ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С.В.Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение - одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости - одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).
Общепризнана возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.
Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Философы, психологи, физиологи, искусствоведы, педагоги, специалисты в области кибернетики используют разные методы познания этого явления: биографический, анкетный, беседы, эксперимент, моделирование и др. Однако данные очень скудные и во многом спорные. Тайна научного творчества с давних времен интересовала самих ученых, а художественного - поэтов, писателей, композиторов, актеров. Человечество, пытаясь понять творчество, по сути, пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущностную характеристику человека. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества. Поскольку в его истоках, в «зернышке» (Е.А.Флерина), зародыше заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Поэтому интерес к детскому творчеству, например, кибернетиков, пытающихся моделировать творческий процесс, вполне понятен.
В исследованиях по данной проблеме отчетливо наметились четыре направления:
- изучение продуктов, результатов творчества;
- изучение структуры творческого акта;
- исследование психических процессов, состояний человека в творческой деятельности;
- поиск путей развития и измерения творческих способностей человека.
В данной главе представлена характеристика детского творчества по этим направлениям.
§ 1. Детский рисунок
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 2063;