Искусство скульптуры
Скульптура- один из видов изобразительного искусства. Она существует более 5 тысяч лет. Лучшими образцами дошедших до нас скульптур тех далеких времен являются портреты египетского фараона Эхнатона и его жены Нефертити. Это произведения большого реалистического искусства, созданные неизвестным гением, в них чувствуется дыхание жизни. Изумительно тонко передано скульптором обаяние женственности Нефертити, ее образ стал олицетворением женской красоты.
Высочайшего уровня искусство скульптуры достигло в Древней Греции. Античные ваятели умели показать внутреннюю свободу и непринужденность своих героев, воплотить в камне гармонию образа, как бы оживить камень.
У каждого искусства - свой язык, с помощью которого художник передает свои ощущения от окружающего его мира. Это могут быть поиски идеала женской красоты, выражение бушующих страстей или проникновение во внутренний мир человека. Все это - содержание искусства, а средства выражения его могут быть различны. Скульптор передает то, что задумал, в объемном изображении. Он лепит свои произведения из глины или гипса, как это делала замечательный мастер А.С.Голубкина, в произведениях которой, по выражению известного искусствоведа М.Алпатова, была «правда, согретая всем жаром чувств и страстей большого человека...». Но чаще для скульптуры используется более прочный материал - камень, это может быть песчаник, гранит, мрамор. Иногда скульптура отливается из бронзы. Перепробовав разные материалы, скульптор обычно останавливается на одном, наиболее выразительно, с его точки зрения, передающем замысел. Скульптор С.Эрьзя встретил в горах Аргентины две породы дерева, которые были тверже металла и имели благородные оттенки коричневого цвета - альгарробо и квебрахо. Это был уникальный материал для скульптуры, и все свои произведения величайший русский художник создал из этих деревьев. Огромный нарост альгорробо, в котором он обрабатывал лишь часть поверхности, резцом удаляя все лишнее и бережно оставляя естественные извивы древесины, превращался в портрет Льва Толстого. Из дерева созданы скульптуры Бетховена, Моисея, Сократа. Гений художника преображает материал, открывая нам характеры богатырские, изумляющие глубиной художнической мысли. Потому С.Эрьзя и был известен миру как русский Микеланджело.
Мир человека - не единственное, что является содержанием скульптуры. Художники Древнего Египта, Индии, Китая изображали и животных. Символические животные, химеры, украшают собор Парижской Богоматери. Достопримечательностью Петербурга являются великолепные изображения коней на Аничковом мосту работы скульптора П.К.Клодта. Очень интересны, психологически выразительны деревянные скульптуры животных художника-анималиста В. А.Ватагина. Выразительные возможности скульптуры настолько велики, что художник П.Иванов попытался изобразить из фарфора букет цветов, лежащий на столе. Шедевр находится в Русском музее. Эффект натуральности настолько велик, что кажется, цветы просто потеряли окраску, сохранив свою нежную красоту.
В XX в. появилось новое направление в скульптуре - авангардистское,где изображение символическое, условное. «Художник должен говорить на языке своего времени», - писал московский скульптор-авангардист В.А.Сидур. Его скульптуры украшают многие города мира. В Москве, например, стоит его Памятник оставшимся без погребения - жертвам афганской войны. Символическое изображение трех скорбно склонившихся женских фигур. Лаконичный пластический язык работ В.А.Сидура очень выразителен, они заставляют задуматься над последствиями того, что несут страшные, разрушительные эксперименты над людьми и природой.
По своему назначению скульптура делится на монументальную и станковую. Скульптурное произведение, отличающееся огромными пропорциями, величием и значительностью, называется монументом.Монументальная скульптура увеличивает изображаемый объект более чем в три раза, и обращена к широким массам зрителей. Поэтому художник-монументалист не придает значения мелким деталям. В монументальной скульптуре обычно изображают крупных исторических деятелей, героев, великие события в жизни народа. Так, к монументам относится знаменитый памятник Петру I в Петербурге, созданный скульптором Э.Фальконе. Монументальная скульптура может быть символической, например изображение Родины-матери на Мамаевом кургане под Волгоградом. В свою скульптуру Е.В.Вучетич вложил великую патриотическую идею - скорбь Родины-матери по своим погибшим сыновьям. Расположенная на высоком кургане, она видна издали и оказывает огромное воздействие на людей.
Станковая скульптурапо своим масштабам почти совпадает с размерами натуры, ей свойственна психологическая характеристика образа.
Скульптура малых форм- статуэтки из камня, фарфора, металла, народная игрушка - является разновидностью станковой скульптуры. Особой известностью пользуется глиняная дымковская игрушка - нарядная, праздничная по цветовому и лепному украшению, выполненная с большим юмором. Няньки с детьми, расписные барыни, индюки со сказочными хвостами, петушки, кони, барашки, потешные сценки. И всюду яркие, сочные краски. Это жизнерадостное искусство уникально.
Скульптуру, которую можно рассмотреть со всех сторон, называют круглой. Если же объемное изображение лишь частично выступает над плоским фоном, то оно называется рельефом.Рельеф может иметь самостоятельное значение, например маленькие рельефные изображения на простых и драгоценных камнях. Они называются камеями. Одна из самых знаменитых - камея Гонзага - хранится в Эрмитаже. Но чаще всего рельеф используется для украшений величественных зданий и памятников. Греческий Парфенон украшен фризом - полосой рельефных изображений героев и их деяний. Рельефами украшают постаменты памятников. Если фигуры выступают над плоскостью меньше чем наполовину своей толщины, такое изображение называется барельефом. Барельефными изображениями героев произведений украшен памятник Н.В.Гоголю скульптора Н.Андреева. Тут и толстый городничий, и Хлестаков, и понурая фигура художника со своим «портретом», чиновники. Все они изображены вполовину своего объема. Когда же рельефное изображение возвышается над плоскостью более чем наполовину своего объема и фигура как бы только касается фона, тогда оно называется горельефом. Скульптор М.Микешин создал в Новгороде памятник «Тысячелетие России» в виде огромного колокола, украшенного двумя полосами рельефов. Внизу барельефное изображение всех русских писателей, художников, общественных деятелей, сыгравших значительную роль в жизни русского народа, а вверху - горельеф с изображением крупнейших князей и царей, кому Россия обязана своим существованием, - Рюрика, Святослава, Дмитрия Донского и др.
Скульптура как вид искусства интересна не только взрослым, но и детям. В каждом городе есть монументальная скульптура, есть музеи изобразительного искусства, где хранятся произведения станковой скульптуры, народной игрушки. И у родителей, и у педагогов садов есть возможность познакомить детей с искусством скульптуры. Не стоит показывать им примитивные изображения на стадионах и в парках. Как правило, они не имеют ничего общего со скульптурой и могут только испортить вкус детей. Знакомя детей с подлинной скульптурой, взрослый должен рассказать, как ее рассматривать, каково ее содержание, художественные достоинства, помня слова Марины Цветаевой: «...то, что знаем с детства - знаем всю жизнь».
Вопросы для закрепления
1. Дайте определение скульптуры и основного ее содержания.
2. Что является основным выразительным средством в скульптуре?
3. Какими терминами мы оперируем, характеризуя скульптуру? Что они обозначают?
4. «Художники - это глаза человечества». Что имел в виду автор этих слов? Применимы ли они к искусству скульптуры?
5. Как нужно знакомить детей с искусством скульптуры?
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 2881;