История возникновения и развития психологии
Выделим основные вехи в развитии психологии.
В Античный период представления о психике носили анимистический характер. Эти представления основывались на взглядах, согласно которым у всего сущего на свете есть душа.
Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. В античном периоде были обозначены проблемы, остающиеся центральными и в современной науке психологии.
Вклад древнегреческих философов:
Гиппократ – создал первое учение о темпераменте. Он разделил людей на типы: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики. В основе классификации темперамента лежит соотношение жидкостей в организме (кровь, лимфа, черная желчь, слизь). В современном учении тип темперамента зависит от типа ВНД, а названия в классификации темпераментов остались те же.
Сократ - «акушер мысли», создал особую технику диалога, с помощью которой помогал человеку «родить мысль». Сократа называют пионером психотерапии.
Платон - создал первую «теорию личности» - миф о колеснице, в которую впряжены два коня (высшие и низшие побуждения человека), а возница (сознание и воля) управляет ими. Позже Фрейд разовьет идею Платона в своей теории строения психики.
Аристотель – открыл новую эпоху в понимании души, обратил внимание на то, чтобы рассматривать организм человека в системе: душа и тело взаимосвязаны.
Под влиянием атмосферы, характерной для Средневековья, утвердилось представление, что душа является божественным началом, и поэтому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. В этот период попытки изучать душу и тело человека были объявлены греховными и запрещены.
С 17веке начинается новая эпоха в развитии психологии – возникло понимание психики как функции головного мозга. В связи с развитием естественных наук, психология стала развиваться как наука о сознании человека.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в конце 19 века. Это было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений, психологических лабораторий и институтов. В 1879 году немецкий ученый Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Вскоре, в 1885 году, В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов.
В начале 20 века интерес исследователей переместился с изучения сознания на изучение поведения человека. Американский психолог Джеймс Уотсон основал психологическое направление – бихевиоризм и сосредоточил внимание на изучении поведения.
Основные научные понятия бихевиоризма сводились к формуле:
S-R
Для того чтобы программировать поведение человека, бихевиористы изучали всевозможные стимулы, чтобы знать, какую реакцию они вызовут. Вопросы о психических процессах, протекающих между стимулом и реакцией не изучались.
Чуть позже появилось новое течение – необихевиоризм. Формула необихевиористов:
S – среднее звено – R
Необихевиористы предложили изучать среднее звено - это потребности, мотивы, ожидания, установки.
Бихевиористы считали, что социальное окружение формирует личность. Узнав, в каких социальных условиях вырос и живет человек, можно предсказать его схемы поведения. Главное внимание на формирование личности оказывает семья. Имеет значение особенности протекания беременности и родов, особенности отношений родителей между собой и с детьми, порядок рождения и отношения с братьями и сестрами. Основа характера закладывается до 5 лет. Особенности своих семейных отношений личность переносит на окружающих. «Плохой» или «хороший» опыт, полученный человеком в детстве, позже проигрывается им как привычный.
В 1960 году у бихевиористов возникла концепция рационально-эмотивной терапии.
Во внимание взято три основных психических аспекта - мышление, эмоции и поведение человека. Эти аспекты взаимосвязаны между собой и изменение в одном из них оказывает влияние на другие. Если человек изменяет способ мышления, т.е. думает о событии по-другому, вслед за этим изменяется его эмоциональная реакция и поведение. Мысли являются главным факторов, определяющим эмоциональное состояние человека (как мы думаем, так и чувствуем). Не событие и не люди заставляют нас чувствовать себя хорошо или плохо, а наше собственное восприятие ситуации и мыслительные процессы. Итак, в основе негативных эмоций и психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. Терапевты используют при этом термин – иррациональное суждение, т.е. ошибочное. С помощью самонаблюдения и самоанализа человек может менять свое иррациональное суждение на рациональное.
Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Скиннера, который выдвинул теорию оперантного бихевиоризма: главным средством формирования нового поведения является подкрепление. Средствам управления поведением является не обращения к сознанию людей, а контроль за режимом подкреплений. Поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятные или неприятные – живой организм проявит тенденцию повторять поведенческий акт или избегать его повторения в дальнейшем.
С конца 19 в. и на протяжении 20 в. господствует психоанализ З.Фрейда.
Он впервые обратил внимание ученых на то, что кроме сознательной части психики есть еще и бессознательная часть (большая). Фрейд считал, что изучение бессознательной части очень важно, для того, что бы понять и объяснять поведение человека и его проблемы.
В бессознательной части хранится огромное количество информации, которую человек получает с момента зачатия и на протяжении всей жизни. Фрейд создал методику - психоанализ, позволяющую расшифровывать информацию из подсознания (методом свободных ассоциаций). Фрейд считал, что для того, чтобы исправить проблемы личности, надо работать с ее прошлым опытом. Фрейд полагал, что сексуальная энергия обуславливает поведение человека. Однако его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, а по преимуществу чувство неполноценности и необходимость его компенсации (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшие в себя общечеловеческий опыт (К.Юнг), определяют психическое развитие личности и ее поведение.
Реформаторы психоанализа Фрейда – неофрейдисы: К. Хорни, Э. Фромм.
Гештальтпсихология возникла в Германии в 30 годы 20века.
Основоположники Курт - Левин, К. Коффка, Перлз, Франкл - выдвинули в качестве первого и основного принцип целостности. «Гештальт» означает в переводе целостность. В основе теории гештальт - психологов лежит представление о том, что сознание (и восприятие) человека обладает врожденной целостностью. Человек стремится к целостности (гештальту) в деятельности, в отношениях. Гештальт- психологи считали, что человек страдает не столько от того, что с ним что-то произошло, сколько от того, что осталось у него незавершенным (в чувствах, в прерванных отношениях, в делах). Поэтому, из-за незавершенного гештальта возникает неудовлетворенность, так как энергия мотива не исчерпала себя, а потребности остались неудовлетворенными. Чтобы избавиться от страдания, человеку необходимо завершать свои незавершенные гештальты: отрабатывать свой негативный или незаконченный прошлый опыт – проговаривать (использовать технику пустого стула), прощать, т.е. отпускать.
Гештальтисты открыли законы:
- память на прерванное действие лучше, чем на завершенное;
- эффект края: запоминается лучше первое и последнее (событие или информация);
Было введено понятие «фигура» (доминанта или то, с чем связаны потребности) и «фон» (все остальное); при восприятии объектов происходит смена фигуры и фона.
Гуманистическая психология, ее виднейшие представители: К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Оллпорт, Г.А.Мюррей, Г.Мэрфи и др. Гуманисты считают, что у человека с рождения добрая сущность, но он становится злым, когда перекрываются его базисные потребности в творчестве, росте, в любви, когда утерян смысл жизни (высшие ценности). Любому человеку потенциально присущи высшие духовные потребности в саморазвитии и в творчестве. Цель человеческой жизни не потребность в гомеостазе, как считают психоаналитики, а самоактуализация.
В центре внимания гуманистов проблема свободы личности.
В 60 годы 20в. В. Райх основал телесноориентированное направление. Имея ввиду то, что психика и тело взаимосвязаны (из-за стресса, посредством нервногуморальной регуляции возникают мышечные зажимы и панцири - хроническое мышечное напряжение).В. Райх предложил воздействовать на тело посредством массажа, что снимает напряжение в мышцах и автоматически оздоравливает психику.
В 70 годы 20века появилась трансперсональная психология Гроффа.
Трансперсональные психологи изучают опыт мировых религий и философии. Они рассматривают человека как духовное существо, неразрывно связанное со Вселенной.
В развитиирусской научной психологииособое место принадлежит М.В. Ломоносову, с которым связаны оригинальные пути становления русской передовой психологической мысли. В своих работах по риторике(1744г.) Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей.
Решающее значение для развития передовой русской психологии 19 века имели психологические воззрения философов-материалистов – А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского.
Материализм и психофизиологический монизм философских идей Чернышевского находят конкретное претворение в ученых трудах И.М. Сеченова. Его знаменитые «Рефлексы головного мозга», вышедшие книгой в 1866году, определили новые пути физиологии головного мозга, оказав значительное влияние на И.П. Павлова (1849 – 1936). Своими идеями и исследованиями, И. М. Сеченов оказал прямое влияние на развитие в России экспериментально-психологических исследований. В 80-90годах 19 века возникает ряд экспериментальных психологических лабораторий: В.М. Бехтерева, В.Ф. Чижа, А.О. Ковалевского, В. М. Сикорского и др.
Наряду с общей психологией, начинают развиваться и другие отрасли психологического знания – патопсихология (Н. А. Бернштейн, В. П. Сербский), психология ребенка (Д. М. Трошин, В. М. Сикорский), зоопсихология (В.А. Вагнер).
В этот же период начинают интенсивно развиваться специальные отрасли психологического знания, разработка которых диктовалась нуждами практики – медицинской и психологической. Клиницисты, начиная с С.С. Корсакова, В.М. Бехтерева, И.Р. Тарханова, были одними из первых, привлекшие психологию на помощь клинике.
К.Д. Ушинский, рассматривая в своем замечательном трактате (1868г.) человека как предмет воспитания, закладывает глубокие основы педагогической психологии. Вслед за Ушинским, П.Ф. Каптеров использует психологические знания в интересах обучения и воспитания.
Советская психологияначинала свой путь в то время, когда мировая психологическая наука, c которой русская психология находилась в теснейшей связи, вступила в полосу кризиса. Этот кризис был по существу методологическим, философским кризисом, который распространился на целый ряд наук – вплоть до математики. В психологии он принял особенно острые формы. Перед советской психологией встала задача построения системы психологии на новой, марксистско-ленинской, философской основе.
На первые годы после Великой Октябрьской революции приходится освоение учения об условных рефлексах И.П. Павлова, который создает физиологию больших полушарий головного мозга и закладывает основы физиологического анализа психических процессов.
Значительное влияние на развитие отечественной психологии оказала «теория культурного развития высших психических функций» Л.С. Выготского, в которой основной тенденцией явилось стремление продвинуть в психологию идею развития, принцип историзма. По сравнению со статичными, традиционными взглядами психологии того времени, исходные генетические, исторические устремления теории культурного развития высших психических функций представляли огромный шаг вперед (1932год).
В 1940 годы, научная теоретическая и экспериментальная работа по психологии получает в СССР широкое и плодотворное развитие. Среди отдельных исследований в общей психологии можно отметить работы П.П. Блонского (о памяти), Б.М. Теплова и А.Р. Лурии (о способностях), С.Л. Рубинштейна (методолога и теоретика психологии), В.Н. Мясищева и А.Н. Леонтьева (комплекс исследований по общей, детской и педагогической психологии). Исследования, проводимые советскими психологами того времени, дают обширный материал для теоретических обобщений и практических изысканий. В эти годы интенсивно строилась система советской психологии, основанная на принципах:
- принцип психофизического единства, включающий единство психического как с органическим субстратом, функцией которого является психика, так и с объектом, который в ней отражается;
- принцип развития психики как производного, но специфического компонента в эволюции организмов, в ходе которого адаптивное изменение образа жизни обуславливает изменение как строения нервной, так и ее психофизических функций в их единстве и взаимосвязи, в свою очередь, на каждой данной ступени обуславливаясь ими;
- принцип историзма применительно к развитию человеческого сознания в процессе общественно-исторического развития, в ходе которого общественное бытие людей определяет их сознание, образ жизни – образ их мыслей и чувств, в свою очередь, обуславливаясь ими;
- принцип единства теории и практики, т.е. теоретического и экспериментального изучения человеческой психики и воздействия на нее.
Нити, ведущие от всех этих основных принципов, сходятся в единой узловой точке – в положении о единстве сознания и деятельности. Это стержневое положение отечественной психологии, которым определяется, прежде всего, трактовка психики в генетическом плане – в ее развитии. Это положение заставляет нас выйти за пределы чисто функциональной трактовке психики, которая рассматривает всякий психический процесс как однозначно детерминированный изнутри функционально-органическими зависимостями. Такое положение приводит к раскрытию зависимости психических процессов от реальных взаимоотношений, которые складываются у человека в жизни. Это размыкает замкнутость внутреннего мира психики и вводит ее изучение в контекст конкретных материальных условий, в которых практически протекает жизнь и деятельность людей. Отсюда вытекает требование – строить психологию как науку, изучающую психику, сознание людей в конкретных условиях, в которых протекает их деятельность и, таким образом, в самых исходных своих позициях, связанную с вопросами, которые ставит жизнь, практика.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1747;