принца или принцессу. В работе «Что вы говорите после того, как говорите "здравствуйте?"» Берн связывает излечение с полным разрывом со сценарием и выработкой нового пути развития.

Несколько лет назад «Журнал ТА» попросил различных авторов ТА принять участие в дискуссии относительно проблемы излечения, причем мнений было столько же, сколько и авторов. Далее мы предлагаем вам несколько идей, которые появились в результате состоявшейся дискуссии. Некоторые авторы придерживаются старого подхода к проблеме излечения, которое наступает при завершении контракта. При этом терапевт и клиент не ставят перед собой глобальной цели изменения, а просто работают до тех пор, пока клиент не выполнит как можно большее число пунктов в их совместном контракте. Другой широко распространенный взгляд, касающийся терапии, заключается в том, что излечение должно включать какой-то выход из сценария, причем такое сценарное излечение может быть поведенческим, аффективным или когнитивным или являться комбинацией этих трех факторов. Другими словами, из сценария можно выйти, изменив свое поведение, чувства или мысли. Ряд авторов предлагают четвертый подход в изменении сценария — соматическое излечение. Данный подход состоит в том, что человек, желающий выйти из сценария, должен изменить телесные ощущения. Например, он может снять постоянное мышечное напряжение или избавиться от каких-то психоматических расстройств.

Излечение: постепенное изучение новых методов. Независимо от того, как определяется сценарное излечение, оно редко наступает при использовании одного метода. Чаще излечение — это изучение и опробование новых способов и подходов. Когда кто-либо достигает значительного изменения в своем сценарии, он обычно в течение нескольких недель или месяцев находится в приподнятом настроении, а затем на некоторое время возвращается к прежнему поведению, будто забыл там что-то хорошее. Важно, чтобы клиент осознавал, где он, и не находился бы в этом состоянии слишком долго. При этом старое поведение уже не так приятно, как раньше, и к тому же у человека имеется выбор, следовательно, он быстрее выходит на этого состояния. Довольно скоро прежнее поведение теряет для него всякую привле­кательность и он полностью выходит из него.

Возможно, следующий текст лучше всего передает процесс измене­ния.

Поршия Нельсон








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 690;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.