Лепка в младшем дошкольном возрасте
Детей младшего дошкольного возраста характеризует бурное физическое и психическое развитие. Развиваются движения рук, улучшается координация движений, начинают развиваться мелкие мышцы рук, и это позволяет ребенку осваивать все более сложные движения. Малыш знакомится с разнообразными предметами и способами действий с ними, начинает замечать мелкие предметы, рассматривать их. Освоение окружающего пространства вызывает потребность в общений, малыш начинает задавать множество вопросов. Ведущим средством общения становится речь. Он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Так, к 4 годам он овладевает важнейший операций — сравнением. «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления», - считал К.Д. Ушинский. К 5 годам дети становятся наблюдательными, у них развивается память и способность к воспроизведению. Игровая, трудовая, изобразительная деятельность развивают у младшего дошкольника творческое воображение.
Занятия лепкой для самых младших дошкольниковявляются первой ступенькой, которая поднимает их из периода доизобразительного в изобразительный. Раскатанный на столе кусочек глины становится «конфеткой», «колбаской», которой можно угостить куклу. Дальнейшее освоение глины и простейших приемов лепки позволяет воспитателю первой младшей группы решить основную задачу: подвести детей к пониманию возможностей изображения реального предмета. Развитие детей неодинаково. Если дети, которые могут подойти к осознанию изобразительных свойств глины только в конце 1 года обучения и даже в начале 2-го.
Тематика лепки двухлетних детей очень простая - это колбаски, баранки, яблочки, печенье, Колобок, снеговик, птичка (согнутая колбаска с прищипнутым клювом). Переход от доизобразительного периода к изобразительному - это революционный скачок в развитии ребенка, после которого у него резко увеличивается количество мыслительных операций, начинают развиваться образное мышление, воображение, развиваются функции руки. Лишая детей возможности лепить, взрослые задерживают их развитие.
Во второй младшей группезадачи усложняются. Дети должны освоить основные формообразующие движения и уметь их применять самостоятельно. Они должны знать, как вылепить столбик, шарик, диск, соединить концы колбаски и получить баранку, а в конце года освоить лепку предметов, состоящих из нескольких частей, - пирамидку, самолет лодочку, мишку-неваляшку, зайчика, грибок, яблоко с листочком, птичку, кошку. Воспитатель дает детям представление о частях предмета, их соединении. Знакомит с функцией предметов и их частей. Рассматривая с детьми чайник, объясняет, что это предмет, в который наливают чай, ручка нужна для того, чтобы держать и не обжигаться, из носика чай наливают в чашку, сверху чайник закрывается крышкой.
В средней группедети лепят несложные предметы, состоящие из нескольких частей. Они должны научиться правильно передавать пропорции между частями предмета, прочно их присоединять и примазывать. Активно включаются в работу пальцы; такие детали, как уши, клювы, гребешки, делают путем прищипывания, шляпки грибов, мисочки - путем вдавливания, хвосты у птиц - растягиванием глины или пластилина. Одновременно с изображением мелких деталей игрушек из глины и пластилина педагог учит детей изображать крупные, обобщенные фигуры из мокрого песка и снега, летом можно использовать репьи. В лепке из снега участвует и педагог, показывая детям, как надо скреплять детали, заглаживать поверхность, украшать фигуру кусочками льда, камешками и красками. В средней группе дети учатся использовать дополнительные материалы - иголки от сосны для изображения иголок у ежихи с ежатами, усов у кота; бусинки для изображения глаз. Для развития мелких мышц руки педагог дает задание вылепить на пластине барельеф бабочки и украсить ее цветными гранулами полиэтилена или мелкими камешками, семенами цветов, лепестками. С этой же целью дается задание вылепливать из пластилина буквы.
В средней группе педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходство и отличия (например, сравнивая рыбку и кита, дети выделяют общий для них овальный силуэт). Педагог учит детей переносить усвоенные способы изображения в новые условия. Организация занятий лепкой для младших дошкольников имеет свою специфику. Дети 3 годажизни впервые начинают заниматься лепкой. Карандаши и фломастеры, их назначение, способы использования уже известны им. Но глину многие из них никогда не видели и боятся брать ее в руки. Дети не привыкли еще и к самой форме занятий. Поэтому первые занятия педагог проводит в маленьких группах из 4-6 человек: садится с ними за стол, кладет перед собой дощечку и глину и начинает показывать, что из нее можно слепить. Свои действия воспитатель сопровождает эмоциональным рассказом, а вылепленные предметы тут же начинает обыгрывать, используя кукол и игрушки. Например, вылепили морковку и тут же угощают ею зайчика, зайчик рассматривает морковку, хвалит ее. Педагог на глазах у детей делает 2-3 игрушки, лучше, если они будут связаны одним сюжетом. Педагог лепит не торопясь, так, чтобы дети успели увидеть его движения. Игрушки должны быть простыми по форме. Необходимо, чтобы занятия были эмоциональными, интересными и длились не более 10 мин.
Когда дети познакомятся с процессом превращения глины в игрушки, можно предложить им самим поиграть с глиной, помять ее, отщипывать кусочки. Все это педагог немедленно обыгрывает: «А это будут у нас конфетки для мишки». Медведя воспитатель держит в руках и предлагает детям угостить его конфетами.
На последующих занятиях педагог показывает детям самые простые формообразующие движения, сопровождая их объяснением, что и зачем он делает. Он ставит игрушечный самовар и приглашает кукол к чаю, объясняя детям, что баранки к чаю он сейчас слепит: «Оторву немножко глины, положу на ладошку и покатаю другой ладошкой, вот получилась колбаска. Мы ее сейчас согнем и кончики прижмем, вот и получится баранка». Педагог лепит 2-3 баранки, каждый раз сопровождая свои действия словами. Затем предлагает лепить баранки детям, помогая им. Так дети осваивают первое формообразующее движение - расшатывание. После того как дети освоят этот прием, педагог показывает, как скатать шар круговыми движениями ладоней. Он подходит к каждому ребенку и показывает ему это движение. Скатывание - сложное движение, и не каждый ребенок поймет, как должны двигаться ладони, поэтому воспитатель берет ладошки ребенка в свои и, прижимая их к глине, показывает, как нужно действовать. После скатывания детям показывают прием сплющивания, предлагая слепить печенье, пряники, оладьи. Все вылепленные детьми вещи обыгрываются. Слепили шар - это Колобок, он катится по дорожке, поет песенку вместе о детьми. Для закрепления педагог предлагает детям слепить яичко, которое снесла Курочка-Ряба. В этом возрасте трудно сформировать интерес детей к результатам своей деятельности, игровые приемы являются самыми доступными для малышей. Важно, чтобы педагог давал задания, понятные и интересные детям.
В первой младшей группе ведущими методами являются информационно-рецептивный,а затем репродуктивный,требующий от детей самостоятельности. На каждом занятии педагог рассматривает вместе с детьми игрушку или образец, затем показывает им способ действия. Но как только дети усвоят его, педагог перестает показывать и только словами напоминает, что нужно делать. Это очень важный момент. Зная, что педагог все покажет, дети быстро перестают думать и просто подражают ему. Планируя занятие с детьми, педагог особое внимание уделяет формированию мотивов деятельности, так как именно они влияют на качество изображения младшего дошкольника.
На 4 году жизни значительно повышается уровень психического развития ребенка. Занимаясь лепкой с детьми этого возраста, воспитатель проводит детальное обследование предмета, сохраняя принятую последовательность: сначала эмоциональное целостное восприятие предмета, затем вычленение отдельных его частей с указанием их функции, формы, цвета. Кончается обследование повторным целостным восприятием. Для последующего изображения предмета в лепке важно не только зрительное, но и тактильное восприятие. Для этого педагог показывает детям обследующий жест - основной объем ощупать ладонями, а детали - кончиками пальцев. Для того чтобы ребенку интересно было рассматривать, можно придумать какую-то игровую ситуацию. Например, рассмотреть утенка для того, чтобы вылепить его похожим на маму-утку. Перед этим дать детям послушать французскую песенку «Десять маленьких утят», сделать несколько движений, имитирующих утят. Обследование не должно быть затянутым, иначе пропадет желание лепить.
Рассмотрев с детьми предмет, педагог показывает им способ изображения. Это хороший обучающий метод при усвоении нового, так как у детей развито подражание. Ребенок должен увидеть те способы изображения, которые может показать только взрослый человек. Детям нужно показать, как пользоваться инструментами. Но это полезно, только когда ребенок осваивает новый прием или изображаемый предмет сложен. В других случаях можно использовать частичный показ. Он дает возможность детям применить свою сообразительность и самостоятельно выполнить лепку. Если воспитатель на каждом занятии использует показ, дети становятся инертными. Им иногда достаточно только напомнить знакомый способ действия.
Изобразительные возможности 4-летнихдетей зависят от развития мышц кисти руки. Перед занятиями полезно проводить игровые упражнения, например, такие: «Ну-ка, ребята, покажем пальчиками, как гусь щиплется. А как собачка мух ловит? А теперь покажем, как наши ручки работают. Пальчики - в кулак, разжали! Покрутим ручками, вот как они в разные стороны крутиться умеют!» В свободное время полезно проводить игру «Узнай форму на ощупь». Ребенку завязывают глаза, и он на ощупь определяет, что ему дали в руки - пирамидку, кубик, шар. Эта игра закрепляет знание детей о различных геометрических формах и полезна для развития ощущений. Можно использовать миндальные и грецкие орехи. Ребенку завязывают глаза, кладут его ладошку на орехи и спрашивают, сколько их? Орехов должно быть не более 3. 4-летние дети справляются с этим заданием и с удовольствием играют в эту игру. Она одновременно учит счету и развивает восприятие.
Обучая детей 4-го года жизни новым приемам лепки, нужно использовать такие, которые они могут применять в самостоятельном творчестве. Например, можно показать детям, как лепить елку. Сначала показать детям искусственную елочку, чтобы они увидели, какая она пушистая, что ветки ее располагаются ярусами, а внизу виден пенек. Затем педагог показывает, как из пластилина вылепить конус - пенек. Далее он привлекает детей к сотворчеству, эмоционально рассказывая, задавая детям вопросы, заставляет их заинтересованно следить за процессом лепки и как бы участвовать в нем. «Пенек готов. Теперь догадайтесь, как я буду лепить елочку! Видите, какие у нее пушистые веточки? А как мы такие пушистые вылепим?» Воспитатель скатывает из пластилина шар, надевает его на палец и заостряет верхушку, стекой нарезает бахромой края шара. «Вот какая пушистая получается! Сейчас еще один ярус сделаем!» На глазах у детей он надевает готовый ярус на пенек и прижимает его плотно, потом лепит 2-й ярус и надевает его на 1-й. Всего 3 яруса надевает он друг на друга, и получается пушистая елочка. Приемы лепки несложные, и дети их запоминают легко. Если не все дети поняли, как нужно лепить, показ можно повторить. Когда 4-летние дети освоят этот прием, им будут доступны многие темы сюжетной лепки. Несколько елочек, грибы, ежик - и готова лесная полянка! Все изображения можно переставлять, обыгрывать, населять лес другими зверюшками. Лепку елочки можно давать после того, как дети научились лепить снеговика из 2-3 шаров, тогда им будет понятен принцип строения елки, детально нужно будет показать только прием заострения верхушки шарика и нарезание бахромы стекой. Можно применить эвристический метод и после 1-го яруса спросить детей, как сделать елку высокой. Предложить им самим сообразить. Везде, где можно, следует спрашивать детей, каким способом лепить лучше, удобнее, прочнее, красивее.
В средней группе вводится сравнение, так как у детей уже сформировано представление о круглой и овальной формах. Сначала детям показывают, как лепить барашка, зайчика с овальным туловищем и круглой головой, затем педагог сравнивает овальное туловище барашка с туловищем ежика и показывает, как его нужно лепить, держа ладони под углом, как при лепке морковки, как загнуть кверху носик и стекой наколоть иголки, держа ее под углом и слегка приподнимая. Иголки получаются торчащие. Прием несложный, но его нужно показать. Для закрепления дети вылепливают маленьких ежат. Разнообразные детские работы можно объединять в единый сюжет.
Младшим дошкольникам уже доступны задания творческого характера. Обучение детей идет быстрее, эффективнее, когда усилена образная основа изобразительной деятельности. Необходимо обогащать ребенка впечатлениями, используя музыку, поэзию, устное народное творчество, экскурсии в природу, знакомство с доступными произведениями искусства. Жизненный опыт ребенка еще очень мал, а те впечатления и наблюдения, которые у него есть, он не умеет использовать в изобразительной деятельности. Творчество - самостоятельная деятельность дошкольника, но для ее развития необходимы новые яркие впечатления, ведь ребенок в своем творчестве образно отражает окружающий мир.
Самая доступная и полезная для ребенка информация - зрительная. Чтение книг с целенаправленным рассматриванием иллюстраций дает детям очень много информации по изобразительной технике, развивает воображение. Ребенок с удовольствием рассматривает в книжке вместе со взрослым, как изображен ежик, какой у него нос, есть ли уши, как расположены иголки, почему он на них накалывает яблоки, какие у него ноги, может ли он ходить на задних лапах, почему его так изображают художники. Вопросов во время рассматривания набирается множество, но изображение ежика после такого рассматривания отличается большой точностью независимо от того, рисует ребенок ежа или лепит. В книжных иллюстрациях и фотографиях имеется большая информация для изобразительной деятельности. Нужно научить детей получать ее. Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, нужно постоянно обращать их внимание на важные детали, на способы изображения. Эти знания пригодятся детям в лепке и рисовании.
С того момента, как дети начинают лепить, их нужно знакомить со скульптурными изображениями животных. Особенно полезны маленькие фарфоровые статуэтки, они эстетичны, выразительны, и дети, рассматривая их, знакомятся с объемным изображением. Не подходят для показа детям штампованные фигурки зверей - из пластмассы, гипса, чугуна, так как они часто утрированы и лишены какой-либо художественной выразительности, поэтому ничего, кроме засорения вкуса, не принесут.
Учить детей смотреть - очень важно. При наблюдении живого объекта, предмета или его изображения нужно задавать ребенку вопросы: «Какая это птица?», «Какой у нее клюв?», «Какой формы?», «Какие у нее глазки?», «Где крылышки?», «Какие они?», «Какой хвост?». На прогулке, когда дети играют, воспитатель всегда может найти минутку для индивидуальной работы с теми детьми, у которых плохо развита наблюдательность.
Для обогащения детей яркими впечатлениями, «оживления» образа используется музыка. Например, педагог берет на занятии лепкой тему «Котята» и ставит перед детьми задачу изобразить их в разных позах. После эмоционального рассказа (своего и детей) о проделках котят он показывает детям, как легко передать различные движения котят, если раскатать цилиндр, стекой прорезать с двух сторон ноги и сгибать их по-разному. Так можно изобразить испуганного котенка с выгнутой спиной, играющего на опущенных передних лапках, сидящего или лежащего с поджатыми лапками. Фигурка животного дополняется круглой головой с прищипнутыми ушками и хвостом, который может быть поднят кверху или опущен вниз. Для того чтобы дети представили весело играющего котенка, его разнообразные позы и захотели его изобразить, педагог после своей беседы о технике лепки дает детям послушать пьесу А.Гречанинова «Котик выздоровел». Музыка помогает детям представить движения играющего котенка и изобразить их.
С такой же целью используется песенка «Рыбка» М. Красева, Эта маленькая яркая песенка рождает интересные изобразительные замыслы даже у самых инертных детей. При лепке медведя можно использовать пьесу «Медведь» С. Ребикова, дающую образ неуклюжего большого медведя. Все эти музыкальные пьесы «оживляют» представления детей об образе и вызывают эмоциональный отклик, они дают представления о движениях персонажей и поэтому с наибольшей пользой могут применяться на занятиях лепкой. Игрушки, созданные в такой эмоциональной атмосфере, дети с удовольствием обыгрывают, имитируя их голоса в соответствии с музыкальными образами.
Поэзия так же, как и музыка, развивает воображение детей, обогащая их творчество. Особенно полезно детям знакомство с народной поэзией, потешками, прибаутками.
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок,
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
На занятиях с младшими дошкольниками можно использовать стихи А.Барто, С.Маршака, Л.Квитко. Но при этом педагог должен помнить, что одни стихи не дают младшим дошкольникам наглядно-чувственной картины, они нужны для эмоционального отношения к образу, поэтому, привлекая поэзию, нужно показывать иллюстрацию, где этот образ зримо запечатлен. Для обогащения детского творчества впечатлениями и наблюдениями многое дают прогулки. Самую обычную прогулку на групповой площадке можно превратить в увлекательное путешествие в мир природы. Иногда возможность понаблюдать за птицами и насекомыми появляется неожиданно. На руку педагогу села бабочка, дети, затаив дыхание, рассматривают ее необыкновенно красивые крылья, усики, длинный хоботок, который она свертывает баранкой. Такое наблюдение нельзя заранее запланировать, следует ценить неожиданную возможность и предложить детям полюбоваться и рассмотреть бабочку. Дети увидели, как борются два жука, поднявшись вертикально и обняв друг друга лапками, каждый старается оттолкнуть от себя другого. Такая сцена тоже стоит внимания. Наблюдения должны накапливаться у детей, они пригодятся потом. Чаще всего воспитатель готовится к прогулкам и организует наблюдение за птицами, насекомыми сопровождая его короткими интересными замечаниями.
Рассматривание насекомых в лупу дает новый, интересный материал для изобразительной деятельности. Дети получают информацию, которую обычно получить не могут. Это связано с открытиями, удивлением, яркими эмоциями. Чем больше таких наблюдений, тем больше у детей свежих, нешаблонных рисунков и лепки, совершенно неожиданных воплощений увиденного. Такие прогулки развивают воображение у детей, обогащают их познание и влияют на выразительность и творчество детей.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 3845;