Речь и язык, виды и функции речи. Сенсорно - перцептивные процессы – это процессы воспроизведения и переработки информации.
4.1 Понятие «ощущения»
Сенсорно - перцептивные процессы – это процессы воспроизведения и переработки информации.
Ощущение - элементарный психический процесс.
Ощущение – это процесс отражения отдельных частей или свойств предметов или явлений окружающей действительности при непосредственном воздействии на органы чувств. Итог возникновения ощущений – некое чувство (громкость, яркость).
Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.
Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами.Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему (афферентному) нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Ответная реакция передается по эффективному (двигательному) нерву.
Рецептор, проводящие нервы и участки в коре головного мозга, представляющие собой единую морфологическую и функциональную структуру, И.П. Павлов назвал анализатором. Для возникновения ощущения необходима сохранность всех частей анализатора. Человек может ослепнуть или оглохнуть при полной сохранности органов чувств, если в коре мозга произойдет нарушение работы нервных клеток анализатора.
Центральная часть анализатора (его корковая зона) состоит из ядра и рассеянных по коре нервных клеток, которые называются периферическими элементами. Благодаря деятельности коркового ядра анализатора осуществляется наиболее точное различение качеств раздражителя (например, оттенков цвета и светлоты в зрительном анализаторе). Рассеянные элементы и взаимодействия между анализаторами различных органов чувств. Вся кора мозга представляет собой гигантский анализатор, отдельные части которого специализированы на отражении определенных свойств предметов.
Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безусловнорефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Но все богатство человеческих ощущений есть результат развития и воспитания. Таким образом, деятельность анализатора является условнорефлекторной.
Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с движением, либо с перестройкой вегетативных процессов. Двигательные импульсы, которые осуществляют ответную реакцию, в свою очередь вызывают поток чувствующих нервных импульсов, сигнализирующих об эффекте приспособительной реакции. В анализатор поступает новый ряд настроечных импульсов. Описанное явление получило в физиологии название обратной афферентации.
Итак, физиологический механизм ощущений может быть охарактеризован как механизм условнорефлекторной деятельности анализаторов, возникающий на базе ограниченного числа безусловных рефлексов. В первосигнальные механизмы ощущений человека включена деятельность второй сигнальной системы.
Классификация ощущений.Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.
Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.
По виду анализатора, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде.
Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.
Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека учитывают при окраске рабочих помещений.
Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе (улитка со слуховой мембраной и чувствующими волосками). Внешнее ухо (ушная раковина) собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.
Вибрационные ощущения. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды.
Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.
Вкусовые ощущения. Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое.
Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная (ощущение прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла), болевая.
Кинестетические ощущения. Кинестетическими ощущениями называют ощущения движения и положения отдельных частей тела.
Органические ощущения. Большое количество рецепторных окончаний расположено на внутренних органах. Ощущения, возникающие от них, образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Выделяют и отдельные органические ощущения, как, например, чувство голода, жажды, болевые ощущения.
По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстерорецептивные ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные ), проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные) и интерорецептивные (ощущение голода, жажды, боли, равновесия, ускорения).
По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность. Так, дистантную рецепцию можно считать новой по сравнению с контактной, но в структуре самих контактных анализаторов выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность является более древней, чем тактильная.
Процесс возникновения ощущений подчиняется определенным закономерностям. Рассмотрим основные закономерности ощущений. К ним относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.
Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.
В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению.
Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности. Действие на нервную систему раздражителей, которые не достигают пороговой величины, не остается бесследным. Эти раздражители изменяют пороги чувствительности и могут подсознательно корректировать движения и действия.
Кроме силы, раздражитель характеризуется длительностью воздействия, т.е. тем отрезком времени, в течение которого он действует на орган чувств. Известно, что существует зависимость между силой раздражителя и длительностью его воздействия, необходимой для достижения пороговой величины. Чем слабее раздражитель, тем больше времени необходимо для того, чтобы он вызвал ощущение. При длительном воздействии (больше секунды) возникновение ощущений начинает зависеть лишь от силы раздражителя.
Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.
Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются также порогами чувствительности к различению. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к различению.
В жизни мы постоянно замечаем изменение освещенности, увеличение или уменьшение звука. Это проявление порога различения.
Адаптация – изменение чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.
Различают позитивную (повышение чувствительности) и негативную адаптацию (потеря чувствительности).
Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая адаптируемость отмечается в обонятельных ощущениях, тактильных (мы не замечаем давления одежды на тело), световых, значительно меньшая – в слуховых, холодовых. С негативной адаптацией мы встречаемся в болевых ощущениях. Боль сигнализирует о разрушении органа, и понятно, что адаптация к боли может привести к гибели организма.
4.2 Понятие «восприятие»
Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.
Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание картины, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).
Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какай-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления.
Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуется несколько различных анализаторов.
Физиологические основы восприятия. Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.
Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства.
Свойства восприятия:
Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Это особенность характеризует избирательность восприятия. Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности.
В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Предметность восприятия – способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг различает предмет, фон и контур их восприятия. Контур предметов восприятия. Некоторые работы И.М. Сеченова, исследования Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева показали, что первоначальной и общей возможностью восприятий является выделение контура предмета. И лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается различение формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Выделение предмета из общего фона составляет необходимое условие отчетливого восприятия. При восприятии происходит смена фигуры и фона. Фигура и фон восприятия динамичны. То, что было фигурой восприятия, может за ненадобностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на какое-то время сожжет стать фигурой восприятия. Динамичность соотношения фигуры и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимальной возбудимости по коре больших полушарий головного мозга.
Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной чувствительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность, обследование предмета через образ; возникновение образа из чувственных качеств в свою очередь опосредовано предметным значением, к которому приводит истолкование этих чувственных качеств. Предметное значение как бы апперцепирует, вбирает в себя и истолковывает чувственные данные, полученные в результате восприятия.
Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Содержание и характер протекания восприятия зависят от установок отдельных людей, различия в их опыте, интересах, общей направленности личности. Известно, что восприятие рисунка, мелодии, кинокартины у разных людей отличается своеобразием. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией. Апперцепция – одно из важнейших свойств восприятия. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним.
Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становятся возможными целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов, т.е. мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия.
Константность восприятия - относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Висящая на стене картина воспринимается нами одинаковой по величине при нашем передвижении по комнате. Константность восприятия величины имеет свои пределы. При большой удаленности предметов это свойство нарушается. Если вы стоите на мосту и смотрите на убегающие вдаль машины и удаляющихся людей, то воспринимаемые образы будут изменяться по величине. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет огромное практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения мы сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее.
Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. Восприятие характеризуется целостностью. Восприятие целостно, происходит от целого к частному. Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
Восприятие структурно – в восприятии обычно каждая часть зависит от того окружения, в котором она дана. Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру.
Виды восприятия могут быть выделены не только по ведущему анализатору, но и в зависимости от объекта, который отражается в восприятии.
Все предметы и явления окружающего мира существуют в пространстве и во времени.
В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов.
Восприятие величины и формы предметовосуществляется, следовательно, при сложном сочетании зрительных, осязательных и мускульно-двигательных ощущений.
Восприятие объемности и удаленности предметов. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет правильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах. При одновременном видении двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаза интегрируются (объединяются) в мозговой части зрительного анализатора. Возникает впечатление объемности воспринимаемого предмета.
При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.
В восприятии пространства, в частности в оценке расстояния, играют роль обонятельные и слуховые ощущения. По возникшему запаху можно, например, определить, что где-то недалеко находится столовая, по звуку шагов – распознать, далеко ли от вас идет человек.
Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета - иногда восприятие предметов бывает ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В большей мере известны зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полоску полнит фигуру, а в вертикальную – удлиняет. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию простора.
Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. Физиологической основой процесса восприятия времени, как это экспериментально доказали И.П. Павлов и его последователи, являются условные рефлексы на время, которое постоянно вырабатываются у человека. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время. Точному, непосредственному восприятию времени поддаются лишь короткие временные интервалы. Установлено, что наиболее точной оценке временных промежутков способствуют слуховые и двигательные ощущения. При восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и преуменьшать большие промежутки времени. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересные, малосущественные, время тянется медленно. На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное событие долго не наступает. При воспоминании прошлого наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные малоинтересными и однообразными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие. Некоторый субъективизм в оценке времени зависит и от возраста человека: детям кажется, что время идет медленно, взрослые поражаются, как быстро оно летит.
Восприятие движения – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях взаимоотношений и взаиморасположения предметов окружающей среды. Знания о перемещении предметов человек получает, непосредственно воспринимая движение. Восприятие движения может осуществляться также на основе умозаключений. Воспринимая движение, прежде всего воспринимают его: характер, форму, амплитуду, направление, скорость, продолжительность, ускорение.
Восприятие человека человеком. В процессе общения каждый человек раскрывается как личность, как индивидуальность в совокупности возрастных, половых, конституционных, психологических особенностей, которые запечатлеваются в образах и понятиях взаимодействующих людей. В зависимости от задач совместной деятельности, обстановки общения, характерологических свойств окружающих, значимость каждой из особенностей личности может быть различной и отражаться своеобразно. В процессе коммуникативных отношений отражаются особенности внешнего облика людей, их манеры, привычки, речь, эмоциональные проявления, непосредственные реакции, действия и пр.В исследованиях, посвященных изучению особенностей восприятия человека человеком, подчеркивается чрезвычайное значение выражений лица для распознавания эмоциональных состояний. Большим информационным содержанием обладают жесты. По ним можно судить об отношении человека к окружению, событию. Особенности жестикуляции могут раскрывать определенные качества личности, например, несобранность, суетливость, склонность к позерству и т.д. Наблюдения за походкой (ее ритмом, скоростью, изменчивостью, твердостью, эластичностью) помогут сделать выводы о психическом состоянии человека, о роде его занятий (моряк, солдат, спортсмен, балерина). Много дает восприятие особенностей речи: скорости разговора, длины фразы, конструкции предложений, использования художественных средств, жаргонных слов и выражений, расстановок ударений, оговорок, речевых ошибок и др. Стиль речи оценивается партнером и влияет на общее мнение о личности говорящего.Внешняя сторона отдельных проявлений, поступков человека может и не раскрывать всей сложности их внутреннего содержания. Поэтому процесс общения – не простое отражение психологических проявлений собеседников. Он становится процессом психологического познания человека другой личностью.
В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности, восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, рядоположностью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность.
В преднамеренном восприятии человек ставит цель, прилагает определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение, произвольно выбирает объекты восприятия. Таким восприятием будет, например, слушание доклада или просмотр тематической выставки книг.
По степени развернутости различают сексуссивное и симультанное восприятие.
Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Если человек систематически упражняется в наблюдении, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность – это умение подмечать характерные, существенные, но мало заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Наблюдательность нужна людям самых разных профессий. Она развивается в процессе постоянного, систематического совершенствования восприятия.
Типы восприятия и наблюдения. В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном.
У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них.
Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Для них характерно стремление выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они скрупулезно внимают во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений.
У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов – ч их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада является наиболее благоприятным для деятельности.
Встречаются, наконец, люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия и наблюдения таких людей путаны, неорганизованны. Это люди эмоционального типа восприятия. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители. Предметное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям.
4.3 Понятие «память», процессы памяти
Память – это психический познавательный процесс, сущность которого в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.
Память является основой психической жизни личности. Клинические наблюдения показывают, что «человек без памяти» перестает быть личностью; он автомат, действующий под влиянием примитивных потребностей и сиюминутных внешних стимулов.
По материалу, который запоминается, сохраняется и воспроизводится, выделяют образную (память на зрительные, слуховые, обонятельные и др. образы), двигательную (память на движения), словесно-логическую (память на смысл изложения) и эмоциональную память (память на чувства).
По времени, протекающему между запоминанием и воспроизведением, выделяют долговременную и кратковременную память.
Исследование ассоциативных законов памяти проводилось долгие годы, прежде чем найден в механизмах мозга материальный эквивалент этой связи, открытый И.П. Павловым, - условнорефлекторная связь. Временная нервная связь является материальным механизмом ассоциаций. Носителем следов, определяющих память, выступают динамические нервные связи.
С этой точки зрения память является системой организованных ассоциаций, возникающих между воздействовавшими раздражителя или между ними и различными психическими образами и состояниями, сохраненными в опыте. Психологами было выделено несколько видов ассоциаций: по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контрасту. Ассоциации выступают как механизм запоминания, так и воспроизведения.
Ассоциативные механизмы несомненно имеют место в памяти. Используя их, можно организовать запоминание и воспроизведение, но эти механизмы не исчерпывают все явления памяти.
В последние десятилетия возникло учение о следах памяти на биохимическом и биофизическом уровне. Высказана гипотеза, что удержание материала в кратковременной памяти существует благодаря циркуляции электрических потенциалов, возникших в результате возбуждения группы нейронов. Долговременная память связана с изменением структур рибонуклеиновых кислот. Для перевода следа из кратковременной памяти в долговременную необходим период до 30 минут. Согласованной теории следов памяти еще нет.
Характеристика процессов памяти и их закономерностей.
К процессам памяти относят: запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Запоминание – запечатление в сознании человека полученной информации.Процесс запоминания протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.
Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления в кратковременной памяти возникают эйдетические образы.
Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения.
Ведущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности. В обучении, когда объем запоминаемого материала большой, или при необходимости удержать большой объем информации в соответствии с целью деятельности человек прибегает к заучиванию.
Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. В зависимости от приемов заучивания различают механическое заучивание и логическое, т.е. заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое.
По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое. Механические связи отражают пространственное положение, временную последовательность запоминаемых объектов. Смысловые – отражают закономерные связи.
Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание. Обе эти стороны важны для личности. Обычно бросается в глаза лишь отрицательная сторона забывания. Студенту нужно припомнить, а он забыл. Между тем забывание полезно и органически связано с формированием опыта личности. Все те сведения, которые неактуальны, не повторяются, не воспроизводятся человеком даже во внутреннем плане, должны забываться. Без забывания в сознании сосуществовали бы одновременно как личностно значимая, так и случайная информация. Однако несомненно, что в обучении забывание нежелательно.
Исследование хода забывания показало, что наибольший процент забывания падает на первые 48 часов после восприятия или заучивания материала. Отсюда следуют некоторые рекомендации по борьбе с забыванием.
Повторять материал следует спустя небольшое время после его восприятия. Например, полезно вечером прочитать записанную утром лекцию, вспомнить то, что не вошло в конспект. Это предупредит забывание.
Способствует прочному сохранению активное включение приобретенных знаний в деятельность.
Возникает вопрос: является ли забывание результатом полного стирания в мозгу следов раздражителя или забытые знания сохраняются бессознательно? Известны факты гипнотического внушения человеку состояния давно прожитых лет. Например, взрослому внушают, что он – ребенок 5 лет. Оказывается, форма поведения в гипнотическом состоянии начинает соответствовать пятилетнему возрасту. Этот и ряд других фактов позволяют предположить, что сохраняемое в долговременной памяти не стирается, а становится неосознаваемым.
Сохранение нельзя трактовать как пассивный процесс хранения. Память не склад. Сохранение – процесс динамический. Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они вступают в новые связи (ассоциируются), уточняются и дифференцируются обобщаются и перекодируются.
Воспроизведение – воссоздание в деятельности и общении ранее сохраненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроизведения.
Узнавание – воспроизведение при опоре на восприятие объекта. Можно наблюдать такие факты. Ученик не помнит урока, но утверждает, что учил. Действительно, достаточно ему посмотреть на выученный материал одну-две минуты, и он может его правильно воспроизвести. Это и есть первый уровень воспроизведения. Материал запомнен еще не настолько прочно, чтобы его можно было воспроизвести без опоры на восприятие. В процессе запоминания узнавание мешает заучиванию. Читая повторно, ученик узнает материал, и ему кажется, что он помнит его настолько прочно, что может рассказать сам. Поэтому следует посоветовать при заучивании не читать, а воспроизводить, и тогда станет ясно, что еще не запомнено.
Собственно воспроизведение – воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие. Его признаком является отсутствие волевых усилий при припоминании. Материал как бы сам всплывает в памяти. Однако для воспроизведения больших по объему текстов желательно иметь опору в виде плана.
С позиций кибернетики воспроизведение описывается как вывод материала из долговременной памяти в оперативную. Оперативная память направлена на обслуживание протекающей в данный момент деятельности. Воспроизводя, мы удерживаем в кратковременной памяти то, что уже сказано по данному вопросу, помним, например, грамматическую конструкцию произносимого предложения, фиксируем реакцию слушателей на сказанное и в соответствии с запомненным вносим коррективы в высказывание. Воспроизведение – сложная мнемическая деятельность, а не механическое повторение неизменной магнитофонной записи.
Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание требует волевого усилия, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли. Можно рекомендовать два приема припоминания: ассоциирование и опору на узнавание. Три уровня воспроизведения вплетены один в другой и всегда взаимодействуют в мнемической деятельности.
Виды памяти. Существует общий уровень развития памяти человека. Говорят о людях с хорошей или плохой памятью, имея в виду общую недифференцированную характеристику памяти. Кроме этой общей характеристики, можно выделить уровень развития у каждого человека отдельных видов памяти: словесно-логической, образной и эмоциональной.
Словесно-логическая память – память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Человек с хорошим развитием этого вида памяти легко запоминает слова, идеи, логические конструкции. Запоминаемый материал часто не вызывает зрительных ассоциаций. В жизни такой человек не прикладывает усилий, запоминая фамилии, имена и отчества, но образная идентификация людей осуществляется с большими усилиями. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного к философским обобщениям, теоретическим рассуждениям.
Образная память – память на представления. Уровень ее развития может быть неодинаков для различных модальностей. Поэтому выделяют зрительную, слуховую, двигательную память и рассматривают отдельно уровень их развития. У людей различается по уровню развития обонятельная, вкусовая и другие виды памяти.
Преобладание у человека одного из названных видов образной памяти легко прослеживается в обучении. Если ученик лучше запоминает, читая про себя, - у него зрительная память. Она может быть настолько сильно развита, что, припоминая, ученик «видит» страницу, на которой написан нужный ему материал. Если ученик лучше запоминает, когда слышит прочитанное, - у него слуховой тип памяти. Зрительно-двигательная память хорошо развита у ученика, который грамотно пишет, но не знает правил грамматики. В профессиональной деятельности зрительная память развита у художников, слуховая – у композиторов, двигательная – у спортсменов.
С одной стороны, все виды памяти учащихся следует развивать, давая задания, включающие нагрузку на различные виды памяти. С другой стороны, следует помочь ученику эффективно использовать тот вид памяти, который у него лучше развит. Общее развитие памяти зависит от умения личности одновременно включить в запоминание материала все виды памяти.
Соотношение уровней развития запоминания и сохранения. Запоминание может быть измерено количеством повторений, которое необходимо для воспроизведения того или иного материала. Забывание измеряется временем, протекающим от момента заучивания до забывания. По этим параметрам встречаются следующие типичные особенности памяти:
1. Быстрое запоминание и быстрое забывание. Здесь необходима своевременная организация повторений материала.
2. Медленное запоминание и медленное забывание. В этом случае необходимо обращать внимание на систематическое заучивание небольшими порциями.
3. Быстрое запоминание и медленное забывание. Это самое удачное сочетание особенностей процессов памяти.
4. Медленное запоминание и быстрое забывание. Это наименее удачное сочетание процессов памяти. Следует постоянно работать над развитием памяти.
Объем, точность, мобилизационная готовность, уверенность вправильности воспроизведения.Эти параметры также характеризуют индивидуальные особенности мнемической функции личности.
Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла (слоги, числа, слова иностранного языка, новые термины), равен магическому числу Миллера 7±2. Число Миллера указывает на количество единиц информации, которое люди обычно удерживают в памяти. Эпитет «магическое» оно получило потому, что характеристики объема внимания и восприятия также оказались в этих пределах.
Характеризуя объем памяти, следует обратить внимание, что единица информации - понятие относительное. Число запоминаемых слогов может быть равно 7, но и число запомненных слов равно также 7, хотя в этом случае слогов будет запомнено во много раз больше.
Объемная характеристика памяти человека должна учитываться в общении с людьми, в обучении.
Точность памяти – способность без искажения, в тех же самых словах. Воспроизвести информацию.
Мобилизационная готовность памяти – умение припомнить нужный материал в требуемом объеме в данной момент. Мобилизационная готовность памяти развивается в общении, в воспроизведении запомненного материала в новом для него контексте.
Уверенность в правильности воспроизведения также связана с широким комплексном личностных качеств человека. Уверенность связана с уровнем развития наблюдательности. Наблюдательный человек обычно более уверен в точности воспроизведения воспринятого, чем невнимательный. Уверенность зависит от внушаемости. Внушаемый менее уверен в правильности воспроизведения, чем менее внушаемый. Целенаправленное запоминание с установкой на долгое сохранение также способствует уверенному воспроизведению. На уверенность влияют волевые черты личности и уровень развития мышления.
Важнейшим фактором индивидуального развития памяти является деятельность. В зависимости от того, какой материал, с какими целями запоминает человек, у него формируется профессиональная память.
Психологические исследования показывают, что с возрастом способность к запоминанию снижается, но в профессиональной памяти это наступает значительно позже и выражено не в столь заметной степени, как по отношению к другому материалу.
Среди личностных особенностей памяти особое место занимают воспоминания. Воспоминания – воспроизведение в памяти событий жизненного пути личности. Благодаря воспоминаниям сохраняется единство личности на всех этапах жизненного пути – от раннего детства до старости. Воспоминания – источник развития самосознания.
С возрастом воспоминания во все большей степени становятся составной частью духовной жизни личности.
4.4 Понятие «воображениe»
В сложной структуре человеческой психики есть удивительная особенность – наличие воображения.
Воображение – это психический познавательный процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов.
Как и все психические процессы, воображение обусловлено активностью головного мозга, его коры. В ней замыкаются связи при восприятии и запоминании впечатлений от окружающего мира. Здесь же, в коре, происходит и перегруппировка этих связей (ассоциаций). Образование новых ассоциаций из имеющихся в памяти представлений и есть физиологическая основа воображения.
Исследования последних лет показали, что определенную роль в процессе воображения играют подкорковые центры, и в частности гипоталамическая система. Обнаружено, что этот подкорковый центр участвует в построении цепи последовательно сменяемых действий.
Рассматривая связь воображения с нервно-мозговыми и органическими процессами, следует отметить другую сторону – влияние образов фантазии на эти процессы. Из повседневной жизни каждому известно, как создаваемая воображением картина опасности вызывает учащение пульса, изменение дыхания. Больше того, под влиянием созданного образа в ситуации ожидания человек может действовать не с учетом реальных обстоятельств, а в соответствии с созданной его воображением моделью.
Образы фантазии вызывают соматические (телесные) изменения.
Исследователями установлен следующий факт. Если человек представляет движение какой-либо части собственного тела (руки, ноги, наклон туловища, вращение головой и т.д.), но не производит этого движения, то в мышцах, которые должны осуществлять его, фиксируются импульсы, аналогичные тем, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Правда, импульсы при образе движения значительно слабее, но «рисунок» их одинаков. Это так называемые идеомоторные акты. Ими широко пользуются спортсмены, люди овладевшие двигательными трудовыми навыками, так как неоднократное повторение представления движения упрочивает механизм выполнения данного действия. Тренеры рекомендуют своим воспитанникам перед выполнением упражнения проделать его в уме, представить от начала до конца, такое «проигрывание» улучшает выполнение упражнения.
Вышеприведенные случаи влияния воображения на органические и соматические процессы – факты нормальной мозговой деятельности. Между тем в клинической практике нередки случаи изменения воображения в связи с патологией мозговой деятельности. Наиболее показательным является галлюцинация, при которой больной «воспринимает» несуществующий объект.
Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и т.д. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Ярким примером может служить чтение художественной литературы, агрегата, плана сооружения.
Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает.
Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее.
Принято различать несколько приемов создания творческих образов. Наиболее простым является агглютинация (в переводе с греческого - склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост - рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время.
Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строиться образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела – бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (локатор – аналог с органами ориентации летучей мыши).
Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид современного самолета очень напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с птицей.
Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения (преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особенно подчеркивается. Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж.
Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование – подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то преувеличение (приуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию. Например, сказки для детей «Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском.
Наиболее сложный прием творческого воображения – типизация. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее. Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации выразить не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное (его дела, взаимоотношений с другими людьми). По этому поводу А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать - пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это – обобщенные типы». Типизация как прием воображения близко примыкает к мышлению.
В психологии принято выделять непреднамеренное и преднамеренное воображение (непроизвольное и произвольное). Непроизвольное характеризуется неучастием или крайне незначительным включением в процесс создания образов целеполагания и волевого усилия. Крайним случаем такого воображения считается сновидение.
С физиологической точки зрения сновидения обусловлены неравномерным торможением различных участков коры и подкорки: одни из них находятся в состоянии глубокого торможения, другие – в полузаторможенном, третьи – в бодрствующем состоянии. Неравномерность, а также подвижность (перемещение возбуждения и торможения), не подчиненные управляющим сигналом коры, приводят к случайному сочетанию возбужденных участков (клеток) и случайному содержанию сновидений.
Спящий человек не реагирует сознательно психическую деятельность, поэтому нет и целеполагания, произвольного управления познавательной и эмоциональной деятельностью.
В бодрствующем состоянии у человека можно отметить несколько видов непреднамеренной фантазии. В пределах воссоздающего воображения следует назвать тот случай, когда воссоздание знаковой системы не требует постановки цели и усилия воли. При чтении художественного произведения мы не прилагаем усилия для оживления картины, «стоящей» за текстом; она рисуется по мере чтения.
Непреднамеренным видом воображения являются грезы. Грезит человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.
Преднамеренное воображение. Для него характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренное может быть как воссоздающее, так и творческое воображение.
Особое место в структуре воображения занимает мечта – образ желаемого будущего. Мечтает человек о том, что привлекает, что доставляет радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. О неприятном, безрадостном человек не мечтает. В мечте может быть выражен смысл всей жизни. Она может быть реальной и нереальной. В первом случае человек достаточно отчетливо представляет содержание мечты и пути ее достижения. Во втором – есть содержание, но нет путей ее реализации, и они не могут быть найдены при данных обстоятельствах. В мечте заложено активное начало, она является в определенном смысле движущей силой дел и поступков человека, поскольку последние реализуют ее.
Воображение различается у людей по нескольким признакам. Прежде всего индивидуальное своеобразие выражается в яркости образов. У одних они отчетливые, у других людей образы бледные, расплывчатые, своеобразные образы-схемы.
Индивидуальные различия в воображении также определяются областью деятельности, в которой оно проявляется, - музыкальной, литературной, инженерной, общественной и т.д.Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности.
4.5 Понятие «внимание»
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.
Итак, внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.Способность произвольно направлять и сосредоточивать внимание выражает активность человека.
Физиологический механизм внимания сложен. В настоящее время он рассматривается как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы и отсеивающий мало значимые сигналы.
Механизм внимания связан с рефлекторной деятельностью мозга. И.П. Павлов выделил у животных безусловный ориентировочный рефлекс, который он назвал рефлексом «что такое?». Биологическое значение его состоит в том, что животное выделяет в окружающей среде новый раздражитель и реагирует соответственно с его значением. В ориентировочном рефлексе, который является врожденным и у людей, ясно прослеживается зависимость внимания от внешних раздражителей. Однако этот рефлекс не может объяснять всей сложности произвольного внимания человека, которое развилось в процессе трудовой деятельности и опирается на более сложные механизмы.
Понять физиологическую картину динамики внимания помогает открытое И.П. Павловым явление, которое получило название оптимального очага возбуждения. На мозг в каждый момент действует ряд раздражителей (слуховых, зрительных, кожных и др.). Под их влиянием в коре больших полушарий возникает множество различных по силе очагов возбуждения, обеспечивающих продуктивность внимания.
Изучая физиологическую деятельность мозга, А.А. Ухтомский создал учение о доминанте. Доминанта, или господствующий очаг возбуждения, отличается от подвижного оптимального очага возбуждения повышенной устойчивостью. Она не только тормозит вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна усиливаться за их счет, переключить на себя процессы возбуждения, возникающие и в других нервных центрах.Ни оптимальный очаг возбуждения, ни доминанта не вскрывают до конца механизмы внимания человека, особенно его произвольный характер. Поэтому в динамике внимания исключительное значение имеет умение поставить цель. Постановка и постоянное уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание.
По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.
Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека.
Излагая учебный материал, преподаватель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь неспособна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. Выразительная речь приковывает внимание своей формой.
Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя. С этой особенностью внимания следует считаться при использовании на занятиях наглядных пособий.
Вызывает внимание начало и прекращение действия раздражителя. Выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание учеников, чем делать им замечания. Замечание всегда переключает внимание других на учащегося, нарушившего дисциплину, и отвлекает их от учебной работы. Иногда полезно начать говорить, не ожидая абсолютной тишины в аудитории. Рассказ привлечет внимание учащихся, которые еще не успели сосредоточиться на занятиях.
Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в нем, с его значимостью для личности. Потребность в пище делает ее объектом внимания для человека, который никогда не был гурманом. Представление яств и разговоры о них всегда являются предметом мысли голодного. Удовлетворение потребности приводит к угасанию непроизвольного внимания.
Произвольное внимание. Синонимами слов произвольное внимание являются слова активное и волевое. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.
Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.
Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием. На лекции и на уроке в старших классах для этой же цели учащимся полезно вести записи.
К условиям, облегчающим поддерживание произвольного внимания, относятся особенности обстановки рабочего места. Важным условием поддерживания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие факторы), значительно ослабляет произвольное внимание.
Третий вид внимания - послепроизвольное. Сам термин подсказывает, что этот вид внимания возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.
По тому, находится ли объект внимания во внешнем мире или им являются ощущения, мысли, переживания личности, выделяют внешненаправленное, или перцептивное, и внутреннее внимание.
Внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием. Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга; трудно быть одновременно сосредоточенным на внешних и внутренних явлениях. Внутреннее внимание способствует моделированию будущего действия и его последствий, является необходимым условием развития сознания и самосознания. Умение думать и обдуманно действовать невозможно без развития внутреннего внимания. Привычка оценивать события прошедшего дня, еще раз мысленно обращать внимание на свое поведение в различных обстоятельствах чрезвычайно важна для становления личности (рефлексия).
Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.
Объем внимания. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Для определения объема внимания экспонируют (показывают) группу объектов (цифры, не связанные между собой буквы; отдельные предметы) в промежуток времени, равный 1/10 сек. Этого времени достаточно для того, чтобы возникло отчетливое зрительное восприятие.
У взрослого человека объем внимания равен 4 – 6 объектам, не связанным между собой. Если включить буквы в смысловое целое (слово), то количество отражаемых отдельных букв значительно возрастает.
Распределение внимания. Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.
Умение распределять внимание тренируется в деятельности.
Концентрация внимания. Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте – концентрация, или интенсивность, внимания. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
Концентрация тесно связана с объемом внимания и распределением.
Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек.
Свойством, противоположным устойчивости, является отвлечение, которое выражается в колебаниях внимания.
Частые колебания внимания в небольшие промежутки времени (1 – 5 сек.) не оказывают заметного влияния на его устойчивость при выполнении сложной и интересной деятельности. Но, как показывают наблюдения, через 15-20 минут колебания внимания приводят к непроизвольному отвлечению внимания от объекта.
Зная это свойство внимания, преподаватели предусматривают смену различных видов деятельности учащихся на занятии через 10-15 минут.
Переключение внимания – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.
Переключение внимания зависит от характера объектов. Большое значение имеет привычка переключить внимание.
Состояние внимательности. Обстоятельства, в которых находится человек, могут вызвать состояние внимательности или рассеянности.
Состояние обостренной внимательности возникает у человека, попадающего в новую, необычную для него обстановку; оно вызывается напряженным ожиданием существенных для личности событий, выполнением ответственных поручений. Для него характерны обострение чувствительности, ясность мысли, эмоциональный подъем, увеличение скорости психических реакций, вызванное волевой мобилизацией сил, собранностью и готовностью к действию. Основу состояния внимательности составляет в этом случае произвольное внимание.
Состояние внимательности может возникнуть при напряжении потребности или повышенном интересе к предмету в данный момент. В таком случае в основе внимательности лежит непроизвольное внимание.
Рассеянность – состояние внимания, при котором человек не может сосредоточиться на каком-либо объекте. Усталость после напряженного рабочего дня, озабоченность своими мыслями, выполнение малоинтересного дела – все эти, как и некоторые другие причины, могут вызвать состояние рассеянности. В этом состоянии человек может проявлять несвойственную ему как личности невнимательность.
При характеристике личности принято выделять внимательных, невнимательных и рассеянных. Внимательность определяется соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого, целеустремленного человека. Большую ценность в обществе приобретает внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям. Внимательность проявляется в своеобразном синтезе свойств внимания. Невнимательность выражается в неумении сосредоточиться на предмете, в поверхностности суждений, в неспособности проникнуться во внутренний мир другого. Причины невнимательности лежат в недостатках произвольного внимания, знаний, в отсутствии чуткости. Как внимательность так и невнимательность, могут проявляться у человека избирательно. Внимательный в одной области жизни может быть совершенно невнимательный в другой. Преобладание непроизвольного внимания свидетельствует о том, что внимание человека находится во власти внешних обстоятельств, волевая регулировка минимальна. Такой тип личности может быть охарактеризован как рассеянный. Однако причиной рассеянности может быть и глубокая концентрация на одном предмете, в этом случае человек, недостаточно распределяя свое внимание, перестает замечать происходящее вокруг. По внешней картине поведения кажется, что этот человек рассеянный, но подобная рассеянность мнимая: она следствие концентрации внимания на одном объекте, ставшим сосредоточением всех сил личности.
4.6 Понятие «мышление»
Мышление – психический познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.
Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредственное отражение действительности.
Кроме того, мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира. Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и словом.
Мышление является опосредствованным отражением действительности и потому, что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.
Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер. Такое обобщение является результатом анализа и сравнения отдельных объектов, выделения и абстрагирования того, что в них является общим. Выделяя общее, мы обычно опираемся не только на те объекты, которые воспринимаем в данный момент, но используем и те представления, которые имеются в нашем прошлом опыте. Чем шире, богаче прошлый опыт, тем более широким и глубоким оказывается и обобщение человека.
Выявление существенных признаков оказывается возможным далеко не при любом сравнении и анализе того или иного объекта. Если сравнение будет идти только на основе чувственно воспринимаемых признаков, сущность раскрыта не будет. Для ее раскрытия необходимо включить отражаемый объект в различные системы связей и отношений. Только в процессе установле
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 908;