Теории личности в психологии
1. Теория личности Зигмунда Фрейда – психодинамическое направление.
Фрейд проявил радикальный подход к изучению людей. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, он сравнил его с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды, остальная, большая часть айсберга есть бессознательная. Он подчеркнул значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека. Причем полагал, что доминирующую играют сексуальные инстинкты.
С его точки зрения психика человека имеет следующие уровни:
- уровень сознания (состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в настоящий момент времени). Более того, определенное содержание сознания осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает малый процент информации, хранящийся в мозге.
- область предсознательного (называется доступной памятью, включает в себя опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно либо благодаря минимальному усилию. Предсознание наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического).
- область бессознательного является самой глубокой и значимой областью человеческой психики (представляет собой хранилище инстинктивных побуждений и личной информации человека).
Бессознательные переживания и воспоминания полностью недоступны для осознания, они в значительной мере определяют действия людей. Однако неосознаваемый материал может выражаться в символической форме. Эту догадку Фрейд использовал при работе с людьми методом психоанализа.
С представленной моделью психики Фрейд связывает структуру личности. Структура личности включает три компонента:
- супер-эго (сверх – я);
- эго (я);
- ид (оно).
«Супер-эго» – сознательная часть, представляет собой систему ценностей, норм и этики, приобретенную в процессе социализации личности. В узком значении можно сказать, что «супер-эго» это мораль и совесть человека. Появляется в возрасте 3-5 лет. «Супер-эго» конфликтует с компонентом «ид».
«Эго» - является посредником между «супер-эго» и «ид». «Эго» стремится выразить и удовлетворить желания, идущие с «ид» в соответствии с нормами и требованиями «сверх-я». Таким образом «эго» разрешает конфликт между этими структурами и вносит в поведение человека разумность. При этом «Эго» руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до подходящего момента, приемлемого для «супер-эго». Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, постепенно давать выход энергии «ид» в рамках социальных ограничений и совести человека, выпускает энергию бессознательных инстинктов косвенно, искажая их до неузнаваемости для сознания .
Эго включает механизмы психических защит, которые помогают человеку спасаться от тревоги и боли. Рассмотрим некоторые основные защитные стратегии:
- вытеснение - проявляется в « забывании », представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание.
- проекция- процесс, посредством которого человек приписывает свои, зачастую неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям.
- замещение - проявляется в переадресации чувства или импульса с одного объекта на другой, более доступный.
- рационализация – самообман (ложная аргументация), искажение реальности как способ справиться с фрустрацией или тревогой.
- противоположная реакция – запретные для сознания человека импульсы притормаживаются и изменяются на противоположные.
- регрессия – способ защиты от тревоги путем возврата в детские формы поведения.
- сублимация - в целях адаптации человек выражает (трансформирует) свои импульсы в социально приемлемых мыслях или действиях.
- отрицание – используется перед лицом внешней или внутренней угрозы, при этом человек отрицает («не понимает») реальность.
«Ид» - целиком бессознательная часть личности, представляет собой инстинктивные и врожденные аспекты личности. Эти биологически обусловленные побуждения (проистекают из биологических потребностей) наполняют наше поведение энергией. Энергия «ид» ищет разрядку по принципу удовольствия, стремиться разрядиться немедленно. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии (инстинкты), производимой телесными потребностями. Хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинкты жизни и смерти.Инстинкты жизни включают в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение. При этом, доминируют сексуальные инстинкты, их энергия называется либидо (психическая энергия, получающая разрядку исключительно в сексуальном поведении).
Вторая группа – инстинкты смерти. Их энергия называется танатос – лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, саморазрушающего поведения и убийств. Фрейд считал, что людям присуще врожденное стремление к смерти.
2. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
Юнг посвятил свою жизнь изучению бессознательных влечений. Однако, в отличие от Фрейда, Юнг утверждал, что содержимое бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные или агрессивные побуждения. Согласно аналитической психологии Юнга, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истоков эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому выражению.
Другой источник разногласий с Фрейдом – отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо как сексуальную энергию, Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся различными путями. То есть, либидо концентрируется в различных потребностях - биологических и духовных.
Юнг предложил свою концепцию личности. Он утверждал, что личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.
- эго является основой нашего самосознания.
- личное бессознательное вмещает в себя личностную информацию, которая уже подавлена или забыта. Здесь находятся эмоционально заряженные мысли, чувства и воспоминания, вынесенные из личного и родового (наследственного) опыта.
- коллективное бессознательное представляет собой хранилище памяти человечества. Юнг говорил: «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».
Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических импульсов – архетипов. Архетипы - это врожденные воспоминания человечества. Архетипические образы часто отражаются в сновидениях, а так же в культуре в виде символов.
Количество архетипов в коллективном бессознательном неограниченно, однако особое внимание Юнг уделял следующим архетипам: персона, тень, анима и анимус, самость.
Персона (маска) – это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с людьми. Персона включает в себя множество ролей, которые мы проигрываем перед окружающими, чтобы производить впечатление на других и утаивать свою истинную сущность. Персона необходима нам, чтобы ладить с людьми в повседневной жизни.
Тень – противоположность персоне - представляет собой подавленную, темную, животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы и творческого начала. Функция «эго» состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени и обуздывать тень до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с людьми и в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой творческой жизнью.
В архетипах анимы и анимуса находит выражение врожденная андрогенная природа человека. Анима – внутренний бессознательный идеальный образ женщины в мужчине. Анимус – внутренний бессознательный идеальный образ мужчины в женщине. Юнг настаивал, чтобы у человека анима и анимус были выражены гармонично, чтобы не тормозилось развитие личности (не было односторонним).
Самость - сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает гармонию. Таким образом, развитие самости (зрелого я) – главная цель человеческой жизни.
3.Индивидуальная психология А. Адлера.
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, А. Адлер настаивал на том, что индивидуум – нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью – свободная, осознанная активность является определяющей чертой личности. Индивидуальная психология рассматривает и исследует человека, включенного в общество. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес – врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества и конфликт между человеком и обществом Адлер считает неестественным.
А. Адлер считал, что каждым человеком движет чувство неполноценности, берущее свое начало с детства (младенчества), и желание компенсировать это чувство. Стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Однако, по разным причинам (болезни и физические дефекты, гипер или гипоопека родителей), у некоторых людей развивается комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. В результате чего, в зрелые годы у человека развиваются неврозы и гиперкомпенсация – комплекс превосходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные особенности. Гиперкомпенсация представляет собой преувеличенное стремление преодолевать постоянное чувство неполноценности. Следовательно, обычно человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным.
Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, А. Адлер обратил внимание на порядок рождения как основную детерминанту установок, соответствующих стилю жизни человека. Опыт старшего, младшего или единственного ребенка влияет на формирование стиля жизни.
Старший ребенок (первенец) получает безграничную любовь и заботу от родителей, пока не появится следующий ребенок, лишающий старшего привилегированного положения в семье. Это событие драматическим образом меняет взгляд на мир старшего ребенка и он начинает отвоевывать верховенство и соревноваться с младшим за родительское внимание. Однако это сражение обречено на неудачу – прежнего не вернуть, как бы старший не старался. В результате старший осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер полагал, что старший ребенок будет скорее всего консервативен, стремится к власти, независим и предрасположен к лидерству. Как правило, он становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.
Единственный ребенок – его позиция уникальна, поскольку у него нет братьев или сестер, с которыми он бы конкурировал. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Единственный слишком долго находится под опекой матери и, в дальнейшем, ждет такой же защиты и заботы от других людей. Главной особенностью единственного ребенка становится зависемость и эгоцентризм. У него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, так как нет опыта общения с братьями или сестрами.
Младший (последний ребенок) никогда не испытывал шока от «потери трона» другим сиблингом и, будучи баловнем семьи, может быть окружен не только родительским вниманием и заботой, но и заботой своих братьев или сестер. В результате он вырастает менее ответственным и более зависимым. К тому же, положение старшего брата или сестры задают ему тон и у младшего появляется высокая мотивация превзойти старшего брата или сестру. Младший ребенок – « борец и революционер».
Средний ребенок – у него опыт положения младшего и старшего ребенка. Он стремится превзойти старшего и опасается, чтобы его не обогнал младший ребенок. В результате вырастает соперничающим и честолюбивым, ставит перед собой непомерно высокие цели, чем фактически повышает себе вероятность возможных неудач в жизни. Средний все время «мчится на всех порах».
4.Теория личности Эрика Берна.
Э. Берн, американский психиатор, предложил теорию – трансактный анализ (трансакция – это единица общения, действие (акция), направленное на другого человека). Согласно этой теории, в структуре личности имеются три составляющие: родитель, взрослый, ребенок. Оптимизация взаимодействия достигается при реализации (гибкой смене) всех трех составляющих, однако в силу различных причин (изъянов в воспитании, неадекватного восприятия партнера, неприятие его мнения, инакомыслие и др.) одна из сторон может доминировать по жизни у человека, подавлять другие. Тогда имеет место внутреннее напряжение, что приводит к нарушению гармоничности общения.
Каждый из обобщающихся занимает какую-то одну из трех позиций в процессе общения. Одни трансакции приводят к оптимальному взаимодействию, другие, наоборот, к конфликту.
Взаимодействие между людьми только тогда гармонично и эффективно, когда между ними будут установлены параллельные трансакции. Зрелый человек умело использует разные формы поведения. Главное, они должны быть уместны и адекватны конкретной ситуации общения. Самоконтроль помогает человеку вовремя вернуться во «взрослое» состояние.
Основные характеристики позиций родителя, взрослого, ребенка представлены в таблице. Характеристика позиций личности.
Характеристика позиции | Родитель | Взрослый | Ребенок |
Характерные слова и выражения | Все знают, что …, ты не должен никогда …, ты всегда должен…. Я не понимаю, как это допускают… | Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… | Я сержусь на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно! |
Интонация | Обвиняющая, снисходительная, критичная, запрещающая, разрешающая | Связанная с реальностью, рациональностью | Очень эмоциональная |
Состояние | Надменное, очень правильное, сверхприличное | Внимательность, поиск информации | Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное |
Выражение лица | Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное | Открытые глаза, максимум внимания | Угнетенность, удивление |
Корпус | Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди | Наклонен вперед, к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним | Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, ходит, дергает пуговицу) |
Берн предложил четыре варианта жизненных сценариев, которые выбирают люди:
-я хороший, Они хорошие, жизнь хороша – сценарий успешного человека;
-я плохой, Они плохи, жизнь плоха – сценарий неудачника;
-я хороший, Они плохие, жизнь плоха – сценарий озлобленного пессимиста;
-я плохой, Они хорошие, жизнь хороша – сценарий человека с комплексом неполноценности.
5. Гуманистическая теория Эриха Фромма.
Э. Фромм исторически анализировал условия существования человека и их изменений и сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в современном мире является одиночество, изоляция и отчужденность.
Согласно Э. Фромму, есть несколько путей преодоления чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе. Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько способов бегства от свободы. Первый из них - авторитаризм- определяется как склонность соединять самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «я». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. Второй механизм бегства от свободы – деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь – примеры рационализации деструктивных действий. Наконец, люди могут избавиться от одиночества путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение.
В противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы существует так же опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавится от чувства одиночества и отстраненности. Люди могут быть автономными и уникальными, при этом не теряя ощущения единения с другими людьми и обществом и этот вид свободы Фромм называл позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей проявление спонтанной активности в жизни. Спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. Э. Фром подчеркивал, что любовь и труд - это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди объединяются с другими, не жертвуя при этом ощущением индивидуальности или целостности.
Эрих Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода-безопасность обусловлена экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека:
- потребность в установлении связей. Всем людям необходимо заботится о ком-то и нести ответственность за кого-то. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, человек становится нарциссичным, отстаивает только свои интересы и не способен доверяться людям;
- потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими создателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой проблемы заключается в созидании (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей). Дело созидания позволяет подняться над случайностью и пассивностью, достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой потребности является причиной диструктивности;
- потребность в корнях (в безопасности). Люди нуждаются в том, чтобы чувствовать себя неотъемлемой частью мира. Эта потребность возникает с рождения, когда у ребенка разрываются биологические связи с матерью;
- потребность в идентичности. Люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самим собой – идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности;
- потребность в системе взглядов и преданности. Людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Это система ориентации представляет собой совокупность философских убеждений, позволяющих воспринимать реальность и способность преодолевать трудности и действовать целеустремленно. Необходимо формировать у себя объективные и рациональные взгляды на жизнь и на себя. Помимо этого, человеку нужна Вера (высшей цели или Богу), она даст ему возможность преодоления изолированного существования и наделит жизнь смыслом.
6. Социокультурная теория личности Карен Хорни.
Несмотря на общность позиций с З. Фрейдом, К. Хорни разошлась с ним во мнениях по вопросу о специфики формирования личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении всех биологических нужд и потребность в безопасности. К. Хорни полагала, что удовлетворение потребностей для физического выживания значимо, но не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют к нему истинную любовь и тепло, тем самым потребность в безопасности у ребенка удовлетворяется, благодаря чему формируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей не удовлетворяет ребенку потребность в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности и развитие установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы личности, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к своим родителям, чтобы выжить. И эти подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем.
В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителями. Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.
Чтобы справится с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. К. Хорни описала десять таких стратегий компенсации базальной тревоги, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций:
- в любви и одобрении, которая проявляется в ненасытном стремлении быть любимым, в повышенной чувствительности и восприимчивости к критике, к отвержению и недружелюбию;
- в руководящем партнере, проявляется в чрезмерной зависимости от других и боязни получить отказ или остаться в одиночестве, переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все;
- в четких ограничениях, проявляется в нетребовательности и довольствии малым, в подчинении другим и в предпочтении такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок;
- во власти, проявляется в том, что доминирование и контроль над другими становятся самоцелью, возникает презрительное отношение к слабости;
- в эксплуатации других, проявляется в боязни быть использованным или быть в чем-либо хуже других;
- в общественном признании, проявляется в желании быть объектом восхищения со стороны других;
- в восхищении собой, проявляется в стремлении создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений;
- в честолюбии, проявляется в сильном стремлении быть самым лучшим, невзирая на последствия;
- в самодостаточности и независимости, проявляется в дистанцировании от всех и вся, в избегании любых отношений, предполагающих взятие на себя каких – либо обязательств;
- в безупречности и неопровержимости, проявляется в создании впечатления совершенства и добродетели, в попытке быть безупречным во всем.
К. Хорни утверждала, что вышеперечисленные потребности присутствуют у всех людей. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко, он , в отличии от здорового, избирает какую-то потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях.
К. Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностного взаимодействия с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми:
- ориентация на людей: уступчивый тип. Для этого стиля взаимодействия характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. При этом человеком руководит иррациональное убеждение: « Если я уступлю, меня не тронут». Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили, защищали и руководили. Такие люди завязывают отношения с единой целью – избежать чувства одиночества, беспомощности и ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно;
- ориентация от людей: обособленный тип. У этих людей прослеживается защитная установка: « Мне все равно». Такие люди руководствуются ошибочным убеждением: « Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке». Для данного типа людей характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате утрачивается истинная заинтересованность в других и появляется привычка к поверхностным наслаждениям. Для данной стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности;
- ориентация против людей: враждебный тип. При этом стиле характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. В данном случае, человек действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет». Враждебный тип придерживается мнения, что все люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Любые ситуации и отношения он рассматривает с позиции: «А что я буду иметь?». Враждебный тип способен действовать дружески и тактично, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. В данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.
С точки зрения Хорни, эти три стратегии характерны как для здоровых людей, так и для невротиков. Однако здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий независимо от того, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя менее гибко.
7.Феноменологическая теория личности Карла Роджерса.
К. Роджерс, резко расходясь с Фрейдовской традицией, имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Роджерс полагал, что люди имеют неограниченный потенциал для самосовершенствования. К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение человека вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией к актуализации. Она представляет собой свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, т.е. сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. На организменном уровне тенденция к актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением его базисных потребностей, она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела. А мотивационная сила, с которой тенденция к актуализации действует на психические процессы, относящиеся к самости, имеет еще большее значение.
Тенденция к самоактуализации – это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенцианально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 708;